Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области»
БОГДАНОВ
Алексей Александрович,
тренер-преподаватель
Выступление на конференции «Тренировка точности юных футболистов»
Цель опыта: Применить комплексный подход для развития точности у
юных футболистов. Выявить эффективность применения теоретического материала на практике.
Задачи решаемые в ходе реализации опыта:
- Развивать индивидуальные физические способности каждого ребенка с помощью индивидуального и дифференцированного подхода;
- повышение физической и технической подготовленности обучающихся, выявление сильнейших;
- укрепление здоровья детей посредством физических упражнений;
- привитие интереса к здоровому образу жизни;
- формировать устойчивую потребность к самостоятельным занятиям спортом;
- воспитание морально-волевых качеств;
- создать условия для разностороннего гармоничного развития личности;
- помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться;
- воспитание умения сопереживать и работать в коллективе.
Диапазон использования опыта: Диапазон опыта представлен системой
работы тренера-преподавателя по повышению качества подготовки юных
футболистов, при формировании точности.
Адресная направленность: педагогический опыт может быть использован
тренерами – преподавателями ДЮСШ, педагогами дополнительного
образования, работающими по данному направлению деятельности,
учителями физической культуры общеобразовательных школ.
Преимущество этого опыта заключается в том, чтобы
- Повысить познавательный интерес учащихся к физической культуре;
- Формировать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к
здоровому образу жизни;
- Повышает двигательную активность и как результат улучшает физическое
развитие и подготовленность обучающихся;
- Приобретаются знания, умения и навыки для самостоятельных занятий;
- Апробируются новые формы работы.
Эффективность опыта состоит в повышении качества подготовленности
детей и уровня их физического развития. Опираясь на результаты
диагностики, материалы литературных источников и собственный
педагогический опыт, автор сделал предположение, что применение
комплексного подхода и специальных упражнений для развития меткости
позволяет значительно повысить достижения на соревнованиях по мини-
футболу, футболу. Все это в совокупности позволит повысить качество
обучения учащихся, уровень их тренированности и дальнейший рост
спортивного мастерства, положительно отразится на их отношении к
занятиям.
Актуальность представленных материалов определяется тем, что данный
педагогический опыт:
– способствует решению образовательных задач, вытекающих из
социального заказа детей и их родителей на получение дополнительных об-
разовательных услуг;
– способствует развитию интересов личности каждого учащегося,
выявлению его потенциала, способностей и наклонностей к данному виду
спорта с ориентацией на будущую профессию;
- позволит решать проблему улучшения физического и психологического
здоровья.
- восполнит недостатки двигательных качеств, которые необходимо
учитывать на всех этапах подготовки юных футболистов, начиная с отбора в
спортивную школу.
Перспективность опыта заключается в возможности применения его в
массовой практике. Данный опыт может послужить основой для повышает
уровень физической и технической подготовленности юных футболистов.
Оказать обще укрепляющий и оздоровительный эффект на организм
обучающихся. Повысит эффективность занятий и устойчивую мотивацию
учащихся к учению.
Для ускорения и облегчения процесса обучения используются такие
методические приемы как:
- подводящие упражнения;
- дополнительные зрительные ориентиры;
- разновидности физической помощи;
- облегчение условий выполнения упражнений;
- дифференциация;
- индивидуализация обучения (организация учебного процесса, при
котором выбор способов, темпов, приемов обучения обусловлен
индивидуальными особенностями ребенка);
- игровой (организация активизирующей деятельности обучающихся);
- групповые (организация совместных действий обучения,
взаимопонимания, взаимопомощь).
Во время учебно – тренировочных занятий используются современные
мультимедийные средства обучения: просматриваются элементы игр сборных
мира по футболу.
Воспитательная работа направлена на решение проблемы развития
личностных качеств и ключевых компетенций обучающихся в условиях
нахождения в учреждении дополнительного образования детей спортивной
направленности, способствующих дальнейшей общественной и
профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
В ходе воспитательной работы решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья и закаливание детей;
- воспитание у обучающихся способность жить в постоянно
меняющемся мире;
- развитие у них жизненно важных физических качеств;
- формирование умения реализовать в жизни свою индивидуальность и
свои потребности в избранном виде спорта;
- выявить и развить природные задатки каждого, систематически
изучать типичные и индивидуальные особенности и потребности
обучающихся;
- формированию умений и навыков;
- выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям
физическими упражнениями;
- формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.
