Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
Аникина Лариса Александровна,
воспитатель
Выступление на конференции «Реализация педагогического проекта «Моя Россия – моя страна»
В летний период наиболее актуальной для школ является задача организации содержательного и оздоровительного отдыха детей и подростков. Провести отдых с пользой для своего физического и эмоционального здоровья, позволяет лагерь дневного пребывания при школе, который является сферой активного отдыха, разнообразной общественно - значимой досуговой деятельностью. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространство для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества, развития и проявления одних из важных качеств личности - патриотических.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным школьным образованием, выступает проблема становления у школьников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у школьников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края, родного города.
Лагерная атмосфера имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Поэтому важно включить в содержание воспитания патриота и гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для школьников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу во время лагерной смены.
Цель: Организация воспитательного пространства, обеспечивающего необходимые условия для оздоровления детей, пробуждения чувства долга, формирования патриотического сознания, желания изучить историю своей Родины.
Задачи воспитательного цикла:
• Способствовать воспитанию детей и подростков, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способных проявить их в созидательном процессе в интересах общества;
• Формировать духовно-нравственные ценности гражданина России.
Задачи развивающего цикла:
• Создать оптимальные психолого-педагогические и организационные условия для военно-патриотического и духовно-нравственного воспитания, творческого и физического развития участников программы через формирование моделей игровой деятельности;
• Сформировать ценности в процессе приобретения знаний, умений и навыков по программе.
Задачи оздоровительного цикла:
• Привить вкус к здоровому образу жизни, заботу о своём здоровье – важным показателям культуры личности;
• Укрепить здоровье и развить физические качества.
Участники проекта
-Дети и подростки от 6 до 14 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи, семьи СОП).
-Несовершеннолетние «группы особого внимания».
Основное содержание проекта:
Создание условий для сохранения и укрепление здоровья школьников, а также работа по формированию духовно-нравственных качеств, по патриотическому и гражданскому воспитанию является одним из основных направлений деятельности лагеря. Педагогический коллектив организует следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, посещение культурно-развлекательных учреждений, ролевые и творческие игры, акции, мониторинговую деятельность.
Реализация программы проходит на основе организации коммуникативных, творческих развивающих и подвижных игр, организации коллективных творческих дел, выполнения заданий по рефлексии лагерных дел.
Образовательная деятельность в рамках лагеря «Юность» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.), а также посещение музеев
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Патриотическое воспитание включает в себя проведение в течение лагерной смены акций «Обелиск», «Как живешь, ветеран?», и др. мероприятий патриотической направленности.
Трудовая деятельность подразумевает благоустройство территории школы и района, работу на пришкольном участке.
Принципы, подходы и виды деятельности по реализации
Профильного патриотического проекта «Мир, в котором я живу»
1.Опора на интересы детей и их желание действовать позволяет сделать деятельность значимой для ребят, для их личностного развития, в полной мере превратить ее в фактор саморазвития.
2.Самоорганизация, самостоятельность, самовоспитание, самоанализ,
которые способствуют развитию отдельных аспектов личности ребенка.
Самоанализ деятельности своей и своих друзей; качеств, проявившихся в этой деятельности; изменений, произошедших в себе и окружающих; изменений своего места в коллективе развивает самосознание и расширяет горизонты самопознания школьников. Целенаправленное сознательное самовоспитание приводит к самосовершенствованию личности, а совершенствование навыков самоорганизации, проявление самостоятельности способствуют самореализации.
3.Принцип «Каждое дело— творчески, а иначе — зачем?» Реализация этого принципа способствует проявлению и развитию творческого потенциала каждого из участвующих в подготовке и проведении дела. В процессе «обучения лучшей жизни путем включения в лучшие отношения» приобретается опыт гуманного отношения к окружающим, развиваются личностные качества, способствующие прогрессивному развитию коммуникативного потенциала личности школьника.
4.Отношения со взрослыми на основе сотрудничества.
Отношения со взрослыми, выстроенные по такому принципу, помогают ребенку наиболее безболезненно и верно найти свое место во взрослом мире, максимально сочетая свои интересы и интересы окружающих, общества. Объединение взрослых и подростков в социальной деятельности дает возможность первым организовать со своими воспитанниками эффективное сотрудничество, являющееся непременным условием воздействия на самоопределение воспитанников, а вторым — самоутвердиться в деятельности наравне со взрослыми, получать образцы деятельности по достижению поставленных целей.
5.Личностный подход, предусматривающий поиск и открытие школьником своего мира ценностей, знаний, умений, стимулирующих развитие, становление познающей личности.
6.Коллективно-творческая деятельность, которая предоставляет наиболее благоприятные возможности для социального творчества, самопознания, самостроительства, самореализации личности, для осуществления самостоятельного нравственного выбора. Кроме того, она является средством осознания подростками своего «Я»;
• осознания своего «Я» как отличного от других «Я»;
• осознания того, как их «Я» воспринимается другими;
• осознания себя в коллективной деятельности (деле);
•приобретения навыков высказывать свое мнение, понимать и принимать
чужую точку зрения и отстаивать свою.
7. Метод педагогического взаимодействия путем создания особой среды, в которой дети чувствуют себя благополучно, комфортно. Это достигается тем, что учителя используют методы положительного стимулирования (одобрение, похвалу, благодарность и т. д.), верят в возможность роста личности ребенка. В такой среде исчезает дистанция возраста и должности, остается человеческое общение, которое создает особый образ жизни: мир гуманности, взаимного уважения и доверия
Проходит под девизом: «Любить Родину - значит знать ее»
Легенда смены: Участники смены получают историческое послание из прошлого. Им предлагается запустить волшебное колесо истории, с помощью которого можно путешествовать в прошлое, настоящее и будущее своей малой Родины, узнавать исторические факты, заполняя при этом исторический журнал, который торжественно в конце смены под подписью всех участников событий сдается в школьный музей.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
1. Физическое и психологическое оздоровление детей.
2. Приобретение детьми опыта общения со сверстниками.
3. Самореализация в творческой и познавательной деятельности.
4. Развитие патриотической и гражданской активности.
5. Развитие важнейших духовно - нравственных качеств.
6. Развитие лидерских качеств и умений.
7. Создание мотивации на познавательную деятельность.
8.Расширение представлений детей о истории России.
Для педагогов:
1. Умение ставить себя рядом с ребенком в деятельности, а не против него.
2. Приобретение опыта помощи ребёнку, понимания себя, верить в свои силы, создавать ситуацию успеха.
Реализация проекта позволит:
• Возродить патриотизм как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность в воспитании человека.
• Достичь адекватного отношения к семейным ценностям, к людям старшего поколения.
• Приобщить к историческому прошлому.
• Повысить уровень эффективной социализации детей и подростков группы «особого внимания».
• Получить новую методическую систему обработки, хранения и воспроизводства лучшего опыта работы.
• Повысить методический уровень вожатых и педагогического коллектива.
Критерии эффективности:
• Ценностно-целевой критерий - фиксация процента участия детей в программах, сравнение динамики присутствия и активного участия в досуговых мероприятиях смены. Через наблюдения вожатых, статистические данные участия отрядов в делах.
• Когнитивный критерий - путем анкетирования и устных опросов определить расширение познавательных потребностей. Проведение сравнительного анализа расширения тематики проводимых мероприятий.
• Эмоционально-мотивационный критерий - сравнение уровня сплоченности коллектива, отряда, инициативности детских групп по контрольным командным мероприятиям в начале и конце смен.
• Деятельностный критерий - определение процентного участия детей в основной смыслообразующей деятельности.
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность и материалы по рефлексии мероприятий, отзывы детей и родителей.