Как сделать урок биологии в 8 классе интересным, полезным, запоминающимся?
Применять на уроках метод проектов. Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, так как всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся, реализует личностно – ориентированный подход в обучении. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Чем привлекательна проектная деятельность для учителя биологии?
Главной компетенцией учителя - предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании». Проектная деятельность учитывает индивидуальность ребенка – его интересы, темп работы, уровень обученности, позволяет самостоятельно выбирать партнеров, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов. Все это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает мотивацию к учебе и творческую активность.
В своей работе метод проектов применяю с 2004 года. Многолетний опыт работы показал, что выполнение проектной работы следует организовать как перспективное домашнее задание и тогда урок биологии в 8 классе превращается в «сказку», становится интересным, запоминающимся. (Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4). Предварительная подготовка к уроку через перспективное домашнее задание повышает его значимость в образовательном процессе, так как в ходе изучения нового материала ученики принимают активное участие в познании природы, проводят рефлексию своей и групповой деятельности. (Приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8). Для такой работы больше всего подходят темы, которые школьникам знакомы из курса биологии 6-го и 7-го классов. Например, с темой: «Координация и регуляция» учащиеся познакомились в 6-ом классе. Восьмиклассники имеют представление о нервной и гуморальной регуляции физиологических функций в живом организме, о ферментах. Для расширения кругозора знаний учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в живом организме, их взаимосвязи, роли гормонов в обменных процессах организма человека, их функциональных изменениях, связанных с нарушением деятельности желез внутренней секреции, профилактике заболеваний лучше всего подходят информационно – поисковые исследовательские проекты. (Приложение 9. «Урок биологии в формате технологии проектного обучения 8-й класс, по теме: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция»»)
Почему именно информационно – поисковый исследовательский метод проектов?
Данный проект на уроках биологии в 8 классе позволяет не только собирать информацию, но и анализировать факты, сравнивать, делать выводы, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнению других, воспитывает культуру общения.
Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные и общеучебные умения, использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обращает к принципиально новым познавательным средствам.
Восьмиклассники овладевают самостоятельной поисковой деятельностью. В учебной литературе узнают об особенностях строения щитовидной железы изменении ее функций. Из большого потока дополнительной литературы выбирают нужную часть информации о нарушениях функций надпочечников, поджелудочной железы, гипофиза, профилактике заболеваний. Развивают мышление при выполнении домашних познавательных, творческих, исследовательских заданий. (См. приложения 1-4).
Учебно-исследовательская работа по заданию, которую организую на уроке, разработана с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Она знакомит учеников с различными методиками выполнения работ, способами сбора, обработки и анализа материала, вырабатывает умения обобщать данные и формулировать выводы, составлять анкеты и проводить социологические опросы. Восьмиклассники оттачивают умения и закрепляют знания, необходимые для выполнения в будущем самостоятельного исследования. По завершении урочного проекта, учебно-исследовательская работа в старших классах превращается в самостоятельную научную.
Все информационно-поисковые проекты, которые мы создаем на уроке, имеют практическое значение и направлены на профилактику заболеваний. Школьники в процессе работы самостоятельно добывают знания полезные для их здоровья. Узнают, что железы внутренней секреции – это дирижеры жизни. Причиной всех болезней, связанных с функциональными изменения в живом организме и нарушениями деятельности желез внутренней секреции, очень часто является неправильный образ жизни.
Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции по теме: "Организация проектной деятельности учащихся на уроках биологии"»
Организация проектной деятельности на уроках биологии в 8-м классе
Нустапаева Б.А. ,учитель биологии
1
Как сделать урок биологии в 8 классе интересным, полезным и запоминающимся?
20ГГ
1
1
Чем привлекательна проектная деятельность для учителя биологии?
«Учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»
Г.К. Селевко
1
1
Урок биологии в 8 классе превращается в «сказку»
1
1
«Урок биологии в формате технологии проектного обучения (8-й класс) по теме: «Роль гормонов в обменных процессах»
План урока:
I Организованный этап.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.
II Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Задачи: 1.Организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала, научить обучающихся формулировать цель и выбирать конкретные средства для ее достижения.
2. Мотивировать к применению знаний ( через выявление и решение проблемы).
Вступительное слово учителя. «Представьте себе ссору кошки с собакой. Ярость, устрашающая поза, фырканье кошки, рычание собаки, готовность отразить возможную атаку. А вспомните свои ощущения, когда вы в толпе болельщиков следите за игрой своей любимой команды. Сколько эмоций, переживаний! И они разные у разных людей – то крик одобрения и восторга, то возмущения и досады. Можно назвать много действий и животных, и человека, проявление которых в полной мере невозможно без участия особых веществ. Как вы думаете, каких?»
20ГГ
1
1
Почему именно информационно – поисковый метод проектов?
1
1
1
1
опыт работы показал, что стойкий интерес к уроку формируется при погружении в проект
1
1
Проблемный вопрос: «Гормоны человека дирижеры жизни или нет?».
Например, к уроку: «Роль гормонов в обменных процессах. Нервно – гуморальная регуляция» по итогам беседы формулируем следующие задачи:
1. Объяснить роль гормонов в обменных процессах.
2. Рассказать об особенностях нервно – гуморальной регуляции.
3. Познакомиться с нарушениями нервно – гуморальной регуляции, мерами предупреждения заболеваний и поддержания нормальной жизнедеятельности людей, имеющих подобные нарушения.
проектный урок приобретет статус полезного, если сформулировали проблемный вопрос, задачи и определили направления работы.
1
1
При проектировании урока не забываю о том, что восьмиклассники находятся на начальных этапах обучения проектной деятельности
Бизнес-план Contoso
1
1
Уроки с использованием метода проектов всем восьмиклассникам запоминаются надолго. Об этом они говорят при самооценке своей индивидуальной и групповой работы.
1
1
Спасибо
1
1