СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции по теме «Организация воспитательной работы в кадетских классах (опыт работы школы)»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции по теме «Организация воспитательной работы в кадетских классах (опыт работы школы)»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме «Организация воспитательной работы в кадетских классах (опыт работы школы)»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


БОНДАРЕНКО

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Воспитатель кадетских классов


Выступление на конференции по теме «Организация воспитательной работы в кадетских классах (опыт работы школы)»


68 лет назад, в 1951 году была основана средняя общеобразовательная школа №17. На сегодняшний день школа насчитывает 712 учащихся. Наш педагогический коллектив - стабильный, составляет 51 человек, из них с высшим образованием - 41. Высшую категорию имеют 13 человек, первую - 28 человек, со второй категорией работают 10 человек.

На первой ступени обучения мы даем возможность и право выбора родителям в направлении обучения детей, т.е. реализуем различные программы: развивающее обучение - система Занкова, работаем по комплекту учебников «Гармония», и традиционное обучение по комплекту учебников «Школа России» под редакцией Плешакова.

На третьей ступени мы организовали профильное параллельное обучение на основе договора с Мелекесским сельскохозяйственным техникумом. Считаем, что данная работа ведется в целях социальной защиты и поддержки учащихся, так как по окончании 11 класса ученик переходит на последний курс техникума. В 2006 году вошли в программу инновационного развития по теме: «Организация учебно-воспитательного процесса в классах с профильным параллельным обучением».

С целью возрождения лучших традиций духовно-нравственного, гражданского, военно-патриотического воспитания в 1999 году был открыт первый 5 кадетский класс при поддержке Димитровградского казачества. В результате работы в данном направлении педагогическим коллективом был накоплен богатый практический опыт, получены определенные результаты. Было определено, что одним из путей совершенствования учебно-воспитательного процесса в кадетских классах является научно-теоретическая подготовка педагогических кадров, обращение к передовому опыту военного воспитания, организация теоретически обоснованного воспитательного процесса в кадетских классах. Поэтому в 2003-2004 учебном году школа вступила в программу ПИЭР по теме: «Организация эффективного воспитательного процесса в кадетских классах средней общеобразовательной школы».

Непосредственным практическим результатом работы по инновационному развитию школы стало написание трех учебно-образовательных программ:

Программа и методические рекомендации к курсу «Страницы боевого прошлого нашей страны (история казачества России)» (для учащихся 5-9 кадетских классов средней школы). Эта программа ориентирована на обучение и воспитание учеников кадетских классов с целью формирования системы исторических знаний и развития патриотического сознания, способности критического восприятия и оценки исторических событий и персоналий.

Программа военно-спортивной подготовки кадетов (для учащихся 5-9 кадетских классов средней школы). Программа включает изучение следующих дисциплин:

общевоинские уставы;

строевая подготовка;

тактическая подготовка;

военная топография;

огневая подготовка;

общефизическая подготовка, которая включает в себя занятия по боевому искусству - У-шу.

Все это способствует закаливанию и физическому развитию подростков, снижению уровня заболеваемости в кадетских классах. В результате систематических спортивных и строевых занятий формируется образ кадета -социального, выносливого, подвижного, дисциплинированного. Выдержка из анкеты кадета 7-го класса: «Я стал дисциплинированным, ответственным, крепким, более общительным. Я открыл в себе, что могу стараться в учебе, и понял, что могу относиться к людям хорошо. Я понял, что такое честь кадета, патриотизм. Я стал более выносливым. Я понял, что надо поставить себе в жизни цель».

Программа кружковых занятий по хореографии и хоровому пению (для учащихся 5-8 классов средней школы).

Все эти программы успешно прошли экспертизу на областном экспертном совете, признаны и реализуются на практике.

В 2005-2006 учебном году нами успешно завершена научно-экспериментальная работа и экспертный совет УИПКПРО г. Ульяновска утвердил нас в статусе НМЦ, цель которого оказывать методическую помощь школам города и области в овладении методикой педагогической деятельности по данному направлению.

Основу нашей научной работы составила идея компенсаторной функции кадетского воспитания. Считаем, что обучение в кадетских классах способно компенсировать следующие факторы:

неблагоприятная социальная обстановка;

отсутствие альтернативных оснований для воспитания подростка;

феминизация образования и семейного воспитания, отсутствие позитивных образцов мужского поведения;

проблемы физического здоровья и развития;

проблемы занятости подростков.

