СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Выступление на конференции «Представление исследовательского проекта «Современный урок музыки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Шагвалеева Венера Риясовна,
учитель музыки
Выступление на конференции «Представление исследовательского проекта «Современный урок музыки»»
Актуальность исследования заключается в том, что за последние годы музыкальное образование находится в глубоком кризисе. Об этом можно судить по результатам научных изысканий, по озабоченности за его судьбу, которая звучит на конференциях различного уровня и в прессе. Негативные явления, связанные с процессом обучения музыке, отчетливо видят учителя и администрация школ. А важнейшим показателем ценности уроков музыки является поверхностное, а порой, и безразличное отношение к ним самих учеников. В последние 10 – 15 лет предпринимались многочисленные попытки переломить ситуацию, возродить музыкальное воспитание, придать ему эффективность и значимость. С этой целью проводились многочисленные исследования, создавались разнообразные программы, учебные пособия и т. д. К сожалению, принципиальных улучшений они не принесли. Для адекватного реагирования на сложившуюся в общем музыкальном образовании ситуацию необходимо выявить причины, по которым оно пребывает в кризисном состоянии. Их очень много. В. С. Цуккерман, А. С. Базикова, Т. П. Плеснина среди них называют формальное, а случается, и негативное отношение администрации школ к урокам музыки, отсутствие элементарных технических средств обучения в школе, индифферентное отношение учителей к своему предмету и т. д. Признавая справедливость перечисленных причин, укажем на три важнейшие. «Первая – это отношение государства к музыкальному образованию. На государственном уровне никто им серьезно не занимается. Вторая причина – это отсутствие грамотного управления отраслью. В новый государственный стандарт по специальности музыкальное образование ничего принципиально нового не внесено. Между тем, общее 4 музыкальное образование находится в удручающем состоянии уже не одно десятилетие. Третья причина кроется в самих музыкантах, в их социальной пассивности, инертности, в нежелании менять сложившийся стереотип своей профессиональной работы, в отстраненном отношении ко многим негативным явлениям профессиональной деятельности. Для изменения ситуации требуется кардинальная реформа всей системы музыкального образования. Прежде всего, необходимо изменить отношение государства к проблемам духовного развития подрастающего поколения и, в том числе, музыкальному воспитанию». [19, 17 - 18] Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со “старейшинами” - В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Проблема развития творческой активности в массовом музыкальном воспитании неоднозначна, многоаспектна. Однозначного решения этой проблемы не существует и сегодня. Развить творческую активность в каждом ученике, когда в классе 25 – 30 человек, за один час в неделю, конечно, невозможно. На уроках музыки в основном занимаются одним видом деятельности: пением. Слушание музыки, движения под музыку, игра на различных музыкальных инструментах практически отсутствует. В силу чего нет единой темы урока, методики целостности урока, присущ формализм в проведении урока музыки, что вызывает спад интереса детей к уроку и падение авторитета учителя музыки. Опыт работы доказывает, что если 5 целенаправленно и систематически давать задания разного уровня творческой направленности, будут происходить изменения в уровне творческой активности. Музыкальное образование призвано воспитывать лучшие черты личности. Развить общество – означает воспитать каждого человека, дать ему духовно – нравственный стержень, обогатить его мышление. Именно этим и должна заниматься школа и музыкальное образование, в частности. Музыкальное образование нередко рассматривается как необходимое только для тех детей, которые музыкально одарены. А такое мнение является ошибочным и разрушительным. Оно не принимает во внимание ту потребность, которая живет во всех детях – потребность в занятиях музыкой и искусством, так как это один из самых естественных и доступных для ребенка способов самовыражения. И поэтому обучение музыке – это целостное развитие личности ребенка. Вспоминаются слова основоположника концепции музыкального воспитания в школе Д. Б. Кабалевского: «Все формы музыкальных занятий в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление создать что – то свое, новое, лучшее». [9, 24] Программа Е.Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной основана на музыкально – педагогической концепции Д. Б. Кабалевского с её приоритетом общечеловеческих ценностей, устремленностью к сохранению и воспитанию духовной культуры. Основным на уроках музыки, по мнению авторов, должно быть не приобретение теоретических знаний, а расширение интонационно – образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Главным является не столько знания о музыке, сколько погружение в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует заложенная в программе исполнительская деятельность 6 школьников, развитие навыков коллективного музицирования – пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, простейшие импровизации и др. М. И. Ройтерштейн так характеризует место урока музыки среди других учебных предметов: «Если школа берет на себя обязательство научить ребенка понимать основные закономерности естественного и социального миров, научить его, в частности, читать достаточно объемные тексты по меньшей мере последних двух столетий, то не менее обязательно и научить человека слушать музыку не прикладного характера в её достаточно объемных образцах. А для этого урок музыки должен стать уроком активной музыкальной деятельности – предельно разнообразный в младших классах и все более концентрирующийся на слушании все более протяженных сочинений или их фрагментов – в старших. Останется ли бывший школьник заинтересованным слушателем после школы, это его выбор, но в школе он эту деятельность в разумных пределах должен освоить – точно так же, как он осваивает деятельность читателя – критика, физика – экспериментатора, спортсмена и переводчика иностранного языка». [18, 94] В последние годы выдающиеся деятели музыкального искусства, ведущие творческие организации России выражают озабоченность той незаслуженно минимизированной ролью общего музыкального образования, которая имеет место сегодня в учреждениях общеобразовательного типа. Они призывают, в частности, «увеличить количество уроков музыки, прежде всего в начальной школе, создать условия для обеспечения учителями музыки всех школ, разработать «Обязательный минимум содержания основной образовательной программы» по предмету «Музыка» в Государственном образовательном стандарте общего образования в соответствии с требованиями времени и пониманием роли и возможностей данного учебного предмета в формировании музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части всей их духовной культуры. 