Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
Филиппова Юля Игоревна,
педагог дополнительного образования
Выступление на конференции «Реализация социально-педагогического проекта «Использование арт-технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью»
Введение
Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.
Необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия. Арт-терапия или, буквально, «терапия искусством». Термин этот был введён в далёком 1938 г. А. Хиллом. Главная цель арт-терапии — гармонизация личности, психологического и эмоционального состояния. Поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге — успешно социализировать. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия. Арт-терапия — безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Основные цели арт-терапевтического занятия — психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат. Искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять ребенка и его внутренний мир.
Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.
При пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.
При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Практически каждый ребёнок с особенностями развития может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Кроме того, продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их как диагностику. Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир.
Актуальность проекта
Данный проект включает программу арт-терапевтических занятий, которая позволяет решать не только обучающие задачи, но и создает условия для формирования положительных личностных качеств ребенка. Через занятия изобразительной деятельностью появляются реальные возможности психологической помощи ребенку. Поэтому сочетание психологического подхода, развивающей и художественно-эстетической направленности становится особенно актуальным.
В программе занятий применяется широкий комплекс различного дополнительного материала по изобразительному искусству, что позволяет выполнять творческие работы в разнообразной смешанной технике. В программе проекта предусмотрено, чтобы каждое занятие имело развивающую направленность, а также было направлено на овладение основными навыками рисуночной деятельности, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительной деятельности строится на единстве развивающих и увлекательных методов и приемов работы. В процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства появляется возможность развития творческих начал у ребенка.
Отличительной особенностью программы проекта является использование на занятиях специальных методов и приемов обучения (использование нетрадиционной техники рисования, выполнение работ в смешанной технике, большое внимание уделяется выполнению работ шариковыми и гелиевыми ручками) с учетом индивидуальных возможностей детей с проблемами психофизического и психологического характера.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник является увлекательным процессом, позволяющим даже неуверенному в себе человеку почувствовать себя художником.
Нетрадиционная техника рисования дает возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество, преодолеть трудности при усвоении определенных знаний и умений в изобразительном искусстве, обусловленные особенностями развития детей с ОВЗ.
Педагогическая целесообразность
Программа проекта позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности развития детей и обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку на групповых занятиях. Это способствует развитию ребенка и создает благоприятные условия для художественного самовыражения и творчества.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность. Содержание программы направлено на решение проблем в обучении, развитии, социальной адаптации, а также освоения детьми практических навыков изобразительного творчества, приобщение к искусству, познания культуры своей страны и народов других стран.
Программа проекта построена с включением в темы занятий разнообразных приемов и методик, способствующих формированию и поддержанию у детей мотивации к творчеству. Сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребенок может, независимо от своих способностей, ощутить себя волшебником, творцом, художником.
Программа занятий по арт-терапии является компиляцией нескольких авторских программ по изобразительному искусству: («Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, авторской программы Сокольниковой Н.М. «Изобразительное искусство», дополнительной образовательной программы по изобразительному искусству «Юный художник», программы учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта, «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой).
Необходимость данного проекта обусловлена контингентом обучающихся, которые испытывают трудности в освоении основных образовательных программ. Это дети, имеющие различные отклонения в развитии, трудности социальной адаптации и социализации, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. В каждом занятии присутствует коррекционно-развивающий компонент, направленный
на развитие и коррекцию коммуникативной и познавательной сфер, коррекцию нарушений поведения (неуверенное поведение, агрессивное поведение, импульсивное поведение), коррекцию эмоционально-волевой сферы (уровень произвольной саморегуляции, тревожность и др.), коррекцию мотивационной сферы. В программе занятий используются также различные технические приемы. Одним из важных условий достижения результата является индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание групповых занятий и индивидуального подхода к каждому ребенку. Коллективные задания вводятся с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма, повышения уровня социализации.
Нормативно-правовые основания программы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Участники
Обучающиеся с ОВЗ, дети, испытывающие трудности в адаптации в образовательном пространстве и социализации.
Цель проекта
Повышение уровня социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности и изобразительного искусства.
Задачи проекта
Образовательные
Обучать основным приемам работы с различными техниками изобразительной деятельности.
Формировать теоретическое и практическое понимание основных элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, тон, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета.
Расширять и углублять знания о выразительных свойствах разнообразных материалов.
Формировать навыки правильного подбора и использования художественных материалов в соответствии со своими замыслами.
Коррекционно-развивающие
Развивать навыки планирования и контроля своей деятельности, выполнения работы по заданной инструкции и использования изученных приемов работы.
Формировать умение анализировать результаты собственной и коллективной работы.
Развивать навыки работы в группе, повышение уровня социально- коммуникативной компетентности, коммуникативной толерантности.
Воспитательные
Способствовать развитию личностных качеств (трудолюбие, самостоятельность, уверенность в своих силах, интерес к успехам других детей, творческий отклик на события окружающей жизни, усидчивость).
Способствовать формированию видения и восприятия художественной культуры в жизни, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств, познавательного интереса к предмету.
