Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детский оздоровительно-образовательный центр «Юность»
Аникина Лариса Александровна,
воспитатель
Выступление на конференции «Результаты реализации исследовательского проекта «Влияние патриотической работы на личностные показатели подростков»
В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов,
I. Методы формирования сознания личности:
убеждение;
внушение;
классные часы и беседы;
лекции;
дискуссии;
метод примера.
Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения:
педагогическое требование;
требование коллектива;
общественное мнение;
поручение;
метод – требование;
создание воспитывающих ситуаций;
коллективное творческое дело;
метод проектов.
Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества (участие кадет в общекорпусных мероприятиях: соревнования, викторины, конкурсы, смотры, стенгазеты). С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения:
Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.
Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности, активности воспитанников;
- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;
- принцип опоры на положительное в человеке;
- принцип включения в деятельность.
В данной работе сделана попытка описать мою педагогическую деятельность в качестве воспитателя по теме «Формирование гражданско-патриотических качеств личности ».
Формирование гражданско-патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Гражданско-партиотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую гражданскую деятельность.
В работе рассмотрено понятие патриотического воспитания, его сущность и содержание. Определены и охарактеризованы методы формирования гражданско-патриотических качеств личности, используемых автором в педагогической деятельности. Описан опыт по формированию гражданско-патриотических качеств воспитанников, а именно: содержание и подходы к организации и проведению мероприятий, направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность, предоставление возможностей для самореализации, социализации подростков, демонстрацию подросткам значимости их деятельности, признания и востребованности обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.
Описанный опыт позволяет сделать следующие выводы:
- Используемый комплекс педагогических условий эффективен для формирования в подростках качеств гражданина и патриота.
- Старшеклассники проявляют интерес к занятиям патриотического направления.
- Воспитательная работа гражданско-патриотического направления актуальна для педагога и корпуса в целом, поскольку говорить о сформированности гражданско-патриотических качеств обучающихся рано.