СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на конференции «Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на конференции «Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности»

 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на конференции «Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности»»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»


Ларин Игорь Владимирович,

педагог дополнительного образования


Выступление на конференции «Проектная деятельность как метод ранней профориентации в деятельности детских объединений технической направленности»


Сейчас много говорят о формировании  Новой  грамотности  или  soft  skills (формирование гибких надпрофессиональных навыков).  Необходимые компетенции XXI века так называемые  компетенция  4К, которые должны будут  помогать  нашим ученикам решать задачи по жизни:

- критическое мышление;

- коммуникативность;

- креативность;

- кооперирование.

Именно проектная деятельность способствует развитию этих навыков.

В рамках проекта применяю  такие формы  профориентационной работы  способствующие  развитию soft skills:

- Игровые технологии. Использую ролевые, деловые, организационно-деятельностные и прочие игры. Особо можно выделить состязания по вождению веломобилей, на оборудованной на пришкольной территории  площадке.

- Геймификация – это новый тренд в образовании, который предполагает вовлечение в деятельность через игровые процессы и даёт возможность моделировать своё будущее. Этот метод понятен и доступен «цифровому человеку».  Использую информационные технологии, онлайн-сервисы, игровые имитации для обучения. Например,  обучающая программа «Авто-полис-Медио» для изучения ПДД и устройства автомобиля основана на игровых имитациях для обучения.

     Имею опыт использования элементов этой методики за счет использования авто-тренажера «Питерец»  с программным обеспечением и обучающих компьютерных программ.

    Учащиеся с интересом занимаются по программированному тренажеру по изучению сигналов светофора

Естественно, что цели и задачи нашего проекта по профориентации аналогичны целям и задачам других ОУ. Но мы добавили еще  одну задачу по созданию в нашем ЦДОиРД условий, исключающих формальный подход и эпизодичность профориентационной работы. Поэтому мы предположили, что раннему профессиональному самоопределению школьников  будет способствовать   познавательная  досуговая деятельность за рамками образовательных  программ.   Применение в конструктивной  социально значимой  деятельности  новых методов  профориентационной работы  позволит достичь поставленной цели. Реализация проекта позволила успешно  соединить учебную деятельность по ДООП и досуговую деятельность, объединяющую активные и интерактивные формы профориентационной работы.

Интерактивные формы профориентации реализуются через коллективное взаимодействие, сотрудничество, социальную активность.

В ходе такой активной учебной и досуговой деятельности  в рамках проекта наши учащиеся знакомятся со следующими сферами деятельности:

Наука и устройства;

Творчество;

Общение и взаимодействие

Сервис и помощь

Управление и организация.

       В ходе реализации проекта мы пришли к пониманию того, что очень важно, чтобы школьник  пробовал себя во многих сферах: посещал различные кружки, спортивные секции,  детские центры и центры  технического творчества и т.д. Важно проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.   Но по – прежнему, очень важно создание ситуации успеха для каждого участвующего в проекте ребенка.

       Развивающая среда ОДОД способствовала успешной реализации проекта.

       Проект состоит из трех модулей, ориентированных на три возрастные группы (начальная школа 2-4 класс, средняя школа 5-9класс, старшая школа 10-11класс).

  На определенных возрастных этапах  деятельность в рамках проекта включает в себя практико-ориентированные мероприятия, дающие возможность активного участия в соответствии с личностными, познавательными и творческими способностями школьников.

На следующих слайдах представлена  информация  по модулям

        Проект за 5 лет прошел 3 этапа.

На 1 этапе – Информационно-аналитическом,  который длился 2 года.

        Проанализированы  проблемы  и началось формирование профориентационного образовательного пространства.  Для реализации  проекта были приобретены  подростковые велосипеды, авто- и вело-тренажеры, другое оборудование.  Педагог наладил профессиональные контакты  с техническими центрами и мастерскими, учебными центрами, для организации выездных обучающих мероприятий.

На 2 этапе – Внедренческом, который длился 2 года, увеличилось количество учебных групп, появилась новая ДООП «Юный вело-авто-любитель».

 Под эту программу школа купила 3 веломобиля с прицепами. Усилиями педагога и учащихся была создана  в школьном дворе  обучающая  площадка для вело-любителей. Увеличилось количество выездных образовательных и досуговых мероприятий.  Основной упор делался на проведение практико-ориентированных мероприятий.

 На 3 этапе, рефлексивно-обобщающем,  нами проведен  анализ полученных результатов.

Мы увидели, что наш проект способствовал:

-   формированию разновозрастной группы единомышленников из числа обучающихся, родителей и педагогов;

-   повышению уровня заинтересованности  школьников в  изучении автодела;

- развитию организаторских, творческих, ораторских  способностей участников проекта;

- подготовке волонтеров для помощи в  организации   тематических мероприятий и акций;

- обогащению предметно-развивающей среды ОДОД  по предпрофессиональному воспитанию школьников.

       В ходе проведенной работы мы получили следующие результаты:

1) за 4 года увеличилось количество учебных групп в технической направленности и следовательно выросло число участников проекта.

2)  укрепилось взаимодействие с родителями;

3)  расширилось образовательное взаимодействие в рамках проекта с различными предприятиями и учреждениями; (готовится договор о сетевом взаимодействии  с ГГУ «Балтийский берег»)

4)  укрепилась материально-техническая база;

5)  создана руками педагога и обучающихся  автоплощадка  для занятий на веломобилях и велосипедах;

6) укрепилась преемственность  в обучении по модулям программ;

7) сформировалось  участие и хорошая результативность  в городских технических конкурсах:

         Хочется сказать о продукте проекта. Оформился годовой цикл  традиционных мероприятий в рамках проекта:

Осенние мероприятия:

- Мероприятие ко Дню автомобилиста;

-акция «Всемирный день без автомобиля»;

-неделя безопасности дорожного движения.

Зимние мероприятия:

- патриотический праздник «День героев Отечества» (подпроект «Военный водитель»);

- памятные патриотические  акции (День снятие блокады, День защитника Отечества)

Весенние мероприятия:

- открытый городской фестиваль технического творчества   «Технокактус»  (номинация ремонт и  обслуживание транспортных  средств);

- парад веломобилей на День Победы;

- выпускные экзамены в автошколе.

 Проблемы:

- Из-за нехватки учебных помещений в школе пока нет оснащенного кабинета автодела;

Перспективы:

- расширение этого направления;

- усиление преемственности обучения между начальной, средней и старшей школы.

-расширение сетевого взаимодействия;

- расширение участия в других технических конкурсах.

        Подводя итоги, отметим  что, существенное отличие нашего проекта заключается в его нацеленности не на выбор каждым учеником какой-либо конкретной профессии, а на формирование у учащихся компетенций, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный выбор, быть профессионально мобильным.