МБОУ «Мухоршибирская средняя общеобразовательная школа № 2»
Внедрение в практику работы современных образовательных технологий, направленных на формирование читательской компетенции младших школьников.
Автор: Оленникова Н.В.
Мухоршибирь, 2023
Современный урок «Литературного чтения» должен быть таким, чтобы ученик действительно получил на этом уроке основы литературного образования и нравственного развития, чтобы с этого урока у него началось его личностное вхождение в Культуру, таковы требования ФГОС:
На уроках литературного чтения более важным является нравственный аспект, а для этого нужно, чтобы ученики:
думали над прочитанным;
сопереживали героям;
оценивали их поступки;
осмысливали их проблемы;
соотносили их жизнь со своим жизненным опытом;
старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами.
При формировании УУД я использую в своей работе следующие современные технологии и методы обучения:
Технологию продуктивного чтения.
Технологию РКМЧП.
Информационно-коммуникативную технологию.
Технологию проблемного обучения.
Здоровьесберегающую технологию:
подвижные игры (динамическая пауза)
физминутки (опорно – двигательный аппарат, зрение, мелкая моторика, релаксация)
пропаганда здорового образа жизни (беседы, лекции для родителей)
оздоровительное воздействие окружающей среды, дыхательная гимнастика
Игровые технологии - деловые игры
ролевые игры
сюжетные игры
дидактические игры
Деятельностный метод.
Проектно-исследовательскую деятельность.
Педагогику сотрудничества (построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса).
учитель – ученик ( учитель – помощник, консультант, партнер, источник информации; ученик – осуществляет деятельность, проживает ситуацию)
ученик – ученик (парная работа при изучении нового материала, при закреплении изученного)
ученик – группа (групповая работа на уроках с заданиями повышенной трудности или проблемно – поискового характера, обсуждение итогов выполненного задания методом беседы)
ученик – учебный материал (индивидуальная работа учащихся с учебным материалом)
дифференцированное домашнее задание
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности или технология продуктивного чтения.
Урок с использованием технологии продуктивного чтения существенно отличается от традиционного урока. Мне хочется подробнее рассказать о том, как я использую эту технологию.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
В содержание работы я включаю:
• Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям.
• Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия.
На этапе до чтения мы с ребятами прогнозируем содержание текста. По названию, фамилии автора, иллюстрациям, опираясь на личный читательский опыт, обучающиеся предполагают тему и жанр произведения, ставят цели своей работы на уроке.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Содержание работы:
• Самостоятельное чтение с целью проверки своих предположений;
• Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание;
• Уточняющий вопрос на понимание содержания фрагмента.
Озаглавливание этой части.
Мы знакомимся с текстом по-разному: я предлагаю детям самостоятельно прочитать произведение, прослушать его запись или читаю сама. Иногда мы читаем часть текста, предполагаем дальнейшее развитие событий, а затем возвращаемся к тексту и узнаем авторский замысел.
Технология продуктивного чтения предполагает обязательное перечитывание текста на этапе работы после чтения.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Содержание работы:
• Проблемный вопрос к тексту в целом. Ответы детей. Беседа. Понимание авторского замысла.
Рассказ о писателе. Беседа о писателе углубит понимание прочитанного.
• Повторное обращение к заглавию и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора.
• Выполнение творческих заданий.
Технология РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо) - надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и на любом предмете. Она представляет собой педагогическую систему, нацеленную на формирование у школьников продуктивного аналитического мышления.
Цель технологии – научить такому чтению, в процессе которого информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопрягалась с собственным опытом – и, в конце концов, на ее основе формировалось бы собственное аналитическое суждение.
Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы этой технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата».
В рамках технологии РКМЧП познавательный процесс должен пройти три этапа или стадии. Это "Вызов - Осмысление - Рефлексия".
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
побудить ученика к активной работе на уроке и дома.
Вторая стадия - осмысление. Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:
получить новую информацию;
осмыслить ее;
соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является:
целостное осмысление, обобщение полученной информации;
присвоение нового знания, новой информации учеником;
формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
В процессе применения технологии развития критического мышления:
вырабатываются общеучебные умения;
умение работать в группе;
умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
умение обобщить полученные знания.
