Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Ларин Игорь Владимирович,
педагог дополнительного образования
Выступление на конференции «Развитие технического творчества учащихся через реализацию ДООП технической направленности»
В современных условиях научно-техническое творчество – это
основа инновационной деятельности. Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития научно-технического творчества является важнейшей составляющей современной системы
образования. Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному профессиональному самоопределению по
профессиям технической сферы, повышению производительности,
качества труда, ускорению развития научно-технической сферы производства.
Основной целью развития научно-технического творчества школьников является выявление и поддержка одаренных обучающихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов.
К несомненным достоинствам современного дополнительного
образования детей технической направленности можно отнести:
– созданий условий для обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной доступной деятельности, развития их познавательной и творческой активности, самоутверждения, освоения основ конструирования моделей, возможной
профориентации;
– воспитание целеустремленности, терпения и настойчивости для достижения поставленной цели;
– формирование навыков работы с инструментами и материалами, простейшим станочным оборудованием и измерительными приборами;
– развитие у детей стремления самостоятельно находить решение через проблемные ситуации (естественно или искусственно создаваемые педагогом).
К числу образовательных результатов программ технической направленности, адекватных современным требованиям инновационной экономики, относятся способности и умения:
образовывать и объяснять сущность технических понятий (прибор, инструмент, машина, модель и т.д.);
интерпретировать систему технических образов и понятий на конкретные технические приемы;
оперировать техническими терминами и применять их при решении профессиональных задач;
осуществлять рефлексию технических представлений и идей;
способность к критической оценке технических объектов и проблем на основе глубоких знаний в области фундаментальных и гуманитарных наук;
учитывать экономические, социальные и другие условия, в которых осуществляется техническая деятельность;
владеть методами технического анализа с целью рационализации и гуманизации продуктов технического творчества;
понимать тенденции и основные направления развития технической деятельности в целом и в сочетании с духовными, ценностными, культурными процессами общества.
Поддержка и развитие технического творчества на сегодняшний день одно из приоритетных направлений в образовательной деятельности. К первоочередным задачам в данной области относится создание условий для получения качественного и доступного дополнительного образования в области развития техники и технологий.
Психолого-педагогические исследования показывают, что
наиболее эффективным способом развития склонности у детей к
техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности и объективной или субъективной новизны.
В массовом масштабе эта задача сейчас решается организациями дополнительного образования детей, которые организуют занятия школьников в технических творческих объединениях: кружках, секциях, лабораториях.
Актуальность программ технической направленности состоит в потребности общества в технически грамотных, креативных личностях, способных найти нетривиальный подход к решению имеющихся проблем, в возрождении интереса к техническому творчеству, в вооружении учащихся необходимыми начальными политехническими знаниями и умениями.
Педагогическая целесообразность программ заключается в эффективном применении современных образовательных технологий для достижения наилучшего качества реализации программы, таких как ИКТ, технологии коллективной творческой деятельности, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технологии игровой деятельности, технологии дифференцированного обучения, технологии здоровьесбережения. Комплексное применение методов и приемов позволяет достичь высокого образовательного уровня, сформировать умение продуктивно применять творческие способности, готовность к самостоятельному восприятию информации. В организации процесса обучения главное место отводится активной, самостоятельной, исследовательско-познавательной деятельности ребенка. Образовательный и воспитательный процесс строится на принципах системно-деятельностного и личностно-ориентрованного подхода: целостности, непрерывности, деятельности, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Задача педагогического коллектива - модернизировать деятельность в области развития научно-технического творчества детей и молодежи, совершенствовать программно-методическое обеспечение образовательного процесса, включать в содержание новые исследовательские, проектные, научно-технические блоки, внедрять и апробировать новые педагогические технологии, инновационные формы работы.
Педагоги развивают у учащихся умения работать с технической документацией, ориентироваться в специальной терминологии, удовлетворяют потребность ребенка в поиске и получении новых знаний, самостоятельной творческой деятельности, способствуют развитию конструкторских умений, таких способностей как изобретательство, рационализаторство, новаторство. Занятия, ориентированные на включение в творческую, исследовательскую, проектную деятельность, начиная с малого – знакомства с начальным техническим творчеством мотивируют учащихся в дальнейшем на самостоятельное изучение предмета, получение новых знаний, переход на следующую, более значимую ступень.
В этой связи ежегодно увеличивается количество детей, охваченных различными формами кружковой деятельности. Активизация деятельности станции юных техников свидетельствует о востребованности этой формы образования.