СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на круглом столе по теме: «Роль развития навыков soft skills: в реализации модели наставничества».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание модели наставничества. Опыт работы по этой проблеме.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на круглом столе по теме: «Роль развития навыков soft skills: в реализации модели наставничества».»

Выступление на круглом столе по теме: «Роль развития навыков soft skills: в реализации модели наставников в форме «студент-студент»

Наставничество - «персональная огранка» талантов человека,

придание имеющимся навыкам правильной формы,

создание новых плоскостей и граней его профессионализма.

АСИ, Всероссийский форум «Наставник»

Выступление на ИМС 12.03.2022г.

И.И.Геласимов, Мастер производственного обучения


На сегодняшний день внедрение Целевой модели наставничества в образовательной организации Гуманитарный техникум является одним из актуальных вопросов образования и воспитания. Новые ориентиры среднего профессионального образования связаны с созданием условий, позволяющих максимально раскрыть личностный потенциал обучающихся, формирование профессиональных компетенций и «мягких» навыков. Обеспечение высокого уровня включенности обучающихся в социальные, культурные и образовательные процессы, формирование системы студенческого сообщества представляется особенно эффективным через внедрение Целевой модели наставничества.

Форма наставничества «студент – студент» предполагает взаимодействие обучающихся техникума, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказывать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации

Анализ литературы свидетельствует о том, что деятельность наставников изучали многие исследователи, такие как Батышев С. Я., Гичан И. С., Иконникова С. Н., Лебедева Л. В., Филатова Е. В. и многие другие.

Многим студентам первого курса сложно привыкнуть к новой системе обучения, они оказываются в стрессовой ситуации. Им нужно привыкнуть к тому, что наряду с общеобразовательными предметами появляются профессиональные дисциплины, а занятия имеют несколько форматов: лекции, практические занятия, учебные и производственные практики и другие. На протяжении первого курса каждый студент пытается понять, правильно ли он сделал выбор профессии и есть ли тяга к изучению преподаваемых дисциплин, оправдаются ли ожидания от обучения. Справиться с таким количеством трудностей сложно. В связи с этим у студентов первого курса возникает потребность в наставнике.

Реализация Целевой модели наставничества в студенческой среде, основанная на принципе «равный — равному» (форма «ученик-ученик/студент-студент» представляет для нас особый интерес. В своем выступлении я освещу внедрение проекта «Наставник», реализующего Целевую модель наставничества в нашей образовательной организации в форме «студент-студент», где в качестве наставника выступает студент. Этот проект я осуществляю в течение 3 лет. Актуальность проекта «Наставник» обусловлена следующими факторами:

 необходимостью внедрения Целевой модели наставничества в образовательной организации при наличии высокой потребности со стороны обучающихся;

 необходимостью проведения адаптационных мероприятий для обучающихся 1 курса с целью обеспечения их эффективного включения в образовательную и воспитательную деятельность,

 потребностью предприятий в высококвалифицированных специалистах, обладающих развитыми профессиональными компетенциями и «мягкими» навыками (soft skills).

Цель проекта «Наставник»: привлечение обучающихся из этой же группы («сильные студенты») в качестве наставников над обучающимися этой же группы (слабые студенты) для вовлечения во все сферы деятельности (учебной, творческой, научной, спортивной), создание условий для самореализации.

Составлен план работы по проекту «Наставничество», который предполагает решение следующих задач:

  1. Развить лидерские качества, сформировать добросовестное отношение к учебе, спортивным мероприятиям.

  2. Развить сплоченность, взаимопомощь и сотрудничество среди студенчества.

  3. Оказать информационную и психологическую поддержку студентам.

  4. Сформировать ответственность у студентов младших курсов.

  5. Повысить интеллектуальную культуру студентов.

  6. Формировать компетентность будущих специалистов, самостоятельность, активность в жизни техникума.

  7. Обеспечить условия для успешной адаптации студентов для успешной учебы, социально продуктивной деятельности в техникуме.

Результат: адаптация студентов первого курса к новым условиям обучения, развитие soft skills участников проекта посредством внедрения Целевой модели наставничества в в форме «студент-студент» через проведение мероприятий в течение учебного года

Организаторами и ведущими мероприятий (наставниками) выступают активные и продвинутые обучающиеся этого же курса.

