Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №10 города Димитровграда Ульяновской области»
учитель начальных классов
Бочкарева Ирина Валентиновна
Выступление на конференции по теме «Представление педагогического проекта «Наши герои: патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения»
Патриотическое и гражданское воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа, на героических подвигах его сынов и дочерей, на опыте великих свершений. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине, делу мира, готовность к защите Отечества, несмотря на то, что эти чувства в нашем обществе подвергаются серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое. Тревожит настоящее и будущее. Задача педагога – воспитание уважительного, бережного отношения к истории народа. Это качество гражданина хорошо выразил в свое время А. С. Пушкин: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
Воспитать человека – гражданина, преданного своей стране, стремящегося к приумножению славы своего Отечества, – в этом одна из главных проблем современного образования.
Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Они поднимались в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А.Добролюбова, Н.М. Карамзина, М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, Н.Г. Чернышевского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания младших школьников находилась в поле зрения и советских педагогов (Н.С. Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.). В настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям. Отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания в работах Т.Н. Дороновой, в исследовании С.Н.Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания. Исследователи С.А.Козлова и Т.А.Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей – младшего школьного возраста через познание Родины – России. Изучаются вопросы основ гражданственности (Е.А.Казаева), краеведения, как средство патриотического воспитания (Л.А.Кондрыкинская). Т.С.Комарова, Т.А.Ротанова, В.И.Логинова, Т. И.Бабаева, Н.А.Ноткина, О.Л.Князева, М.Д.Маханева, Е.В.Пчелинцева, Л.Е. Никонова, Е.И.Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа.
Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию младших школьников является приобщение их к традициям и обычаям семьи, школы, села, области, страны. Дети должны не только знать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
Первые чувства патриотизма, насколько они доступны детям младшего школьного возраста? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: младшим школьникам доступно чувство любви к родному селу, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В этот период происходит формирование духовно – нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родного края, начинается чувство Родины.
Хочется отметить, что детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от педагога, который является носителем ценностей, старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к родному городу, краю, Отечеству. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности области. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для данной местности, доступно показать связь родного села, области со всей страной. С детьми младшего школьного возраста уже можно так строить работу, чтобы каждый обучающийся проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима.
Чтобы проводить работу с детьми младшего школьного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.
Что же такое «патриотизм», и какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789- 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:
«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
«Патриот – говорится в другом словаре, человек, – любящий свое Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя своей родины».
В рамках проекта «Формирование патриотического воспитание младших школьников средствами краеведческой работы» были использованы следующие нормативные документы: закон «Об образовании РФ»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, 2006-2010 годы», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422; концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (май 2003г).
Использованную литературу условно можно разделить на две группы. Первая группа – книги и пособия, выполняющие информационную функцию, которые помогали восполнить дефицит собственных познаний по данной теме. Вторая группа – книги и пособия, имеющие методическую направленность, которые оказывали помощь в подготовке и проведении занятий, мероприятий в рамках изучаемой темы.
В основу проекта «Формирование патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения» положены следующие подходы:
Личностно-ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка.
Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности полученных навыков и умений.
Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях.
Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
Приоритетные принципы проекта:
Учет психологических и индивидуальных особенностей детей младшего школьного возраста.
Взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов деятельности младших школьников.
Скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагог – ребенок – семья) в условиях специально организованной развивающей среды.
Сочетание научности и доступности исторического материала
Последовательность в патриотическом формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (я – моя семья – мой край – моя страна).
Динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта обучающихся.
Идеи, способствующие успешной реализации проекта:
Принимаю ребенка таким, каков он есть – понять, хорошо изучив причину, природу возникновения негативных явлений, найти адекватные меры реализации.
Труднейшее в мире начинается с легкого, величайшее в мире начинается с малого.
Не приступать к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
Обучая ученика, идти от жизни к знаниям или от знаний в жизни: связь «знания - жизнь» необходима.
Актуальность и перспективность проекта
Актуальность проекта состоит в том, что его реализация позволяет решать назревшие социальные, нравственные проблемы в отношении подрастающего поколения, устранять следующие противоречия:
между необходимостью формирования гражданина-патриота и отсутствием этого представления у детей;
между стремлением школы к формированию гражданина, патриота и отсутствием этого стремления в семье;
между ситуативным характером и стихийностью проявления у школьников патриотических качеств и целенаправленной, систематической работой по патриотическому воспитанию.
Очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности.
Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа патриотического воспитания школьников.
Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Ведь патриотизм имеет характерные черты – веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.
Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Самое главное – самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в создании системы патриотического воспитания, способствующей повышению уровня сформированности личности, как патриота и гражданина, обладающего чувством гордости и гражданского достоинства, чувством любви к своей Родине и готовностью к ее защите.
Проект «Формирование патриотического воспитания младших школьников средствами краеведческой работы» содержит теоретические и практические материалы, помогающие организовать работу по воспитанию чувства патриотизма у детей.