7 В арсенале учителя должен быть богатый набор форм, приемов и методов работы, и следует обратить внимание на то, что творчество может быть и в сочинении, и в исполнении и восприятии музыки, то есть в разных видах познавательной деятельности, организованной учителем. Цель данной работы – обобщить опыт ведущих специалистов, их методы и структуру проведения урока, применив в собственной практике. Предмет – методы, авторские разработки, структура, содержание, планирование, раскрывающие новые подходы к современному уроку музыки. Объект – урок музыки, его структура, содержание, планирование. Задачи: анализ научно – методической литературы; обобщение опыта ведущих специалистов; использование собственного опыта. Методы: метод обобщения, метод анализа. Методологической основой послужили научные труды О.А. Апраксиной, Э.Б. Абдулина, Д.Б. Кабалевского, В.А. Онищюк, М.И. Ройтерштейна, Б.С.Рачина, Н.А. Терентьева, Л.В.Шкляр, и др. Работа состоит из введения, 2 – х глав, заключения, приложения, списка литературы, при объеме работы 40 страниц. 8 Глава. 1 Урок музыки как педагогическая проблема Педагоги утверждают, что «Урок – коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, жесткие рамки занятий, регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Анализ уроков в школах показывает, что их структура и методика во многом зависит от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя». [12, 116] Какой смысл мы вкладываем в понятие « урок музыки», и какова роль музыки в этом словосочетании? Урок – слово, широко употребляется в нашей жизни. Его используют, говоря о специально организованной форме обучения или в ситуации, когда человек делает какой-либо важный, значимый для себя вывод, расширяя тем самым свой жизненный опыт. О таких ситуациях говорят «извлек урок». Урок музыки, является ли он формой обучения или «ситуацией извлечения», это всегда встреча с музыкальным искусством. Что стоит за словом «музыка», когда мы говорим об уроке? Музыкальное искусство в жизнедеятельности человека предстает как многофункциональное явление. Спектр этих функций остаётся неизменным при любых условиях её существования. Однако различные ситуации жизнедеятельности человека определяют различное содержательное истолкование самого понятия «музыка». Так, например, не является идентичным содержание музыки в ситуации, когда мы находимся в концертном зале и слышим её звучание со сцены в исполнение оркестра, и в ситуации, когда видим это слово в школьном расписании, где так обозначен один из школьных учебных предметов, в какой же ситуации музыка рассматривается как урок? Само звучание музыки уже может стать уроком, если человек воспринимает её содержание, понимает авторский замысел, ощущает её 9 смысловые оттенки. Такой урок состоялся благодаря усилиям самого человека, его внутренней потребности в общении с музыкой, где он сам извлекает урок музыки. Музыка может остаться и как факт звучания, без какого-либо целенаправленного её восприятия. Такой урок музыки тоже может быть, он исполнен его автором, организатором. И первая, и вторая ситуация может произойти как в концертном зале так и в школе. Таким образом, можно говорить о различии уроков музыки с позиции их результативности. Одни позволяют что-либо извлечь, имея в итоге изменения, произошедшие в самом человеке, другие осуществляются как наличествующий факт пребывания музыки и человека в определенной ситуации. Особенность школьного урока музыки объясняется не столько местом его проведения, сколько требованиями, которым он должен отвечать. Эти требования являются едиными для всей системы школьного образования. В соответствии с такой установкой урок музыки, как и урок математики или литературы, является школьной учебной дисциплиной. Школьный урок музыки это урок, который является частью целостного образовательного процесса. Это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения. Его содержание ориентируется на стандарты школьного музыкального образования и реализуется на основе программ, которые определяют путь и способы освоения содержания. Школьный урок содержит обязательные требования к уровню подготовки учащихся, это означает, что урок не должен стать только фактом встречи ребёнка с музыкой, его результатом должны стать изменения в самом ребёнке. Причем изменения, 10 которые предусмотрены образовательным стандартом и учебной программой. Стандарты, программы, требования к уровню подготовки учащихся обусловливают отличительные характеристики школьного урока музыки от других родственных форм обучения. Эти характеристики будут выражены в целях и задачах урока, т.е. в его функциональном предназначении по отношению к образовательному процессу, в содержании и средствах осуществления (формах, методах, приёмах). Учителю музыки необходимо знать специфику каждого элемента, чтобы уметь конструировать именно школьный урок музыки. 