Формировать положительное отношение к занятиям изобразительной деятельностью, навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Продолжительность программы
Срок реализации программы - 1 год Формы обучения: групповая.
Распределение учебного времени занятия определяется в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПин:
Режим занятий: 1 занятие в неделю, общее количество в год – 34 часов. Продолжительность занятия – 45 минут
Ожидаемые результаты
Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ.
Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ
Показатели результативности и эффективности проекта
Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство,
Активность участников взаимодействия - родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
Повышение показателей качества обученности ребёнка.
Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы проекта
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. Обучение планируется дифференцировано с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов, с использованием разных технологий. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
«Монотипия» 3ч
Монотипия – это рисование на стекле с последующим отпечатыванием на бумаге, затем дорисовка любыми материалами, придание объема, дополнение коллажем, изготовление рамки.
Данная методика может применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Задачи: спонтанное самовыражение, актуализация чувств и снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.
Необходимые материалы: стеклышки или оргстекло. (Перед использованием стекла его края необходимо хорошо обработать в целях безопасности), гуашь (лучше свежая, жидкая), кисточка, бумага, ветошь для вытирания рук.
Ход работы: детям предлагается нарисовать что-либо на стекле гуашью, затем отпечатать рисунок на бумагу. Следует обратить внимание детей на то, что видно через стекло в процессе отпечатывания рисунка на бумагу, как смешиваются цвета, какие новые цвета получаются, как меняется рисунок. Далее психолог предлагает детям дорисовать монотипию красками, фломастерами или карандашами до какого-либо образа, сделать рамку для получившейся картины, придумать название картины и небольшую историю о ней.
Результаты монотипии, при ее проведении в группе, обсуждаются. Хотя это не обязательно и зависит от уровня развития рефлексии у детей.
«Волшебные краски» 3ч
Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, групповое сплочение, развитие креативности.
Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл), количество которых должно быть равно количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук. Так же может понадобиться магнитофон и приятная релаксирующая музыка.
Методика может проводиться в индивидуальном и групповом режиме.
Ход работы: «Волшебная краска» изготавливается самими детьми.
Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Дети рассаживаются вокруг этих материалов. Хорошо, если дети будут одеты так, чтобы они не боялись испачкаться.
Первый этап: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.
При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения детей. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, детям предлагается выбрать любимый цвет краски, и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный – то немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет один, но разной интенсивности. Конечно, хорошо, если цвета не будут повторяться.
Готовая краска выставляется в центр. Детям раздается картон и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.
Когда работы будут готовы, можно сделать выставку с последующими комментариями.
«Пластилиновая композиция» 3ч
Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.
Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.
Ход работы: детям раздают по листочку картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.
После этого ребятам предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, дети тем самым создают композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.
«Рисование клубком» 3ч
Задачи: повышение самооценки детей с симптомом «Я не умею рисовать», развитие креативности, диагностика.
Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.
Ход работы: педагог должен размотать клубок ниток и показать детям, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет по очереди каждый ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как созданы все композиции, можно обсудить то, что получилось. Психолог задает следующие вопросы:
Какие буквы ты здесь видишь?
Какие фигуры ты здесь видишь?
Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?
Какое блюдо здесь нарисовано?
Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и
т.д.?
В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.
«Рисование истории» 3ч
Задачи: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.
Данная технология проводится в индивидуальном режиме.
Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик.
Ход работы: ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать следующий рисунок на тему «Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?» или «Что бы ты изменил в этой истории к лучшему».
Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка психолог проводит обсуждение.
«Рисунок по кругу» 3ч
Задачи: сплочение группы, развитие креативности, повышение самооценки.
Эта технология проводится в групповом режиме.
Необходимые материалы: бумага, карандаши.
Ход работы: ребята рассаживаются по кругу на стульчиках, у каждого в руках карандаш и подготовленный заранее лист бумаги. Расположенный вертикально лист делится на 3 части, и затем 1 и 3 часть заворачиваются вовнутрь подобно конверту. Далее следует инструкция: «Сейчас мы с вами вместе создадим фантастическое существо. 1-й рисует голову, передает лист 2-му и тот рисует тело, не смотря на голову. Затем передает 3-му и тот рисует ноги. Передает следующему, который разворачивает лист, придумывает имя существу и небольшую историю о нем».
По сигналу педагога начинается рисование. Он может наблюдать за соблюдением правил. Когда фантастические существа готовы, у них есть имена и истории можно провести выставку с обсуждением и комментариями.
«Работа с соленым тестом» 4ч
Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии.
Техника проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме.
Необходимые материалы: мука, вода, соль, пищевая или порошкообразная краска, клеенка, формочки кулинарные в виде фруктов, зверей, людей, домиков и др., скалка, зубочистки, ножницы, стеки.
Ход работы: приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, половину или более стакана воды. Затем к этой смеси можно добавить пищевые краски или порошкообразную краску. Готовое тесто может долго хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакете.
