Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области»
Медведь Светлана Григорьевна
Педагог допонительного образования
Выступление на конференции по теме «Представление результатов педагогического проекта «Развитие эстетического вкуса на занятиях классическим танцем»
Эстетическое воспитание более эффективно может осуществляться в учреждении дополнительного образования, где есть все необходимые условия: педагоги-специалисты, специально оборудованные залы, свето - и звукотехника, сцена, музыкальное оборудование.
На первых уроках ученики невольно заимствуют исполнительскую манеру своего учителя. Затем, когда у них появится уверенность в своих силах и некоторая самостоятельность действия, надо постепенно предлагать им вкладывать в каждое учебное задание свое исполнительское чувство, свое отношение к нему, то есть проявлять свою манеру движения, не нарушая при этом строго академического стиля. Подобный учебный подход позволит учащимся «найти себя», свою индивидуальность, что не маловажно для развития танцевального образа у ребенка.
Таким образом, важнейшее значение приобретают задачи и содержание эстетического воспитания учащихся ДДТ. Такие как развитие музыкально-хореографического и духовно-нравственного кругозора детей с помощью знакомства их с мировой культурой, формирование эстетического вкуса у детей путем приобщения к искусству танца, потребности в здоровом образе жизни, творческой активности, способности ребенка создать у себя в душе внутреннюю гармонию, физическое совершенство, сформировать в себе творческое начало.
Разработка урока классического танца для ДДТ
Цель классического тренажа – развивать в учащихся навыки, без которых невозможно овладеть техникой танца (выворотность, устойчивость и т. д.), путем разучивания специальных упражнений, из которых состоит классический танец, и развивать в них техническое танцевальное мастерство наряду с воспитанием выразительности и музыкальности.
Освоение техники классического танца представляет собой длительный и сложный процесс. Детям с их тонкой, еще не сформировавшейся психикой особенно нелегко приучиться к тяжелому, ежедневному труду. Поэтому оживление их эмоций является важнейшим условием успешного обучения. Музыка способствует эмоциональному раскрытию учащихся, помогает передать характер движения, а в дальнейшем – эмоционально-образное содержание танца.
Музыкальный материал, который используется на уроках классического танца, должен быть не только тщательно продуман в плане соответствия движениям классического танца, но и грамотно подобран в смысле стилевого-жанрового разнообразия, художественной направленности. Только тогда он будет способствовать воспитанию музыкального вкуса учащихся, эмоционально-ценностного отношения к искусству. Именно эти качества необходимы для исполнения любой хореографической композиции.
Предмет: классический танец
Тема урока: Методика выполнения упражнений у станка.
Класс и возраст детей: учащиеся 2-го класса
Форма урока: Групповой урок
Тип урока: опрос по методике.
Цель урока: Формирование знаний у учащихся по методике выполнения упражнений у станка через практическое занятие классическим танцем.
Задачи урока:
Образовательные:
- Научить методично-грамотно выполнять движения у станка
- Воспитать у учащихся выносливость, усидчивость и аккуратность в выполнении движений.
- Развить устойчивость и координацию в исполнении движений у станка и на середине зала.
Развивающие:
развитие музыкальности и выразительности.
Воспитательные:
воспитание культуры поведения;
воспитание коммуникативных навыков;
формирование потребности доброго отношения друг к другу.
В процессе урока реализовались следующие принципы:
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип доступности и нарастающей трудности (от простого к сложному)
- Принцип связи теории с практикой
- Принцип прочности усвоения знаний
- Прицнипы педологической поддержки и сотрудничества
Методы преподавания:
- Наглядные
- Демонстрационные
- Словестные
- Репродуктивный метод (метод повторения)
Средства обучения: Музыкальное оформление урока классического танца(фортепиано).
Ход урока:
I – Построение учащихся по линиям на середине зала на поклон.
II – Поклон.
III – Экзерсис у станка:
а) лицом к станку:
- Постановка корпуса в I, II, V позициях.
б) одной рукой за палку:
- Demi et grand plie по всем позициям (I, II, V позиции)
- Battement tendu из V позиции ног по два «крестом» (с левой и правой ноги)
- Battement tendu jete из V позиции по одному «крестом»
- Rond de jambe par terre из I позиции en dehors et en dedans
- Battement fondu «крестом» по одному (в чистом виде)
- Battement frappe из V позиции по два «крестом»
- Battement releve lent из V позиции по одному «крестом»
- Grand battement jete из V позиции по два «крестом»
IV – Экзерсис на середине зала
а) Adagio:
- Demi et grand plie по I, II, V позициям
- Battement tendu из V позиции по одному «крестом»
- 1-я форма port de bras
б) Allegro:
- temps leve saute по I, II, V позициям
- pas eshappe
- pas assemble
в) Вращения по диагонали:
- Tour сhaine
- Tour pique
г) Этюд на pas вальса
д) Заканчивается урок petit сhangement de pied для приведения в равновесия всех возбужденных большой работой мускулов и связок. Делается 3-я форма port de bras, для того, чтобы организм учащегося привести в состояние покоя.
V – Поклон.
Таким образом, в основе всего урока с учащимися положена личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом. На уроках хореографии главные акценты делаются на развитие пластики и чувства ритма: занимаясь танцами, нужно чувствовать музыку и слышать такт. При этом хореография не только формирует красивую осанку, но и закладывает основы этикета, прививает манеры поведения в обществе, дает представление об актерском мастерстве.
Заключение
Хореография обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, для его гармонического, духовного и физического развития. Хореография учит не только хорошо и координированно ритмично двигаться, но и прививает основы нравственной культуры, основы этикета, манеры поведения в обществе, дает представление об актерском мастерстве, учит правильной осанке и укрепляет здоровье.
Занятия искусством хореографией являются эффективным средством эстетического воспитания детей в условиях дополнительного образования, позволяющего знакомить учащихся с образцами хореографической, музыкальной, художественной культуры. Занимаясь регулярно под руководством педагогов-специалистов, у детей осуществляется самая важная работа, позволяющая развивать эстетический вкус, формировать эстетическую оценку, творческое мышление, прививается любовь к музыке, движению, интерес к хореографии, развиваются навыки ритмического движения. У детей вырабатывается пластика и физически тренируется тело, что влияет на формирование красивых линий, грациозных поз детского тела. Это все способность сохранению и укреплению здоровья.
Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми – все это развивает эстетическое восприятие, учит правильным суждениям в области хореографии, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства.
Практическая значимость данной работы заключается в изучении особенностей, методов эстетического воспитания детей посредством искусства хореографии.