В рамках проекта представлены:
поэтапно-перспективные планы работы с детьми, способствующие эффективному и системному усвоению знаний о своей стране, родном крае, городе в котором они живут;
разработаны и систематизированы конспекты занятий, бесед, сценарии праздников, развлечений, которые призваны формировать интерес к народным традициям, развивать чувство ответственности, гордости за свою страну;
презентация авторских дидактических игр;
адаптированные познавательные рассказы о родном крае;
тематические альбомы;
информационный материал для педагогов способствующий повышению уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства в вопросах гражданско-патриотического воспитания детей.
Адресность проекта
Представленный опыт ориентирован на педагогов начальной школы, младших школьников и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы.
Трудоемкость проекта
Решение проблемы воспитания патриотизма детей младшего школьного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста.
Представленный опыт накладывает на педагога определенные обязанности и требования к уровню его знаний, к самостоятельному сбору и систематизации материала о родном крае. Предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни родного края, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс своих воспитанников.
Технология проекта
Цель проекта:
Обобщить и систематизировать опыт по формированию патриотических отношений
Задачи:
- создание и описание системы работы по патриотическому воспитанию через тесное сотрудничество с семьёй;
- воспитывать у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим, к людям других национальностей и конфессий;
- воспитывать любовь к малой родине через интерес к семейной истории и ее традициям, уважение к прошлому страны, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за ее будущее;
- формировать любовь к родному краю, красоте и многообразию родной природы.
Предполагаемый результат проекта: формирование у младших школьников основ патриотизма, ответственности за судьбу Отечества и готовности к его защите; накопление опыта жизни в своем Отечестве, усвоение норм и правил поведения и взаимоотношений между людьми.
Критерии эффективности проекта: обновление содержания воспитательной и краеведческой работы с обучающимися; возрождение и сохранение лучших традиций патриотического воспитания детей в школе и семье; активизация педагогического и культурного сознания родителей и педагогов; создание активно действующей, работоспособной системы поддержки нравственного воспитания.
Этапы реализации проекта представлены в виде таблицы.
Учитывая возрастные, психологические особенности и возможности младшего школьного возраста, в рамках данного опыта определены следующие разделы: Я, ты, он, она – вместе дружная семья; Моя страна – Россия; Люби и знай родной свой край; Наши праздники.
Раздел «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» включает в себя: расширение представлений детей о своей семье, родословной; расширение представлений о школе; знакомство с ближайшим окружением, социальными объектами расположенных на территории села; формирование представлений о профессиях взрослых; обогащение представлений о себе и своих сверстниках.
Раздел «Моя страна – Россия» включает в себя: расширение элементарных представлений о своей стране России, ее столице – город Москва; приобщение к истокам русской народной культуры, ее традициям и обычаям; знакомство с государственной символикой: флаг, герб, гимн; раскрытие перед детьми ценности окружающего мира.
Раздел «Люби и знай, родной свой край» включает в себя: формирование знаний об историческом прошлом и настоящем родного края; расширение знаний о богатствах и достоянии родного края; знакомство с земляками и знаменитыми людьми; формирование любви к родному краю, красоте и многообразию родной природы.
Раздел «Наши праздники» включает в себя: расширение элементарных представлений о праздниках и традициях родного села, своего класса, формирование знаний о государственных праздниках своей страны.
К. Д. Ушинский воодушевляет учителей, что их главная задача – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.
Педагоги – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». ...
В основу проекта положены методы обучения и расширения знаний; повышения познавательной активности; установления связи между различными видами деятельности; стимулирования эмоциональной активности.
В соответствии с этими методами представлен алгоритм технологии ознакомления детей с окружающей действительностью своей страны, родного края. Чрезвычайно важно соблюдать предложенную последовательность частей, поскольку они логически взаимосвязаны, и исключение какой-либо из них уменьшает эффективность развивающей составляющей разработанной технологии.
Для решения дидактических задач использовались наглядные средства: специально подобранный материал; тематические картинки; карты-путешествия, книги, карточки, иллюстрации, фотографии; творческие и тематические игры; разучивание стихов, песен, потешек, закличек; звукозапись; дидактическая и ролевая игры; просмотр видеоматериалов.
Для развития потенциальных возможностей и активизации процесса обучения детей использовались разнообразные формы обучения: занятия и их построение; целевые прогулки; экскурсии; чтение художественной и познавательной литературы; использование игр для закрепления знаний и впечатлений; праздники и традиции; совместная деятельность с родителями.
Результативность педагогического проекта «Формирование патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения» определяется по критериям представленных в виде диагностических карт.
Оценочным ключом для фиксации диагностического обследования детей, является система уровней, соответствующих параметрам младшего школьника.
Проводимое диагностическое обследование показало уровень сформированности патриотического сознания младшего школьника. Результаты обследования представлены в диаграммах.
Положительная динамика роста сформированности патриотического сознания детей представлена в диаграмме.
Опираясь на показатели и критерии обследования индивидуальный портрет воспитанников можно представить в виде схемы.
Надеюсь, что полученные в начальной школе знания пригодятся моим ученикам и определят их жизненный путь, душевные устремления, найдут отклик на события окружающего мира. А нам, взрослым, необходимо помнить, если мы серьезно и качественно займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы получим новое поколение людей, способных развивать будущее России.