Сначала необходимо дать ребенку «познакомиться» с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Педагог может показать разные способы выражения чувств через создание образов из теста, ролевые игры. Во-первых, это могут быть единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику. Во-вторых, — фигуры или изображения для ролевых игр. Эта работа интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Например, вылепить из соленого теста свой страх и затем разрушить его, украсить, либо трансформировать во что-то другое. Если заняться лепкой героев любимой сказки, то с их помощью в дальнейшем можно проигрывать его проблемные ситуации. Ребенок свободно может изменять ход сказки, придумывать новых героев и др.
«Парное рисование» 3ч
Задачи: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия.
Техника проводится в парах.
Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры.
Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться. Инструкция: « Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».
После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.
Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования.
«Каракули» 3ч
Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, фантазии, работа с синдромом «не умею рисовать», сплочение группы, спонтанное самовыражение, снятие эмоционального напряжения.
Технология проводится в индивидуальном и групповом режиме.
Необходимые материалы: карандаши или мелки, бумага.
Ход работы: ребенок свободно двигает карандаш по листу бумаги без какой-либо цели. Получается сложный «клубок» линий, в котором следует увидеть какой-либо образ и развить его. Затем нужно выразить свои чувства и ассоциации в связи с этими образами. Можно сочинить историю об этом образе.
Второй этап работы — трансформация полученного образа с помощью трех движений руки (3-х каракулей).
Создавая работу в групповом режиме, каждый по очереди должен рисовать каракулю, стараясь создать какой-то единый образ.
С маленькими детьми и детьми, имеющими слабо развитую моторику либо сенсорную депривацию, можно проводить рисование каракулей пальчиками, которые макаются в разную краску. Лучше в таких целях пользоваться жидкой гуашью.
«Рисование фигуры» 3ч
Задачи: осознание границ своего тела, развитие самоинтереса, формирование половой идентичности, повышение самооценки, снятие тревожности, формирование доверия, снятие эмоционального напряжения, развитие фантазии и воображения.
Техника проводится в индивидуальном и групповом режиме.
Необходимые материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти (разного формата), баночки для воды, карандаши, фломастеры, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, ватман или обои.
Ход работы: ребенку предлагается постелить ватман или кусок обоев на пол и затем лечь на него так, чтобы психолог или другой ребенок мог обвести его силуэт карандашом. Затем каждый ребенок, используя любые материалы, заполняет фигуру содержанием. Это может быть: какой-то наряд, костюм; автопортрет, дополненный вырезками из журнала (из чего же сделаны эти
мальчишки, девчонки). Можно украшать фигуру, дополнять ее какими-либо образами.
Далее следует сделать выставку фигур и провести презентацию с последующим обсуждением.
Данная методика вводится в комплекс мер при работе с детьми, имеющими нарушения половой идентичности.
«Магазин» («Полки», «Страна» и др.) 3ч
Задачи: обучение через игру, развитие таких функций как обобщение , классификация, развитие внимания, воображения и др.
Необходимые материалы: бумага, краски, кисточки, баночка для воды, карандаши, фломастеры или мелки, клей, ножницы,
Ход работы: к аждый ребенок получает лист бумаги с соответствующим заголовком, например: «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Обувной магазин» и др. Ребенок должен нарисовать либо вырезать из журналов соответствующие товары и заполнить ими свой листок.
При варианте «Полки» предлагается разлинованный лист с изображением полок и заголовком: «Полки в магазине», «Полки в мастерской плотника», «Полки в книжном магазине» и др. Ребенок заполняет их на своем листе в соответствии со своими представлениями. Он может рисовать, делать аппликацию либо вырезать образы из журналов.
При варианте «Страна» детям предлагается лист бумаги, на котором написано название страны: «Германия», «Индия» и т.д. Ребенок рисует все, что он знает об этой стране: флаг, герб, животных, которые там обитают, национальный костюм, какое-то известное сооружение, национальный сказочный герой и др. Здесь так же можно использовать вырезки из журналов или аппликацию из цветной бумаги. Рекомендуется заранее рассказать детям о стране, а затем рисовать ее. Хорошей идеей, на наш взгляд, было бы создание программы путешествия по миру.
Методическое обеспечение
На практических занятиях дети приобретают опыт изобразительной деятельности, в котором совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Методы: Для качественного развития изобразительной деятельности детей программой предусмотрено:
предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, способов работы и выборе тем;
система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности;
в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
создание увлекательной атмосферы на занятия, сочетание элементов творчества с необходимыми трудовыми усилиями;
создание ситуации успеха и чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Список литературы
1.Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М: Изд-во МГУ, 1990.
2. Бердяев Н.А. Философия творчества. Культуры и искусства: В 2 тт. М.: Искусство, 1994.
3. Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением-М.: Медицина, 1989.
4. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М., 2007.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты-М.: ВЛАДОС, 2005.
6. Выготский Л.С.. Психология искусства. /М., "Искусство", - 1986.
7. Грегт М. Ферс. Тайный мир рисунка: Перевод с англ. СПб.: Деметра, 2003.
8. Давыдова И.В. Развитие творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии. Автореферат дисс канд. пед. наук. -М., 2006.
9. Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
10. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб.: Питер, 2001.
11. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика
2000.
12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. М.М. Исениной; Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994.
13. Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.
14. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. М.: Наука, 1992.
9