Воспитательная работа строится на принципах гуманности, развития,
личностного подхода, демократизации воспитания, сотрудничества. Особенно
важной и тесной в условиях спортивной школы является связь
физического воспитания с нравственным воспитанием.
Популярность футбола среди подрастающего поколения делает его
значительным средством пропаганды физической культуры и спорта. Занятия
футболом способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению
здоровья. Популярность и массовость футбола объясняются
общедоступностью.
В ходе учебно-тренировочной деятельности идёт формирование
нравственных качеств: трудолюбие, добросовестность, сознательность,
организованность, решительность, уважение, толерантность к товарищам по
команде.
Но и в том случае, когда ребенок не стремиться к достижению высоких
спортивных результатов, занятие футболом открывают самое благоприятное
влияние на физическое и нравственное развитие растущей личности.
Систематические занятия спортом укрепляет физическое здоровье.
Преодоление постепенно увеличивающихся тренировочных нагрузок,
спортивная борьба на соревнованиях развивает такие положительные
качества, как смелость, настойчивость, воля, трудолюбие, содействуют
нравственному становлению подрастающего человека.
Таким образом, занятия футболом не только приобщают детей и
подростков к миру высоких спортивных достижений, но и являются важным
средством педагогического воздействия.
Входе работы с родителями решаются следующие задачи:
1. Изучение особенностей воспитания детей в семьях.
2. Организация психолого - педагогического просвещения родителей
(лиц их замещающих).
3. Организация системы массовых мероприятий с родителями (лиц их
замещающих) учащихся.
Педагогическая деятельность тренера - преподавателя предполагает
умение работать как со спортивной группой обучающихся, так и с большими
коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий,
дней здоровья, спортивных праздников и Спартакиад.
Тенденции современного образования характеризуются
интенсификацией учебного процесса, значительным увеличением объѐма
информации, которую необходимо усвоить, необходимостью выполнения
большого объема учебной работы в условиях дефицита времени. Это
приводит к сильнейшей умственной перегрузке и гиподинамии, что создает
чрезмерное напряжение адаптационных механизмов организма детей и к
ухудшению здоровья у значительной части обучающихся.
Известно, что для поддержания здоровья необходимы пять основных
условий: регулярная двигательная активность, соблюдение правил
рационального питания, закаливание, умение отдыхать и быть счастливым.
И, конечно же, отказ от вредных привычек.
Целенаправленная достаточная двигательная активность - одна из
важнейших составляющих здорового стиля жизни, эффективное средство
развития функциональных систем организма и физической подготовленности
человека. Существует много различных видов спортизированной
двигательной активности, занятия которыми способствуют снижению
неблагоприятных внешних воздействий на организм человека, укреплению
здоровья и повышению его общественной активности.
Игры с оздоровительной целью проводятся на открытом воздухе. Для
игры не требуется дорогостоящего инвентаря и оборудования. Постоянная
смена характера деятельности, изменчивость ситуации и условий игры,
делают игру высоко эмоциональной, обеспечивающей разностороннее
воздействие на организм.
Давно известно, что двигательная активность – залог здоровья.
Малоподвижный образ жизни ведет к снижению работоспособности всего
организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память,
нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных
операций.
Таким образом, в процессе педагогической деятельности тренер -
преподаватель решает следующие противоречия:
– между распространенным малоподвижным образом жизни учащихся и
возросшими требованиями к укреплению и сохранению их здоровья;
– между потенциальными возможностями закаливания при обучении на
свежем воздухе и бессистемно складывающейся практикой его применения;
– между желанием ребенка достигнуть избранной цели и не всегда
имеющейся возможностью его реализации, так как недостаточно
сформированы физические навыки;
– между сниженным интересом к занятиям со стороны учащихся и
образовательным процессом, организованным со стороны тренера -
преподавателя.
Выявленные противоречия определяют актуальность опыта. В связи с
вышеуказанным можно констатировать наличие проблем:
– недостаточная двигательная активность учащихся;
– слабая физическая подготовка обучающихся;
– сниженная мотивация учащихся к занятиям;
– слабо развитые навыки коммуникации, коллективного сотрудничества;
– отсутствие устойчивого детского коллектива;
– недостаточное внимание к самореализации ребенка и его успешной
социализации.