1.1. Общедидактические принципы построения урока музыки На протяжение многих лет музыкально - педагогической работы со школьниками разных возрастов Д. Б. Кабалевский стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связала бы с реальной жизнью. Стремился найти такие принципы, методы и приемы, которые помогли бы увлечь детей, заинтересовать их музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе неизмеримые возможности духовного обогащения человека. Главное, к чему он стремился, это вызывать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка (как все искусства) не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. [16, 5] 11 В программно - методических работах последнего времени можно порой обнаружить стремление вырваться из оков удушающего формализма, однако мы не найдем в них самого главного: каких - либо методических принципов, специфических именно для данного предмета, каким он должен быть, то есть для предмета, изучающего музыку как живое искусство. Отсутствие специфической музыкально - образовательной, музыкально - воспитательной методики не может быть восполнено общедидактическими принципами. Для изучения музыки эти принципы, разумеется, нужны, но, если они не проникнуты живым дыханием самой музыки, они остаются абстрактной схемой, вырождающейся в конце концов в догматические «правила педагогики», способные лишь формально «упорядочить» процесс обучения, но лишить его радости, эмоциональной наполненности и тем самым отнять у него самое главное – способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся, на их нравственность, на их эстетические воззрения, на формирование их высокого эстетического вкуса. Разумеется, всё сказанное относится к преподаванию любого школьного предмета, но, когда речь идет об уроках искусства, это становится особенно важным. Мы убежденны в том, что попытки создать новые программы, новые методические разработки, новые пособия по музыке для общеобразовательной школы не приводят к желаемым результатам прежде всего потому, что опираются эти попытки на традиционные, во многом устаревшие принципы и не выходят из круга привычных, но уже не отвечающих современным требованиями педагогических представлений. Пожалуй, самое парадоксальное то, что в попытках этих присутствует стремление опереться на общую педагогику, психологию, физиологию, эстетику, социологию (что само по себе, конечно, естественно и 12 положительно), но менее всего в этих попытках ощутимо стремление опереться на закономерности самой музыки. Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных занятий в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой? Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и её умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало - мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени. В то же время весь пафос сегодняшних программ направлен на то, чему и как учитель должен обучить своих учеников, проблеме же, чем и как должен он увлечь их по существу даже не затрагивается. Отдельные, изредка встречающиеся замечания носят слишком общий, декларативный характер и слишком редко подкрепляются конкретными рекомендациями. В своих исканиях Д. Б. Кабалевский опирался в первую очередь на музыкально - педагогические воззрения Б. В. Асафьева. Исходной позицией для него были слова: «…если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то прежде всего надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать: музыка искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». [6, 52] Кабалевский Д. Б. стремился воспринять то ценное, что было найдено лучшими отечественными и зарубежными педагогами не только в области музыки, но и в других областях школьного обучения, где новаторские устремления в ряде случаев уже привели к весьма ценным результатам. Постоянным источником размышления и, если так можно сказать, педагогических эмоций стали для него взгляды и убеждения В. А. 13 Сухомлинского, выросшие из его безграничной веры в духовные силы детей и подростков, из глубокого, истинно человеческого уважения к ним. Из музыкантов - педагогов, прежде всего должны быть названы В. Н. Шацкая и Н. Л. Гродзенская, нашедшие в своей педагогической и научно-методической работе немало нового, прогрессивного. И все же изменения, вносимые в программу, являются изменениями принципиального характера. Э. Б. Абдуллин выделяет следующие дидактические принципы музыкального обучения: 1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников; 2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения; 3) принцип связи музыкального обучения с жизнью; 4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки; 5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и.т.д.; 6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков). Уроки музыки, ни в какой мере не отрицая важности хорового пения, развивающего национальные хоровые традиции, равно как и важности изучения музыкальной грамоты, ставят перед собой гораздо более широкую задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве её форм и жанров, иначе 14 говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры. (Приложение 1) 1.2. Урок как музыкально – педагогический процесс Основные положения общей педагогики, касающиеся теоретических основ урока (Ю. К. Бабанский, М.А. Данилов, И. Я. Лернер, И. Т. Огородников, В. А. Онищук, М. Н. Скаткин), сводятся к следующему. Сущность урока составляет организация учебно - познавательной деятельности учащихся. В уроке должны быть представлены все основные компоненты учебно - воспитательного процесса (задачи, содержание, методы обучения). Функция урока обусловлена местом, которое он занимает в той или иной теме. Каждый урок должен иметь свою внутреннюю логику. «Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся». В общей педагогике особо подчеркивается положение о том, что тема должна объединять урок (М. А. Данилов). Важнейшим условием наилучшей организации урока является установление соответствия между задачами, содержанием, методами, формами обучения и уровнем подготовленности учащихся к усвоению содержания программ. Определив задачи и содержание урока, учитель избирает формы и методы обучения. Выбор их обусловлен спецификой содержания и зависит от типа урока. В соответствие с прежней программой урок музыки состоял из трёх частей: пение, слушание музыки, музыкальная грамота. Конкретные темы (о композиторах и т. д.) фигурировал лишь в программе 4 - 7 классов и относились только к разделу «слушание музыки». Таким образом, важнейшие положение общей педагогики о целостном уроке как логическом 15 звене содержания обучения реализовано не было, хотя требования о необходимости построения целостного урока музыки выдвигалось. Как уже