Использование универсальной модели обучения приёмам технологии РКМЧП и системы эффективных методик, помогает учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учёбе.
На разных стадиях внедрения технологии развития критического мышления целесообразно применять конкретные приёмы.
Остановлюсь на тех из них, которые систематически использовались в учебном процессе и приносили особое удовлетворение как учащимся, так и мне, их преподавателю, помогали добиться желаемого результата.
На этапе вызова идет формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащиеся вовлечены в воспоминание того, что они знают, это побуждает учеников проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе – обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «свое личное знание» и основные цели.
Приём «Загадка». Тема урока зашифрована в виде загадки или загадки – описания.
Приём «Прогнозирование по иллюстрации». Рассматривание иллюстраций с высказыванием своих предположений. Наводящие вопросы учителя: 1.Посмотрите на иллюстрацию и определите тему. Что может произойти? 2. Опишите героя, определите черты его характера.
Приём «ассоциация». Его можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения. Он дает возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию.
Приём «Корзина идей, понятий, имён…»
Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Ученики условно собирают всё то, что знают об изучаемой теме.
В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Таким образом, данный приём стимулирует интерес к новой теме, «на поверхность» выходят все знания детей по данному вопросу и обмен мнениями проходит в спокойной, бесконфликтной обстановке, что способствует развитию коммуникативных навыков.
Приём «Кластер».
Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Этот приём универсален. Использовать его можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. На чистом листе или на классной доске посередине пишется ключевое слово или предложение, которое является темой. Вокруг ключевого слова записываются слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого «понятия» появляются свои «подпонятия», устанавливаются новые логические связи. Такую работу надо продолжать, пока идеи не иссякнут. После прочтения текста можно вернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения.
Данный приём позволяет каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Приём «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся и ввести новые, но и объединить их в связное высказывание.
Прием «Синквейн».
Особо хочется сказать о приёме, который таит в себе большие возможности. «Синквейн» – один из приёмов технологии развития критического мышления. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.
Синквейн – очень интересная форма работы, в ходе которой можно быстро получить эффективный результат. Это стихотворение, состоящее из пяти строк:
в первой строке заявляется тема или предмет (одно имя существительное);
во второй даѐтся описание предмета (два имени прилагательных);
в третьей – три глагола;
в четвѐртой строке приводится фраза обычно из четырѐх значимых слов, выражающая свое или авторское отношение к предмету;
в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Этот приём чаще применяют на стадии рефлексии. Его использование помогает научить школьников излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, принимать мнения одноклассников (при работе в группе), стимулирует развитие коммуникативных качеств у учащихся.
Приём «Верные и неверные высказывания». Этот прием логично использовать на стадии рефлексии. Данный приём не занимает много времени как при проведении, так и при проверке, также он прост и понятен детям и даёт учителю полную картину о знаниях детей, приобретенных на конкретном уроке или по конкретной теме.
Приём «Обучение сообща» (работа в группе над общим заданием). Каждая группа получает задание. Участники группы обсуждает задание, составляя правильный вариант ответа. Далее, при оценивании работы группы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.
Приём «Перепутанные логические цепочки» Суть его заключается в том, что ключевые слова располагаются учителем на доске в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
Приём «Восстановление последовательности событий»
Для работы с текстом эффективен приём «Чтение с остановками».
Приём «Письмо герою»
Ученики пишут пожелания главному герою, дают советы герою.
В своей практике применяю различные традиционные формы и методы работы:
создание проблемно-поисковые ситуаций, настраивающие всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;
беседы-дискуссии, которые учат детей размышлять о прочитанном, высказывать свое мнение;
использование приема устного словесного рисования;
словарная работа, особенно при чтении сложных текстов;
элементы драматизации;
литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ;
громкие чтения произведений, с последующим обсуждением прочитанного, и созданием своих иллюстраций к ним;
уроки читательского мастерства, с поощрением тех, кто много читает в свободное время дома;
Тренинги для развития навыка быстрого чтения:
Таким образом, использование данных приемов охватывает большее количество информации, вовлекает большее количество учащихся в продуктивную мыслительную деятельность, сохранению интереса к чтению.