Проблемы определили тему педагогического опыта: «Тренировка
точности юных футболистов».
Методические приемы
Варьирование веса мяча. Этот прием особенно эффективен для
воспитания «чувства мяча». Чем легче мяч, тем выше предъявляются
требования к двигательной чувствительности. С легким мячом труднее
выполнить точные движения, но упражнения с ним обостряют и мобилизуют
всю чувствительность, что и способствует ее тренировке.
Наиболее эффективный подход – варьирование веса мяча в разных
попытках одного упражнения от нормального к облегченному и обратно.
Изменение упругости мяча.
Упражнения с «подспущенным» мячом целесообразно использовать при
начальном изучении технических приемов. Игроку легче контролировать
такой мяч, что позволяет ему быстрее освоить структуру новых движений.
Выключения зрения.
Замечено, что при выключении зрения повышается двигательная
чувствительности и осязание. Оказалось, что такой прием дал
положительный эффект, особенно на ранней стадии обучения. Его можно
использовать в тренировке точности, но организация упражнений очень
сложна.
Необходимо отметить, что зрение выключается при контакте игрока с
мячом, но конечный результат действия должен быть всегда оценен
зрительно. Например, выполняется короткое ведение с последующей
передачей без зрительного контроля, но точность паса должна быть
обязательно проконтролирована зрением.
Сокращение времени видения.
Если вратарь отбивает мяч или игрок перехватывает передачу, то
успешность их действий во многом зависит от того, как долго они
прослеживают движение мяча после удара. Чем меньше времени мяч
находится в поле зрения игрока, тем вероятность его отражения ниже.
Моно использовать, например, для полевых игроков – различные виды
упражнений в «квадратах» и игру в минифутбол на ограниченном игровом
пространстве; для вратарей – отражение ударов в ворота разного размера с
близкого расстояния и игру в ограниченном «квадрате» трое против одного
вратаря, когда игроки передают мяч друг другу низко в одно касание, а
вратарь в падении стремиться перехватить или отбить мяч руками.
Варьирование скорости (силы) и точности.
При тренировке приемов, требующих скорости движений, эффективно
варьирование целевых установок: на скорость (силу), на точность, на
сочетание быстроты и точности. Использование этого приема
предусматривает изменение установок от попытки к попытке или от серии к
серии.
Упражнения для обучения основным техническим приемам:
1. Жонглированию.
2. Ударам ногой.
3. Передачам.
4. Приему (обработке) мяча
5. Ведению.
6. Отбору мяча.
7.Игре головой.
8. Вбрасыванию мяча.
Временные рамки работы над опытом
Опыт формировался в течение пяти учебных лет с
момента проведения диагностики и получения результатов.
1. Подготовительный этап:
– согласование темы;
- анализ методической, психолого-педагогической литературы;
- разработка предварительного плана работы
Были определены:
а) основные задачи
б) разработана рабочая гипотеза
в) намечены пути разрешения основных проблемных моментов
– подбор и содержание диагностического материала;
– проведение диагностики учащихся на определение уровня учебной
мотивации, степени удовлетворенности учащихся в объединении;
– анализ проведенной диагностики учащихся.
2. Основной этап:
– организация и проведение непосредственно образовательной
деятельности в течение учебного года;
– организация индивидуальной работы в течение года;
– переосмысление программного материала;
– обновление содержания теоретического материала.
3. Заключительный этап:
– проведение итоговой диагностики по результатам внедрения
эффективного педагогического опыта;
– подведение итогов и результатов работы;
– обобщение эффективного педагогического опыта по теме и анализ.
Вывод:
1. Анализ научно-методической литературы позволил получить
представление о комплексном подходе для развития точности у юных
футболистов.
2. Результаты исследования свидетельствуют об эффективности
применения комплексного подхода для развития точности.
3. Полученные в ходе исследования результаты говорят об
эффективности предложенной методики, основанной на повышение уровня общей физической и технической подготовки юных спортсменов.
4. Применение комплексного подхода и специальных упражнений
для развития меткости позволит значительно повысить достижения на
соревнованиях по мини-футболу, футболу.
5. Развитие меткости позволит значительно улучшить и общую
двигательную подготовленность.
6. Повышение уровня физической и технической подготовленности.
7. Общее оздоровление обучающихся, улучшение их здоровья.
8. Устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
9. Развитие лидерских качеств.
10. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.