Обучение в кадетском классе сопряжено с повышенным уровнем требовательности к ученику в связи с военной направленностью в воспитании. Это может быть компенсировано следующими моментами:

развитием кадетского самоуправления;

коллективотворческими тенденциями;

установлением гуманистических межличностных отношений с воспитанниками;

организацией разнообразной творческой личностно и коллективно значимой деятельности.

В кадетских классах (взводах) помимо командира взвода и командиров отделений действует совет командиров. Это ученический орган самоуправления, в состав которого входят командиры взводов (с 5 по 9 класс), регулирующий различные стороны жизни кадетских классов: дисциплинарные, учебные, вопросы организации и проведения коллективных дел.

В кадетских классах работают классные руководители и освобожденные воспитатели, которые курируют свой взвод в течение учебных занятий и реализуют программу по военно-спортивной подготовке во второй половине дня.

3а время существования кадетского движения, учащиеся кадетских классов были участниками экспедиции «Слава России», их путь прошел по местам боевой славы генерал-лейтенанта танковых войск Василия Михайловича Баданова, чье имя носит наша школа, являлись участниками театрализованного представления, посвященного Бородинскому сражению, ежегодно принимали участие в Большом казачьем круге Волжского казачьего войска, завоевали звание лауреатов в этно-культурном фестивале народов Поволжья «Золотой дуб», заняли третье место в смотре-конкурсе художественной самодеятельности среди подразделений ГУ МЧС России по Ульяновской области, стали призерами областных соревнований по пожарно-прикладному спорту.

В течение всего учебного года кадеты принимают самое активное участие во всех военно-патриотических и в большом числе культурно-массовых мероприятий школы, города и области. Так, нашими традиционными делами стали:

принятие торжественного обещания кадетами 5 класса;

спартакиада кадетских классов;

встречи с участниками Великой Отечественной, афганской, чеченской войн и солдатскими матерями;

празднование годовщин Сталинградской битвы, битвы под Москвой, ' снятие блокады Ленинграда;

участие в городской игре «Зарница».

В конце учебного года работает лагерь «Юный спасатель», кадеты сдают зачеты по всем дисциплинам, подводятся итоги, отмечаются и награждаются лучшие.

Однако, для формирования нравственного поведения, ребенок должен не только участвовать в мероприятиях, но и выполнять общественно-значимую деятельность, он должен ощущать себя нужным обществу. И здесь наиболее привлекательным и эмоционально-ярким является образ спасателя, человека сильного, мужественного, готового прийти на помощь. Поэтому с января 2006 года мы завязали сотрудничество с МЧС (Отдел Государственного пожарного надзора г. Димитровграда).

Мы уверены, что обучение детей правильно оказывать помощь себе и окружающим в экстренной ситуации - это тот фундамент, на котором строится культура безопасности общества. От того, насколько прочно и глубоко будут заложены эти знания, зависит уровень сознательности нового поколения, его умение нести ответственность за свою семью, свой дом, свою страну.

На данном этапе разрабатывается программа курса: «Юный спасатель», в рамках которого изучаются вопросы по оказанию первой медицинской помощи, рассматривается и отрабатывается порядок действий в «Экстремальных ситуациях».

Не смотря на достигнутые результаты, не все проблемы решены. По-прежнему для нас актуальны:

Проблема кадрового обеспечения (хочется видеть рядом с детьми высококвалифицированных офицеров-воспитателей).

Слабое материально- финансовое обеспечение (низкая оплата труда не позволяет привлечь высококвалифицированных специалистов, слабая материально-техническая база не позволяет проводить спецкурсы на высоком уровне, не стимулируется работа учителей в инновационной программе, нет возможности оказания материальной поддержки детей из малообеспеченных семей, нет возможности стимулирования и поддержки детей с повышенной мотивацией к учебно-воспитательному процессу в кадетских классах).

Недостаточное информационное обеспечение кадетского образования (нет связи с учебными заведениями области и России подобного типа).

Отсутствует официальный статус кадетских классов, который давал бы возможность выдавать выпускнику кадетского класса документ, подтверждающий его обучение в данном классе и дающий возможность льготного поступления в ВУЗы по соответствующему профилю.

Предложение: Создать Попечительский совет из числа представителей МЧС, городского казачества для решения многих проблем кадетских классов.