Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Ларин Игорь Владимирович,
педагог дополнительного образования
Выступление на конференции «Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности»
Сейчас много говорят о формировании Новой грамотности или soft skills (формирование гибких надпрофессиональных навыков). Необходимые компетенции XXI века так называемые компетенция 4К, которые должны будут помогать нашим ученикам решать задачи по жизни:
- критическое мышление;
- коммуникативность;
- креативность;
- кооперирование.
Именно проектная деятельность способствует развитию этих навыков.
В рамках проекта применяю такие формы профориентационной работы способствующие развитию soft skills:
- Игровые технологии. Использую ролевые, деловые, организационно-деятельностные и прочие игры. Особо можно выделить состязания по вождению веломобилей, на оборудованной на пришкольной территории площадке.
- Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку». Использую информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения. Например, обучающая программа «Авто-полис-Медио» для изучения ПДД и устройства автомобиля основана на игровых имитациях для обучения.
Имею опыт использования элементов этой методики за счет использования авто-тренажера «Питерец» с программным обеспечением и обучающих компьютерных программ.
Учащиеся с интересом занимаются по программированному тренажеру по изучению сигналов светофора
Естественно, что цели и задачи нашего проекта по профориентации аналогичны целям и задачам других ОУ. Но мы добавили еще одну задачу по созданию в нашем ЦДОиРД условий, исключающих формальный подход и эпизодичность профориентационной работы. Поэтому мы предположили, что раннему профессиональному самоопределению школьников будет способствовать познавательная досуговая деятельность за рамками образовательных программ. Применение в конструктивной социально значимой деятельности новых методов профориентационной работы позволит достичь поставленной цели. Реализация проекта позволила успешно соединить учебную деятельность по ДООП и досуговую деятельность, объединяющую активные и интерактивные формы профориентационной работы.
Интерактивные формы профориентации реализуются через коллективное взаимодействие, сотрудничество, социальную активность.
В ходе такой активной учебной и досуговой деятельности в рамках проекта наши учащиеся знакомятся со следующими сферами деятельности:
Наука и устройства;
Творчество;
Общение и взаимодействие
Сервис и помощь
Управление и организация.
В ходе реализации проекта мы пришли к пониманию того, что очень важно, чтобы школьник пробовал себя во многих сферах: посещал различные кружки, спортивные секции, детские центры и центры технического творчества и т.д. Важно проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии. Но по – прежнему, очень важно создание ситуации успеха для каждого участвующего в проекте ребенка.
Развивающая среда ОДОД способствовала успешной реализации проекта.
Проект состоит из трех модулей, ориентированных на три возрастные группы (начальная школа 2-4 класс, средняя школа 5-9класс, старшая школа 10-11класс).
На определенных возрастных этапах деятельность в рамках проекта включает в себя практико-ориентированные мероприятия, дающие возможность активного участия в соответствии с личностными, познавательными и творческими способностями школьников.
На следующих слайдах представлена информация по модулям
Проект за 5 лет прошел 3 этапа.
На 1 этапе – Информационно-аналитическом, который длился 2 года.
Проанализированы проблемы и началось формирование профориентационного образовательного пространства. Для реализации проекта были приобретены подростковые велосипеды, авто- и вело-тренажеры, другое оборудование. Педагог наладил профессиональные контакты с техническими центрами и мастерскими, учебными центрами, для организации выездных обучающих мероприятий.
На 2 этапе – Внедренческом, который длился 2 года, увеличилось количество учебных групп, появилась новая ДООП «Юный вело-авто-любитель».
Под эту программу школа купила 3 веломобиля с прицепами. Усилиями педагога и учащихся была создана в школьном дворе обучающая площадка для вело-любителей. Увеличилось количество выездных образовательных и досуговых мероприятий. Основной упор делался на проведение практико-ориентированных мероприятий.
На 3 этапе, рефлексивно-обобщающем, нами проведен анализ полученных результатов.
Мы увидели, что наш проект способствовал:
- формированию разновозрастной группы единомышленников из числа обучающихся, родителей и педагогов;
- повышению уровня заинтересованности школьников в изучении автодела;
- развитию организаторских, творческих, ораторских способностей участников проекта;
- подготовке волонтеров для помощи в организации тематических мероприятий и акций;
- обогащению предметно-развивающей среды ОДОД по предпрофессиональному воспитанию школьников.
В ходе проведенной работы мы получили следующие результаты:
1) за 4 года увеличилось количество учебных групп в технической направленности и следовательно выросло число участников проекта.
2) укрепилось взаимодействие с родителями;
3) расширилось образовательное взаимодействие в рамках проекта с различными предприятиями и учреждениями; (готовится договор о сетевом взаимодействии с ГГУ «Балтийский берег»)
4) укрепилась материально-техническая база;
5) создана руками педагога и обучающихся автоплощадка для занятий на веломобилях и велосипедах;
6) укрепилась преемственность в обучении по модулям программ;
7) сформировалось участие и хорошая результативность в городских технических конкурсах:
Хочется сказать о продукте проекта. Оформился годовой цикл традиционных мероприятий в рамках проекта:
Осенние мероприятия:
- Мероприятие ко Дню автомобилиста;
-акция «Всемирный день без автомобиля»;
-неделя безопасности дорожного движения.
Зимние мероприятия:
- патриотический праздник «День героев Отечества» (подпроект «Военный водитель»);
- памятные патриотические акции (День снятие блокады, День защитника Отечества)
Весенние мероприятия:
- открытый городской фестиваль технического творчества «Технокактус» (номинация ремонт и обслуживание транспортных средств);
- парад веломобилей на День Победы;
- выпускные экзамены в автошколе.
Проблемы:
- Из-за нехватки учебных помещений в школе пока нет оснащенного кабинета автодела;
Перспективы:
- расширение этого направления;
- усиление преемственности обучения между начальной, средней и старшей школы.
-расширение сетевого взаимодействия;
- расширение участия в других технических конкурсах.
Подводя итоги, отметим что, существенное отличие нашего проекта заключается в его нацеленности не на выбор каждым учеником какой-либо конкретной профессии, а на формирование у учащихся компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный выбор, быть профессионально мобильным.