Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Гимназия №34 при УлГУ»
Казакова Светлана Александровна,
учитель изобразительного искусства
Выступление на конференции «Такая разная графика: повышение мотивации к овладению разнообразными техниками графики»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению разнообразных техник в графике.
Задачи:
- Углубить знания педагогов в видах графики.
- Обобщить опыта учителя-мастера по сформулированной теме
- Передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности
- Систематизировать использование различных техник графики ввиду возрастных особенностей учащихся.
- Отработать методические подходы учителя-мастера и приемы решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.
- Создать условия для активного взаимодействия участников между собой.
Форма проведения мастер-класса: Практическая работа.
Участники: педагоги эстетического направления.
Оборудование: Столы, мольберты. Бумага, бумага самоклеющаяся, тушь, кисти, карандаш, стекло, валик, темпера, типографская краска.
Дидактический материал: наглядные пособия - работы учащихся, преподавателя.
Структура мастер – класса:
1.Вступительная часть.
Объявление темы и цели мастер-класса.
2. Теоретико-демонстрационная часть.
3. Практическая часть.
Подведение итогов.
Ход мастер-класса.
В программе младших и старших классов ежегодно встречается тема «Графика». Но ввиду возрастных особенностей учащихся, их художественной подготовленности, усидчивости зависит подача и исполнение данной техники. На занятиях по изобразительному искусству мы предлагаем учащимся выполнить некоторые работы в оригинальных техниках, которыми редко пользуются профессиональные художники, но которые неизменно вызывают живой интерес не только у младших детей, но и у старших школьников.
Сегодня мы рассмотрим три исполнения графики для 3 возрастных групп - младшая, средняя и старшая. Все техники будут нести основную задачу и характеристику этого вида искусства - четкость, точность и лаконичность. Но по сложности исполнения, затратам учебного времени разные.
« Кляксография»
Первая техника которую мы рассмотрим и апробируем на практике «Кляксография», подходит для учащихся младших классов.
Благодаря данной технике рисования, у ребенка усиленно развивается творческое воображение. Казалось бы, что полезного может почерпнуть малыш из обычной кляксы. На самом же деле, случайно сделанное краской пятно имеет уникальную, неповторяющуюся форму и размер. И если приложить немного фантазии, то обычной кляксе можно придать очертания какого-либо предмета или создать образ животного. Кстати, этой нетрадиционной техникой рисования зачастую увлекаются и взрослые.
Один из вариантов - «оживить кляксу», предложить учащимся доработать детали кистью, карандашами, маркером.Сделав кляксу на листе бумаги, включите фантазию и попробуйте увидеть в ней очертания какого-либо предмета или живого существа. Может быть, перед вами расположилась удивительная планета или живописный подводный мир.
Нам потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать тушью или краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера . Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.
Во втором способе кляксографии используют метод растекания.На бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном. С помощью такого приема можно создать ветки дерева, волосы на портрете, лучи солнца, щупальца осьминога. Можно поставить задачу заранее: спросить ребенка, какого результата он хочет добиться, или предложить ему создать что-нибудь нетрудное и знакомое. Но лучше не загадывать и придумывать образы в процессе работы. Когда кляксы и линии начнут напоминать что-то знакомое, можно дополнить картину с помощью ватных палочек. Для этого их обмакивают в краску и дорисовывают необходимые элементы. Например, дереву можно добавить листья, цветы, ягоды, солнышку – облака. Можно оживить кляксы глазами и задорной улыбкой.
«Монотипия»
Монотипия – это очень простая, но довольно красивая нетрадиционная техника рисования, с помощью которой можно создать уникальные рисунки за один прием. Ее используют не только для написания абстрактных картин, пейзажей, необычных портретов. Монотипные картины выполняются посредством нанесения типографской краски на ровную поверхность( стекло) с помощью валика, а затем делают оттиск рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Монотипию без труда осваивают даже маленькие дети, данную технику предлагаю выполнять с детьми младшего и среднего возраста.
Данный вид творчества весьма полезен для развития у них воображения, мелкой моторики рук, образного мышления и творческих способностей.
Последовательность выполнения монотипии.
Покрываем стекло типографской краской.
Накладываем на стекло лист с линейным рисунком.
Обводим рисунок карандашом. Важно не трогать лист руками, придерживаем только за уголки.
Для создания эффектов пальчиками с небольшим нажимом водим по листу. Например - крона дерева: пальчиками точечно «надеваем» листочки, домик- пальчиками создаем фактуру кирпичей и т.д.
Аккуратно снимаем лист со стекла, просушиваем работу.
«Граттаж»
Граттаж – скобление по специально подготовленной бумаге.
Долгое время использовался всем известный способ выполнения граттажа при помощи натирания бумаги парафином с дальнейшей грунтовкой и процарапыванием. Но благодаря находке преподавателей Логиновой Н.П. и Михеевской Е.П. выполняем графические работы в этой технике по
технологии – это граттаж по золотой и серебряной «самоклейке».
« Простота в выполнении и эффектный результат .
Конечно, блеск «золота» и «серебра» на графических работах всегда вызывает определённые сомнения у всех художников и преподавателей изобразительного искусства, поэтому мы очень ограниченно используем её в своей практике. Чаще всего это задания где «золотой» и
«серебряный» блеск смотрятся вполне уместными как, например, работа на тему «В рыцарском зале» (граттаж по серебряной бумаге), «Жар-птицы» (граттаж по золотой бумаге). Очень выразительными, на наш взгляд, получаются Новогодние открытки с изображениями снежинок.»
.
Последовательность выполнения «Граттаж».
Покрыть лист самоклеющейся бумаги черной темперой.
После просыхания нанести рисунок через кальку или пакет путем нажима карандашом.
Процарапать рисунок.
Снять защитный слой, приклеить работу на лист бумаги.
Подведение итогов.
Данная методическая разработка посвящена проблеме развития детского художественного творчества через использование новых техник и материалов. Она адресована педагогам дополнительного образования.
Нам удалось систематизировать использование ряда техник графики ввиду возрастных особенностей учащихся. Несложные техники с максимальным «включением» детской фантазии, более кропотливые и длительные техники для старших классов. Благодаря внедрению в программу графических заданий учащиеся уже в 1 классах знакомится с графикой, с характеристиками этого интересного вида изобразительного искусства.