Как правило, наставником назначается студент, активно участвующий в деятельности органов самоуправления колледжа; являющийся победителем различных конкурсов, чемпионатов профессионального мастерства, имеющий хорошую успеваемость.

Ребята всегда ответственно относятся к учебе и порученному делу, участвуют во внеурочных мероприятиях колледжа, практически все свое свободное время проводят в учебно-производственных мастерских. Их неиссякаемые активность и целеустремленность в освоении профессиональных компетенций принесли результаты

Осуществляя самостоятельную подготовку к мероприятиям, наставники из числа студентов раскрывали свои творческие, организаторские способности, развивали свои «мягкие» навыки. Ими был осуществлен переход из категории «наблюдатели» в категорию «соучастники» и «соорганизаторы».

Их характеризует постоянное саморазвитие, целеустремленность в освоении профессиональных компетенций, потребность в трансляции своих знаний и умений. Другими словами, это эффективные коммуникаторы, лидеры студенческого сообщества.

Традиционно в психологии softskills относят «к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, лидировать, вести переговоры, работать в команде, личностно развиваться, управлять временем, быть эрудированным, креативным и т.п.

Требования к молодому специалисту в современном мире диктуют необхо-димость формирования softskills на этапе профессионального образования. Кроме того, общие компетенции ФГОС СПО включают в себя организацию собственной деятельности, принятие решений в нестандартных ситуациях, самостоятельное определение задачи профессионального и личностного развития. Это не что иное, как softskills–мягкие навыки.

Представленные в ходе реализации проекта мероприятия направлены на организацию продуктивного взаимодействия развивающих сообществ «студент-студент». В ходе работы достигнуты следующие результаты:

Изучены теоретические материалы, нормативные документы, связанные с вопросом наставничества, рассмотрены основные понятия

Исследован уровень адаптации студентов 1 курса к учебной деятельности, группе, жизни в техникуме и проведён анализ запросов студентов 1 курсов с целью выявления их потребностей в наставнике

Организована работа проектной команды наставников и наставляемых и проведён (промежуточный) анализ эффективности внедрения проекта в студенческой среде техникума.











(Перечислить мероприятия в которых группа приняла участие)


2022-2023 учебный год

Группа 21 ПК

Аксманова Карина

Чуркина Татьяна

  1. Обласной молодежный конкурс по кулинарии в номинации «АРТ-класс»

Кочагина В.А.-участник;

Бедрин П.М.-участник.

  1. Фестиваль«Международный День повара»

Кондратьева К.И.-участник.

  1. Акция «Богатства народов России»

Матрешка-Аксманова К.Г.

  1. Онлайн турнир Камышловского городского округа по стрельбе из пневматической винтовки «к Дню героев Отечества»-3 место

Чуркина Т.В.-участник команды

  1. Международные школьные Инфоконкурсы-2022 по «ОБЖ»

Кондратьева К.И.-5 место.

  1. Международные школьные Инфоконкурсы-2022 по «Разговоры о важном» Аксманова К.Г.-11 место.

  2. Окружная олимпиада по «Химии»

Бедрин П.М.-участник;

Бедрин П. Команда: «Добряки»-2 место в интеллектуальной игре «Кинодрайв» в рамках проекта «Пушкинская карта»

  1. Бедрин П.,Князев А.,Викулов Е.

Студентам 21 ПК за 1 место в соревнованиях по эрудиции и смекалке,проведенных в рамках недели «Математика и информатика»

  1. Кондратьева К. -2 место в соревнованиях по пулевой стрельбе из пневматической винтовки,посвященных Дню Памяти жертв Холокоста.