отмечалось, В. Н. Шацкая, Н. Л. Гродзенская, О. А. Апраксина и другие педагоги - музыканты стремились установить связь между «разделами» урока, и этот опыт представляет большую ценность. Однако в дидактике подчеркивается объективная зависимость организации занятия от содержания программы. Сущность урока музыки как и любого урока, составляет организация учебно - познавательной деятельности учащихся. На уроке музыки она всегда эмоционально окрашена. В основе этой деятельности лежит процесс восприятия музыки. Весь урок, начиная со входа учащихся в класс и кончая выходом из класса, пронизан музыкой. Музыка, учитель, школьники - вот основные действующие лица урока. Живое, непосредственное общение ребят с искусством, прежде всего с его лучшими образами, составляет главное содержание любого занятия. Учитель, опираясь на программу служащую ему надежным компасом в проведение урока, помогает школьникам эмоционально, глубоко проникать в музыкальное произведение, постигать особенности этого искусства, выявлять широкие связи музыки с жизнью, усваивать знания о музыке, формировать навыки её выразительного исполнения, развивать творческие способности, воспитывать художественный вкус, потребность в общение с музыкой. При этом прежде всего само музыкальное искусство служит основой воспитания и развития личности. Каждый урок направлен на реализацию цели музыкального обучения - формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемной части всей их общей духовной культуры. При этом на любом занятии должны решаться в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного деятельностно - 16 практического отношения учащихся к музыке. Цель и задачи реализуются на уроке прежде всего на основе усвоения содержания музыкального обучения, которое выступает в единстве трёх его элементов: опыта эмоционально - нравственного отношения человека к действительности, воплощенного в музыке; знаний о музыке (прежде всего ключевых знаний); музыкальных умений и навыков, проявляющихся в опыте творческой учебной деятельности школьников. Это содержание усваивается в ходе урока с помощью разнообразных методов, форм и примеров, среди которых выделяются ведущие методы музыкального обучения, направленные на организацию целостного, логически связанного процесса музыкальных занятий. Цель, задачи и содержание уроков конкретизированы в программе, в теме занятий, в их музыкальном материале, в методических рекомендациях, в различных видах музыкальной учебной деятельности. Учитель уточняет их, исходя из достигнутых ранее результатов обучения в данном классе, условий проведения занятий. При этом тема урока не меняется, а музыкальный материал, формы и виды музыкальной учебной деятельности могут варьироваться и при необходимости отличаться от предложенных в программе. Таким же образом учитель планирует применение каждого из ведущих методов, выбирает те или иные средства и приемы музыкального обучения. Изучение музыкального произведения проходит, как правило, три стадии: 1) знакомство с музыкальным произведением, его эмоциональное, образное восприятие; осмысление под углом зрения изучаемой темы, накопленных ранее знаний; 2) более детальный анализ музыкального произведения. Он осуществляется в разнообразных видах и формах музыкальной учебной деятельности. Здесь происходит формирование музыкально - слуховых представлений (звуковысотных, ритмических, гармонических и т.д.) и исполнительских навыков (вокально-хоровых и др.) 17 под углом зрения изучаемой темы; 3) целостное, более полное, по сравнению с первоначальным, восприятием произведения, постижение его нравственной сущности. Особую роль приобретает умение учителя устанавливать логические связи на уроке музыки. Как было показано выше. Эти связи в значительной мере предопределены содержанием программы, темой урока, музыкальным материалом, действием ведущих методов музыкального обучения, определённой организацией изучения музыкальных произведений. Исходя из этого, учитель может и должен провести урок так, чтобы переходы от одного музыкального материала к другому, равно как и, например, от пения к слушанию музыки, были соотнесены с темой урока, с процессом приобщения школьников к музыкальному искусству в целом. Итак, функция урока музыки и деятельности учителя при организации занятия специфически преломляются сквозь призму конкретной программы, содержания основных компонентов учебно - воспитательного процесса. Новая программа по музыке в значительной мере предопределяет характер, организацию учебно - познавательной деятельности школьников на уроке и сферу творческой работы учителя музыки. 18 Глава. 2 Содержание и организация современного урока музыки Об уроке написано множество книг и статей, научных трудов. Меняются цели, задачи, содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения. Какой урок имеет право называться современным? В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи школьного образования центрируются вокруг ЧЕЛОВЕКА, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. По словам Н. Е. Щурковой и её коллег, ситуация современного урока - это ситуация расставания с уроком строгим и встреча с малоизученным и не совсем знакомым, уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок. Автор формулирует три постулата, лежащие в основе современного урока: «Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Человек в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства». [14, 191] Урок музыки является основной формой музыкального воспитания в школе, включающей различные виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения, музыкальную грамоту, игру на детских музыкальных инструментах. На основе тематизма – 19 ведущего принципа программы уроков музыки, каждый урок является логическим продолжением предыдущих. [13, 3] В своей статье «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д. Б. Кабалевский, затрагивая проблемы урока, пишет, что для детей урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство. Отстаивая право учителя на творчество, Кабалевский пишет: «Пусть учитель будет свободен от власти схемы, требующей от него стандартного графика проведения урока». [10, 16] Речь идет, видимо, о творческом подходе как к планированию урока