СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по инклюзии "Модель инклюзивно-интегративного подхода к воспитанию в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по инклюзии "Модель инклюзивно-интегративного подхода к воспитанию в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".»

Модель инклюзивно-интегративного подхода к воспитанию в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.



Зыбарева Наталья Николаевна учитель-дефектолог

Кондрашова Ксения Александровна учитель-логопед

Кондрашова Мария Александровна учитель-дефектолог



В педагогике коллектив рассматривается как одно из эффективных средств воспитания. В нем должна быть четкая система сотрудничества, взаимопомощи, требовательности, дисциплины и ответственности каждого за всех и всех за каждого. «Ответственность человека за человека для жизни коллектива, - писал В.А. Сухомлинский, - это все равно, что цементный раствор для строительства здания из кирпича: нет раствора – не построишь здания, нет ответственности человека за человека – нет коллектива».

Воспитанию учащихся в коллективе отводится особая роль, при этом ставка делается на индивидуальную работу, индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Воспитывать личность в коллективе – это не значит «втискивать ее в шаблон» Необходимо создание таких условий, когда каждый член коллектива сохранил бы свою индивидуальность, согласуя свои интересы с интересами коллектива.

Ни для кого не секрет, что контингент учащихся современной коррекционной школы с каждым годом становиться все более не однородным с точки зрения степени интеллектуальных нарушений. В связи с этим перед современной олигофренопедагогикой встает вопрос об интеграции и инклюзии учащихся с интеллектуальной недостаточностью. На государственном уровне уделяется большое внимание включению людей с ограниченными возможностями здоровья в социум. Было проведено большое количество мероприятий, позволяющих людям с ограниченными возможностями принять активное участие в жизни страны, а обществу поближе познакомиться с этими гражданами и узнать их проблемы. Отношение к проблеме интеграции и инклюзии как общества так и специалистов, работающих с людьми с интеллектуальными нарушениями не однозначно. Многие считают эти процессы аналогичными и в принципе невозможными. Для более глубокого понимания этих процессов, необходимо четко различать понятия интеграции и инклюзии.

Интеграция – под ней следует понимать включение граждан с ограниченными возможностями в общество, при этом именно гражданин с ограниченными возможностями должен подстраиваться под общество, а оно лишь этому не сопротивляется.

Инклюзия – подразумевает под собой также включение граждан с ограниченными возможностями в общество, НО при этом общество не только позволяет этому гражданину войти в социум, но и создает комфортные условия, а по сути, подстраивается под возможности данного гражданина.

Исходя из этого, процессы инклюзии и интеграции не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимоисключаемыми. А в условиях современной коррекционной школы VIII вида они еще и последовательны. На раннем этапе успешная инклюзия в условиях адаптации в классе, школе позволит ребенку не чувствовать себя изгоем, а принимать активное участие в жизни класса и школы, что в дальнейшем поможет ему адаптироваться в обществе (социуме), т.е. интегрироваться.

Последовательность данных процессов видна на примере модели инклюзивно-интегративного подхода к воспитанию учащихся, которая с 2014-2015 учебного года успешно реализуется на базе бывшей коррекционной школы № 804., ныне подразделение Давыдково ГБПОУ КГТиТ № 41

1 класс, набранный в 2014-2015 учебном году, имел достаточно неоднородный состав. Из 10–ти учащихся:

  1. 1 ребенок – РДА

  2. 1 ребенок – F71.88

  3. 1 ребенок – системное нарушение зрения и слуха.

  4. 1 ребенок – четко диагностированная детская шизофрения.

  5. 1 ребенок – к концу учебного года состояние резко ухудшилось – потеря слуха, вызванная сильнейшим психическим расстройством.

После анализа контингента учащихся классным руководителем была поставлена цель формирования детского коллектива, для реализации которой были сформулированы следующие задачи:

  1. Формирование представление о коллективе, особенно для детей, не посещавших дошкольные учреждения.

  2. Формирование осознания себя как части коллектива.

  3. Включение (инклюзия) детей с тяжелой интеллектуальной и психической патологией в среду более сохранных сверстников.

Для решения выше поставленных задач нами были использованы следующие методы и приемы:

  1. Метод бесед, в рамках которого активно использовался прием сравнения возможностей учащихся класса.

  2. Метод игры. В процессе игры моделировались и проигрывались проблемные ситуации с участием всего коллектива.

  3. Метод самостоятельной работы осуществлялся под руководством, но без непосредственного участия учителя. Перед ученическим коллективом ставилась задача и более сильные учащиеся помогали более слабым с выполнением этой задачи.

Также для решения этих задач активно использовался принцип кондуктивной педагогики.

Основным принципом модели инклюзивно-интегративного воспитания является классический педагогический принцип доступности в любой внеурочной форме деятельности коллектива, начиная от подготовки и проведения мероприятий в рамках класса и заканчивая мероприятиями районного и окружного уровня.

К окончанию 4 класса был успешно завершен начальный этап формирования детского коллектива с точки зрения модели инклюзивно-интегративного воспитания.

На данный момент мы можем говорить о том, что модель инклюзивно-интегративного воспитания продолжает работать и по сей день. Ярким примером этого является реализация основных принципов кондуктивной педагогики в рамках детского коллектива под контролем, но без активного включения в этот процесс педагога, что помогает не только членам коллектива, но и всем педагогам, работающим с детьми. Метод беседы получил отражение в четком осознании детьми разницы в возможностях друг друга. Реализация методов игры и самостоятельной работы позволила создать в 2015 году творческий коллектив «Одноклассники», в который входят абсолютно все учащиеся класса. Данный коллектив с успехом выступает на различных мероприятиях как в рамках школы, так и на уровне района и округа.

Основным результатом реализации модели инклюзивно-интегративного воспитания на данном этапе формирования детского коллектива является его достаточная автономность и непреклонное соблюдение норм и правил, установленных в коллективе ранее, вновь пришедшими детьми, независимо от уровня их интеллектуального развития и их собственного желания. Реализация данной модели воспитания помогает не только социализации учащихся различных уровней, но и работе педагогов, ранее не знакомых с этими детьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инклюзивно-интегративная модель воспитания успешно реализуется в условиях специальной коррекционной школы VIII вида. А инклюзированный в среду специальной школы ребенок имеет больше возможностей для дальнейшей успешной интеграции в обществе.