  2. Кондратьева К.-2 место в турнире по русским шашкам посвященного Дню российского студенчества

  3. Чуркина Т.-2 командное место в военно-патриотической игре среди учащихся образовательных учреждений КГО,посвященного Дню защитника Отечества «Допризывник-2023»

  4. Команда 21 ПК-2 место в ВПИ: «Будущий воин-защитник Отечества»

Задолженности по учебе у всех наставляемых отсутствуют


Бедрин Павел

Князев Александр


Кондратьева Карина

Нигаматзянова Регина



2023-2024 учебный год

Группа 12 ПК

Фадеев Александр

Саргин Павел

    1. Волебол -2 место(группа 12ПК) по техникуму;

    2. 08.11.2023 Музыкальный Квиз «к Дню Народного единства»-(хор вся группа);

    3. 30.11.2023 Хоровая песня на концерте «к Дню матери»

    4. 05.12 2023 Квиз: «Все обо всем»

    5. 8чел:Охапкин,Чуркина,Сетури,Сенцова,Березнюк,Саргин,Мокрушникова,Медякова

    6. 1)Олимпиады в г.Ирбит:

    7. «Общесвознание»

Гофрихтер К.В.

Локшина Е.А.

«ОБЖ»

Гофрихтер К.В.

    1. Локшина Е. А.- диплом 1 степени-1место в международной олимпиаде «Инфоурок» осенний сезон 2023 по русскому языку

    2. Локшина Е.А.-приняла участие в студенческой научно-практической конференции ГАПОУ СО КГТТ

«Ступени роста:то студенческих исследований к профессиональному мастерству»

    1. Группа 12 ПК-3место в викторине, посвященной Дню космонавтики

    2. Приняли участие в мероприятии техникума: 225 лет со дня рождения А.С.Пушкина(Охапкин,Березнюк,Фадеев,Саргин).

    3. Локшина Е.А.-2место в Областной олимпиаде по иностранному языку «Изобретатели и их изобретения»

07.05.2024

Задолженности по учебе у всех наставляемых отсутствуют


Чуркина Елизавета

Медякова Наталья


Мокрушникова София

Гофрихтер Карина


Локшина Елизавета

Хлупнов Андрей



Матвеев Дмитрий

Григорьян Матвей




2024-2025 учебный год

Группа 12 ПК

Спичак Валерия

Полева Снежана

  1. 04. 10.2024 6 студентов танец на сцене к Дню учителя;

  2. 5.12.24 Группа –участие в гум.помощи участникам СВО

  3. 9.12 2024 Группа -1 место «По следам великих»;

  4. 16.12.2024 Семенова Л. -1 место по Дартс;

  5. 26.01.25 Квиз «День студента»-2место:

  6. 2) 18.02.25 конкурс «эрудит»- участие;

  7. 3) 18.02.25 конкурс «МИФ»-1 место;

  8. 26.02.25 конкурс «Битва хоров»-участие;

  9. 24.03.25 квиз «Стиховары»-3 место;

  10. 27.03.25 «Фин-игра»- участие;

  11. 06.03.25 «Олимп знагий 2025»

  12. Страйтбол –февраль

  13. Глебов Александр, Киселев Данил, Кудасова Александра Викторина "Правила безопасности дорожного движения" участие

Задолженности по учебе у всех наставляемых отсутствуют


Семенова Любовь

Батуева Анастасия

Киселев Данил

Пьянкова Эвелина



Анализ бесед, наблюдения, опроса позволяет сделать вывод, что внедряемая практика наставничества даёт положительный результат: наставляемые развили свои «мягкие» навыки, раскрыли творческие, организаторские способности, переходя из категории «зрители» в категорию «соучастники» и «соорганизаторы». В результате реализации проекта «Наставник» достигнуты положительные показатели успеваемости (все «наставляемые» успешно справляются с учебой: наблюдается повышение уровня адаптированности студентов Проектная команда представляет работу по нескольким направлениям: волонтёрская деятельность, основы финансовой грамотности, здоровьесбережение, культурно-просветительские мероприятия. Проект предполагает дальнейшее расширение целевой аудитории, привлечение новых партнёров, увеличение количества мероприятий, варьирование форм организации мероприятий. В развитии студента колледжа талантливый наставник играет ключевую роль. В рамках реализации целевой модели наставничества «студент-студент» я планирую не только расширение числа студентов-наставников, но и направлений, в которых они будут взаимодействовать.

Таким образом, проект «Наставник» позволяет решить проблему адаптации студентов к жизни в колледже, способствует раскрытию личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся, воспитывает современного конкурентоспособного специалиста, владеющими профессиональными компетенциями и soft skills.