музыки, так и к проведению его. Но при этом в уроке должно быть всё детально продумано – цель, задачи, структура, содержание, средства, методы. Далее Д. Б. Кабалевский развивает свою мысль: «отсутствие стандарта, штампа, трафарета не означает отсутствия системы, а творческая свобода учителя не равнозначна произволу, хаосу, анархии». [10,16 - 17] В придании целостности и систематичности учебно – воспитательному процессу помогают методические разработки, созданные творческой группой сотрудников лаборатории музыки НИИ школ Министерства народного образования под редакцией Д. Б. Кабалевского. Они являются важным подспорьем для учителей музыки, особенно для молодых специалистов. (Приложение 1) 2.1. Проблема целостности урока К числу важнейших, центральных проблем, относящихся к содержанию и организации урока музыки, следует отнести и разработку методических подходов к реализации принципа целостности урока музыки. Следует отметить, что в теории музыкального образования проблема целостности урока является одной из наименее разработанных. В связи с этим существуют различные позиции по данной проблеме. 20 Согласно концепции Д. Б. Кабалевского, основанием, способствующим достижению целостности урока, является его тема. «Отдельные произведения, комментарии и вопросы учителя, ответы учащихся – словом, все, что звучит, все, что происходит на уроке, подчиняется основной теме как общей закономерности, объединяющей все частные случаи. Таким образом, урок перестает распадаться на мало, а то и вовсе не связанные друг с другом составные части. Какие – либо членения урока, связанные с рабочим планом его проведения, могут существовать лишь в сознании учителя, но ни в коем случае не в сознании учащихся. Для них урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все входящие в него элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство». [9, 24] В целостном осознании музыкального искусства, как подчеркивает Д. Б. Кабалевский, особое значение имеет живое восприятие музыки. Учиться слышать музыку, учащиеся должны на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Целостности урока может способствовать, как отмечает Н. А. Терентьева, выстраивания последовательности отдельных видов музыкальной деятельности как цельной и динамичной композиции. У этой композиции «есть своего рода завязка проблемы, ход её решения, кульминация, самая яркая точка урока, когда на максимально высоком эмоциональном напряжении дети делают для себя неожиданные эстетические открытия, и наконец, развязка, где подводятся итоги». [22, 78] Одним из способов достижения целостности урока, по мнению Л. В. Школяр, может стать ориентация деятельности учителя на предуготовленность ребёнка к процессу творчества. Достижению такой предуготовленности способствует предлагаемый автором метод моделирования художественно - творческого процесса. По мнению автора, 21 благодаря его действию «школьник ставится в позицию творца - композитора, творца - поэта, творца - художника, как бы заново создающего произведение искусства для себя и для других людей».[23, 123] При такой организации занятий ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления. При этом автор метода подчеркивает, что его применение равным образом относится к любому виду музыкальной деятельности. В теории музыкального образования отмечается, что достижение целостности урока музыки во многом зависит т от того, насколько учитель сможет вдохнуть в него свою душу, свой профессионализм, своё мастерство, которые помогут провести занятие на «одном дыхании» и тем самым реализовать идею эмоциональной драматургии урока. В этой связи необходимо иметь в виду, что, будучи учебным предметом, урок должен отвечать тем основным требованиям, которые предъявляются ко всем школьным предметам. Вместе с тем специфика общения учащихся с музыкой предполагает «переинтонирование» содержания общедидактических требований в соответствие с направленностью их на постижение музыки как искусства, что обусловливает необходимость учета учителем в содержании и организации учебного процесса специфики урока музыки как урока искусства. Приблизиться к уровню общения с музыкой как с искусством дети смогут только в том случае, если опыт такого общения станет для них привычным и необходимым. А это значит, что в уроке музыки, как в целом, так и во всех его элементах, должна находить отражение специфика музыка как искусства. Вот почему важнейшей методической задачей учителя становится нахождение способов реализации в уроках музыки союза педагогики и музыкального искусства. 22 Необходимость такого союза признают все педагоги - музыканты. При этом в современной теории и практике музыкального образования урок все чаще рассматривается как «педагогическое произведение учителя» (М. Н. Скаткин и др.). В этой связи об уроке музыки можно говорить как о «музыкально - педагогическом произведении» учителя. Ибо такое произведение – это результат его творчества не только как педагога, но и как музыканта широкого профиля. Музыкально-педагогические воззрения учителя, его взгляды на музыку, круг музыкальных интересов, система ценностей, многогранный опыт общения с музыкой во всех видах музыкальной деятельности становятся жанрово - стилевыми детерминантами урока, без которых он немыслим как урок искусства. С другой стороны, можно говорить об уроке и как о совместном творчестве учителя и учащихся. 2.2. Типы уроков музыки и специфика методических подходов Типология уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Нельзя четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков по тому или иному признаку и не определив, какой из них наиболее подходит для решения поставленных педагогических задач. Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. В педагогической литературе наблюдаются различные подходы к делению уроков. Так, автор книги «Типы и структура уроков в школе» С. В. Иванов за основу классификации уроков берет основные этапы учебного процесса (стадии, или моменты, хода обучения), которые, по его мнению, имеют следующую последовательность: а) подготовка или введение в изучение темы; б) первичное восприятие учебного материала; в) осмысление его путем логической переработки; г) закрепление усвоенного путем повторения и 23 разного рода самостоятельных работ; д) овладение материалом посредством применения приобретенных знаний на практике; е) приобретение навыка путем упражнений и тренировки; ж) контроль, проверка и учет; з) подведение итогов, обобщение и приведение всего пройденного в систему. В соответствии с этими основными моментами обучения С. В. Иванов выделил следующие типы уроков: 1) вводные уроки; 2) уроки первичного ознакомления с материалом; 3) уроки образования понятий, установления законов и правил; 4) уроки применения полученных знаний на практике; 5) уроки навыков (тренировочные уроки); 6) уроки повторения и обобщения; 7) контрольные уроки; 8) смешанные или комбинированные уроки. Классификацию уроков по данному признаку поддерживают многие дидакты и методисты, предлагающие свои, несколько измененные варианты данной типологии. [14, 186] И. Н. Казанцев подразделяет уроки по признаку основного способа их проведения и выделяет семь типов: 1) уроки с разнообразными видами занятий; 2) уроки в виде лекций; 3) уроки в виде беседы; 4) уроки – экскурсии; 5) киноуроки; 6) уроки самостоятельной работы учащихся в классе; 7) лабораторные и другие практические занятия. [14, 191] Одной из наиболее распространенной в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной цели занятий. Выдвигается много вариантов классификации по этому признаку, отличающихся формулировками отдельных типов уроков: 1) урок усвоения новых знаний; 2) урок усвоения навыков и умений; 3) урок комплексного применения знаний, навыков и умений; 4) урок обобщения и систематизации знаний; 5) урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений; 6) комбинированный урок. Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе в ситуациях, приближающихся к жизненным, что очень важно для подготовки учащихся к участию в производительном труде, 24 выделяются уроки применения знаний, навыков и умений. Количество их зависит от характера учебного предмета, специфики знаний, навыков и умений. После изучения крупных разделов и важных для формирования у учащихся диалектико – материалистического мировоззрения тем вводятся уроки обобщения и систематизации знаний. Иногда уроки данного типа называют уроками обобщающего повторения. Однако этот термин неполно отражает их внутреннюю сущность: уроки обобщения и систематизации предполагают не только обобщающее повторение. Основная их дидактическая цель заключается в систематизации знаний, т.е. в приведении разрозненных понятий, закономерностей, законов в стройную целостную систему, в которой все компоненты тесно между собой взаимосвязаны. Многие учителя, пользуясь программами, вместо календарных составляют тематические планы. Этому виду планирования за последнее десятилетие уделяется много внимания. Тематические планы помогают учителям более четко распределить учебный материал и различные виды работ по основным разделам и темам программы. Однако в существующих или разработанных методистами тематических планах имеется важный недостаток: в них отсутствует распределение учебного материала по типам уроков. Этот пробел нетрудно устранить и внести в тематическое планирование соответствующие коррективы. Для этого в каждом большом разделе или ряде важнейших тем программы следует предусмотреть все вышеназванные типы уроков. Отдельные уроки, предусмотренные тематическим планом, могут быть комбинированными (например, урок усвоения новых знаний и проверки ранее изученного, урок усвоения новых знаний и применения ранее приобретенных навыков и умений и т. п.). Классификация уроков по основной дидактической цели рациональна и тем, что она позволяет более четко определить цели, задачи и структуру каждого урока и мобилизовать на успешное их решение. Так, если 25 планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний. Это специфический учебный процесс. здесь необходимо учитывать структуру упражнений и заданий, специфику учебной деятельности школьников и способы руководства ею со стороны учителя. Особого внимания требует урок применения знаний, навыков и умений. Некоторые дидакты и методисты не выделяют этого типа урока, а задачи, решаемые им, возлагают на урок закрепления знаний или урок навыков. Следует думать, что такой подход недостаточно обоснован. Необходимо научить учащихся самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях. Для этого следует выделить уроки применения знаний, навыков и умений. Таким образом, урок применения знаний, навыков и умений необходим: он способствует подготовке учащихся к жизни, к труду, усилению связи теории с практикой, формированию у учащихся трудолюбия, самостоятельности и творческой активности. Урок обобщения и систематизации введен вместо традиционного урока повторения учебного материала. Планируя такие уроки, следует четко формулировать их цели и разрабатывать методику, не сводящуюся к однообразному и невыносимо скучному опросу. К комбинированным относятся такие уроки, на которых ставятся и решаются две или несколько равноценных дидактических целей; например, усвоение знаний и применение их учащимися, усвоение знаний и проверка ранее усвоенного материала, формирование навыков и умений и применение их в нестандартных условиях. Подобных комбинаций может быть много. Комбинированные уроки наиболее целесообразны в начальных классах, в 26 средних и старших классах они встречаются реже, здесь преобладают уроки усвоения новых знаний, навыков и умений. Особенно важным для четкой организации учебно – воспитательного процесса является правильное определение структуры и методики уроков различных типов. В понятие «структура урока» как целостного объекта вкладывается три признака: состав: (из каких элементов или этапов состоит урок), последовательность (в какой последовательности эти элементы включаются в занятия) и связь (как они взаимосвязаны). На уроке осуществляется непрерывное движение от незнания к знанию, от знания неполного к более полному. Каждый тип урока имеет определенную, четко обозначенную, основную образовательную цель. Цель достигается не сразу, а постепенно, по мере решения ряда последовательных задач. Эти отдельные задачи необходимы для достижения основной образовательной цели и являются элементами