Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»
БОНДАРЕНКО
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ
Воспитатель кадетских классов
Выступление на конференции по теме «Исследовательская работа как инструмент развития личности кадета»
Основываясь на документах модернизации образования, анализируя работу школы, педагогический коллектив кадетской школы-интерната пришел к необходимости создания программы развития. В ходе реализации программы развития на базе кадетской школы-интерната была открыта областная опытно-экспериментальная площадка по проблеме: «Условия организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях школы (военно-патриотический профиль)». Учителя математики приняли активное участие в работе данной экспериментальной площадки, привлекая кадетов к исследовательской деятельности.
Система работы с кадетами может быть представлена двумя основными моделями: исследовательская деятельность кадетов на уроках математики и внеурочная исследовательская деятельность кадетов-членов научного общества.
Рассмотрим первую модель организации исследовательской деятельности кадетов. Организовывая работу на уроке, учителя дают возможность кадетам не только получать определенные знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.
Например, решение расчетных задач с последующей компьютерной проверкой. Это задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.
Совместное конструирование графического конспекта, опорной схемы, памятки, алгоритма актуализирует механизмы запоминания и образного восприятия.
Значительный потенциал для развития творческого мышления кадетов и формирования эмоционально ценностного отношения к окружающему миру несут в себе задачи прикладного характера. При решении таких задач возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность, приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе. Решая прикладные задачи, кадеты более глубоко усваивают теоретические вопросы, у них появляется представление о взаимосвязи математики с различными науками. Решение прикладных задач способствует развитию логического мышления, умения кратко, ясно и последовательно выражать свои мысли, принимать оптимальные решения в сложной ситуации.
Создание учебных проектов с использованием ИКТ активизирует учебную деятельность кадетов, прививает интерес к предмету. Можно выделить основные направления реализации метода проектов на уроках математики: изучение нового материала, решение практико-ориентированных задач, обобщение и систематизация материала, практическое применение изученного материала.
Выполнение индивидуальных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер, требует от кадета, например, провести построение графика функции, предпринять индивидуальное исследование её свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.
При решении экспериментальных задач-исследований требуется подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Как правило, кадеты с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.
Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской работы меняет технологию получения знаний: ученик, опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный поиск знаний.
Второй моделью организации исследовательской деятельности кадетов является успешно функционирующее научное общество кадетов.
Основными целями деятельности НОК являются следующие: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности кадетов; системность в работе с одаренными детьми; формирование исследовательских способностей и совершенствование навыков исследовательского поведения кадетов; привитие интереса к военно-научному творчеству. В рамках деятельности научного общества кадетов проходит ежегодная научно-практическая конференция. Лучшие работы НОК рекомендует к участию в областных, Всероссийских и Международных конкурсах и форумах.
Можно выделить такие виды деятельности кадетов в ходе проведения исследовательской работы, как
анализ информации (изучение литературы по теме исследования, использование технических средств для переработки информации),
планирование своего исследования (определение цели и задач исследования, вы-движение гипотезы, выбор методов, планирование хода исследования),
проведение исследования (выполнение этапов, фиксирование и проверка результатов),
оформление результатов (формулировка и обоснование выводов, защита результатов перед аудиторией).
В результате системности в работе с одаренными кадетами формируется успешная личность, обладающая следующими качествами:
умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике;
умение критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей;
грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать аргументированные выводы, находить решения.
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;
самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.