структуры уроков. Элементы структуры определенного типа урока, с одной стороны, являются постоянными, неизменными, поскольку не изменяются закономерности и логика того или иного процесса, а с другой – эта структура внутри каждого типа может изменяться в зависимости от содержания учебного материала, возраста и подготовки учащихся, особенностей оборудования учебных кабинетов и т. п. Но кроме основных этапов, каждый тип урока имеет ещё и внутреннее строение – методику, соответствующую его целям и задачам. Она определяется теми способами и средствами, при помощи которых решаются отдельные дидактические задачи на каждом этапе урока. Готовясь к уроку, учитель должен определить основные элементы структуры урока (Приложение 2), последовательность методов и приемов обучения, содержание и характер заданий для учащихся, средства обучения и способы их использования, способы руководства учебно – познавательной деятельностью школьников, т. е. составить оптимальный план урока 27 (Приложение 3), который по существу является его моделью, и определить пути и средства успешной его реализации в практику. 28 Заключение Необходимо понять, что общество уже несколько лет живет в другом столетии и тысячелетии и что нельзя развиваться, ничего не меняя, в том числе и в себе, что наша школа по разным причинам, зависящим или независящим от нас, отстает от развития общества, а должна бы опережать, или, по крайней мере, идти в ногу с ним, потому что её воспитанники, ученики, вступят в самостоятельную жизнь уже совсем скоро… Учителю необходимо научиться создавать условия, организовывать и направлять деятельность своих учеников, которые должны приобретать знания сами в процессе собственной деятельности на уроке. Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы, выбирает те приемы, технологии и методики, которые ему наиболее понятны, близки, наиболее приемлемы для него и соответствуют той парадигме, в которой он предпочитает работать. Урок музыки является основной формой организации учебно – воспитательного процесса в музыкальном обучении. Тематическое содержание программы обеспечивает целостность урока; при этом в нем представлены основные компоненты предмета (задачи, содержание, методы музыкального обучения). В новой системе музыкального обучения урок музыки является логической единицей учебного процесса. Урок музыки – это прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Вот почему развитие восприятия музыки, эмоциональный характер проведения всех форм и видов урока находится в центре внимания учителя. В системе «музыка - учитель - школьники» учитель является творческим посредником между музыкальным искусством и учащимися. Он помогает своим питомцам выявить связь музыки с жизнью, развивать 29 музыкальное восприятие, ощутить нравственное, эстетическое воздействие искусства, формировать навыки выразительного исполнения произведений. Программа, предусмотренная в ней система организации урока определяют специфический круг задач, содержания педагогической деятельности учителя музыки. Главное его назначение – организация конкретного урока, направленного на возможно более полное усвоение учащимися программы, которая составлена так, что деятельность учителя заключается не в определении задач и содержания урока, а в их уточнении с учетом уровня развития школьников данного класса, меры усвоения ими содержания программы, условий обучения, индивидуальных особенностей учащихся и самого учителя. Творческий характер деятельности учителя музыки заключается прежде всего в установлении такого эмоционального, духовного контакта со школьниками, благодаря которому наиболее полно реализуются воспитательные задачи программы, процесс развития личности каждого учащегося. Ярко выраженная идейно – нравственная позиция, высокий профессиональный уровень музыкальной, педагогической подготовки, знание психологии школьника позволят учителю опираясь на программу, не только использовать уже известные способы организации урока музыки, но и находить новые, тем самым обогащая опыт проведения музыкальных занятий. Только самостоятельное творчество детей на уроке разбудит их дремлющие способности. Много внимания я уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке. На своих уроках я стремлюсь на ряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, инструментальному музицированию, драматизации. Во вступительной статье к программе по музыке Д. Кабалевский писал: “Всемирно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, 30 всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное восприятие музыки. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из “видов деятельности” учащихся, … активное восприятие музыки - основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев.” Таким образом, возникает двойная связь: восприятие музыки - все виды музыкальной деятельности; связь, которая и обусловливает неразрывность и единство всей музыкальной деятельности учащихся. Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне восприятия музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Работая вот уже несколько лет по программе Д. Кабалевского со школьниками разных возрастов, я стремлюсь вызвать в детях и подростках ясное понимание и ощущение того, что музыка, как все искусства, не просто развлечение, не добавление, не “гарнир” к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка и жизнь - это генеральная тема, своего рода, “сверхзадача” в школьных занятиях музыкой. Она должна пронизывать все занятия во всех звеньях от первого до последнего класса. Музыкальный материал, звучащий на занятиях, комментарии учителя, наблюдения и размышления самих учащихся, направляемые учителем,- все должно помогать постепенному решению этой “сверхзадачи”. 31 Желание высказать свои мысли и чувства не может появиться у ребят, если нет интереса к уроку и к музыке вообще. Учитель должен создать атмосферу доверия, доброжелательности - беседы и дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них пробуждается желание высказаться, когда они чувствуют необходимость общения с учителем. Как лишить скуки на уроке себя и своих учеников? Как заразить их собственным творчеством? Все дело в атмосфере урока. Не в моих навыках - в вокальных, пианистических, дирижерских, а в умении ладить с ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в умении слушать их, улыбаться им и прощаться с ними в конце урока или учебного года. Хорошее оборудование, четкая организация работы, поурочное планирование, повседневный учет работы, основательная подготовка, с использованием прогрессивных методов обучения – таковы условия высококачественного проведения урока музыки. 32 Приложение 1 План - конспект урока музыки в 3-м классе (1-я четверть, урок №5). Лукьянчук И. Г. старший учитель школы - интерната № 17 г. Таганрог Тема четверти: Музыка моего народа. Тема урока: Музыка моего народа. Трудовые песни. Тип урока: Углубление в тему. Цель урока: дать понятия о разнообразии народной песни, песнях народных и композиторских. Задачи: ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: - прививать любовь к музыке русского народа на примере песен «Эх, ухнем», «Солдатушки», «Частушки»; - воспитывать любовь к труду, формировать потребность проявления себя и трудовой деятельности на примере «Урожайной» И.Дунаевского. ОБУЧАЮЩИЕ: - разучить 1-й куплет песни «Солдатушки, бравы ребятушки»; - закрепить навыки пения по нотам; - формировать первоначальные навыки игры на детских музыкальных инструментах /«Частушки»/; - закрепить навыки пения легато. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развить навыки суждения о взаимосвязи искусств; - продолжить развитие творческих способностей детей при сочинении слов к «Частушкам». 33 Оборудование: электронный орган, репродукции картин, проигрыватель, нотный плакат песни. ХОД УРОКА Вход в класс под звучание музыки русской народной песни «Солдатушки». У.: Какую музыку вы сейчас слышали: народную или композиторскую? Ш.: Народную. У.: Какому народу принадлежит эта песня? Ш.: Русскому. У.: каков характер этой музыки, её настроение? Ш.: Характер музыки – маршевый, потому что её поют солдаты, а настроение задорное отважное. У.: О чем эта музыка? Ш.: Музыка о жизни солдата, о его смелых подвигах, об его неиссякаемом энтузиазме, юморе. У.: В царской Росси жизнь была очень тяжёлой. Ведь они служили в армии 25 лет. Возвращались домой немногие, да и то покалеченные в многочисленных войнах. Нередко жизнь свою они оканчивали в полном одиночестве: ведь создавать семью им не разрешалось. В песни встречаются такие слова «победы - деды», «жёны - сабли», «сёстры - пушки заряжены». Оружие заменяло солдату родственников. (Разучивание первого куплета песни «Солдатушки»). У.: Определите, какие интонации здесь слышны? Ш.: Вопросительные и утвердительные. У.: Посмотрите на нотный плакат, сколько голосов в этой песни? Ш.: В песни два голоса, т.к. штили вверх и вниз. (Разучивание со всеми учащимися второго голоса. При исполнении песни попросить прислушаться к звучанию инструмента, на котором учитель играет партию первого голоса). У.: Что вы услышали во время пению? 34 Ш.: Мы пели, а мелодия аккомпанемента звучала выше. (Затем первый и второй голос вместе, подчеркивается характер музыки движениями – марш на месте). У.: К каким группам народного музыкального творчества мы отнесем эту песню? Ш.: К солдатским песням. У.: Какие ещё бывают русские народные песни? (Наиграть «Светит - месяц» - плясовая, «Тонкая рябина» - лирическая/. У.: А какая эта песня? (Звучит песня «Эх, ухнем!») Ш.: Эта песня о тяжелом труде. У.: Какой характер музыки, её настроение? О чём эта музыка? Кто исполняет эту песню? Учитель подводит учеников к мысли, что интонация «Эх, ухнем» создает ощущение тяжелой поступи бурлаков, тянущих груженую баржу. Когда – то до революции эту песню пели бурлаки, впереди шел вожак и именно он произносил «Эх, ухнем!» песня объединяла усилия людей и подчиняла их движения единому ритму. Необходимо предложить ученикам ощутить себя художниками и мысленно нарисовать картину. Затем демонстрируется репродукция картины И. Репина «Бурлаки на Волге», которую следует сравнить с картиной, «написанной» детьми. Ещё раз звучит песня «Эх, ухнем!» учитель говорит о том, что эта запись редкая, исполняет песню великий русский певец (бас) Ф. И. Шаляпин. Предложить учащимся услышать эту картину. У.: А какой труд показан на этой картине «Хлеб» Яблонской? Ш.: люди очень радостные, счастливые от содеянного. У.: Да, труд свободный, по каким признакам мы определяем свободный труд? Ш.: Люди улыбаются, они раскованны. 35 У.: Если бы мы были композиторами, какую бы музыку мы написали, увидев эту картину? Характер, настроение, темп, лад, кто исполнял бы эту песню? Ш.: Характер – песенный или танцевальный, настроение ликующее, радостное, темп быстрый, мажорный лад, исполнял бы песню – хор. Учащиеся слушают «Урожайную» И. Дунаевского. У.: Определите, композиторская или народная эта песня? Ш.: Композиторская, потому что использована сложная гармония: нет распевности, как в русской народной песне, поет хор без солистов, как это часто бывает в народной музыке, с сопровождением оркестра. Дети сами дают название песни: Весёлая трудовая, Славный урожай. Учитель рассказывает, что эта музыка, написанная И. О. Дунаевским, звучала в кинофильме «Кубанские казаки». А исполняет песню смешанный хор. После ратного труда – отдых. У.: Какие песни могут звучать тогда, когда большой и нелегкий труд завершен и принес радующие крестьянина плоды? Ш.: Веселые, задорные, плясовые, шуточные, частушки. Проверка домашнего задания в сочинении частушек. Исполнение частушек в сопровождении детских ударных инструментов – бубна, румбы, барабана и т.д. Итог урока: Мы познакомились с трудовыми песнями. Тема труда занимает настолько важное место в жизни человека, что она достойно представлена как в народном, так и в композиторском творчестве. Однако мы с вами обратили внимание на то, как по – разному звучала эта тема в различные временные периоды. Россия старая оставила нам образы тяжелого и подневольного труда. Россия новая принесла радостное ощущение подъема и надежды, что нашло отражение в музыкальном искусстве. А. М. Горький сказал: «Русская песня – это русская истории». 36 Домашнее задание: слушая музыку по радио, телевизору, в записи определить, какие из песен являются народными, а какие – композиторскими. Выход из класса под звучание песни «Частушки».