Здравствуйте уважаемое, жюри, добрый день, уважаемые коллеги!
Свой мастер-класс я хотела бы начать с интересного видео.
Посмотрим видео. (Ералаш «Новенький»)
Как вы думаете, почему возник конфликт, хотя изначально всё было хорошо, и никто не думал о ссоре, а уж тем более о драке?
(не поняли друг друга)
А почему подрались?
(не умеют управлять собой, не сдерживают своих эмоций).
Тема моего мастер-класса «Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся на уроках истории».
Почему так получается? Почему многие дети не умеют сдерживать свои негативные эмоции. Ответ прост:
- Мало уделяют внимания эмоциональной грамотности (как родители, так и учителя в школе, нам необходимо дать столько информации на уроке, что порой не до эмоций) и как следствие, не умеют сопереживать, управлять своими эмоциями.
А вы задумывались над тем, что дети, которые учились в школе посредственно чаще успешнее в жизни, чем те, которые зубрили, сидели только над учебниками?
Во многом это связано с эмоциональным интеллектом (эмоциональной грамотностью).
А между тем, эмпатия и эмоциональный интеллект входят в базовые компетенции XXI века (наряду с навыками критического мышления, цифровым мышлением и функциональной грамотностью)
Известный американский психолог Дэниэл Гоулман в 1995 году пришел к выводу, что люди с высоким эмоциональным коэффициентом (EQ) часто успешнее людей с высоким коэффициентом умственного развития (IQ). Именно эмоциональный интеллект повышает качество жизни человека и делает его более приспособленным в жизни.
А что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект – это сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
- К сожалению, работая над формированием метапредметных результатов, мы уделяем меньше внимания личностным.
- А как мы, учителя, можем развивать эмоциональный интеллект у обучающихся?
3 шага в формировании эмоционального интеллекта. Попрактикуемся.
На уроках истории мы работаем с иллюстрациями известных картин, репродукций
Перед вами картина «Утро стрелецкой казни» В.Сурикова
1 шаг - распознавание эмоции
Как вы думаете, глядя на Петра, какие у него эмоции?
А какие эмоции у стрельцов, а у и их родственников? (Здесь мы распознаём эмоции)
2 шаг - понимание причин данных эмоций.
Мы можем определить причины этих эмоций?
3 шаг – управление эмоциями.
Вам представлены фотографии наряду с картиной. И на той и на другой женщины плачут. Что управляет их эмоциями? (события) то есть? (слезы радости и слезы печали).
Дети видят, что одна и та же эмоция проявляется по разному в зависимости от событий.
Таким образом, работая над репродукцией, мы развиваем эмоциональный интеллект. Работу с картинами, репродукциями, иллюстрациями для развития эмоционального интеллекта можно использовать и на уроках русского языка, литературы, в начальной школе, татарского языеа и литературы и т.д.
А вот работая с формированием читательской грамотности мы учим работать с информацией, а не с эмоциональным содержанием. А если акцент сместить на эмоции? Давайте попробуем. Вам представлен исторический источник.
Это фрагмент из рапорта генерала Петра Христиановича Витгенштейна о вступлении русских войск в Берлин. 1 марта 1813 г.
Ответьте на вопросы: 1. В тексте есть проявления эмоций? А какие?.
2) По тексту становится ясно ПОЧЕМУ у жителей такие эмоции?
3) Как бы вы встречали войска освободителей? Попробуйте с такими эмоциями и ответить на этот вопрос.
Спасибо большое!
Получается, что развивать эмоциональный интеллект можно и посредством текстов.
Учитель также должен развивать свой эмоциональный интеллект. Высокий уровень эмоционального интеллекта у педагога позволяет ему лучше понимать как свои собственные эмоции, так и эмоции учеников, управлять своими эмоциями и эмоциями учеников, доносить эмоции того или иного персонажа.
Сейчас я наглядно хотела бы показать вам, как отличается текст, прочитанный без эмоций и эмоционально-окрашенный.
Итак, подводим итог по параграфу о Великой отечественной войне.
Главным итогом Победы советского народа в Великой Отечественной войне стал разгром агрессоров – нацистской Германии и её союзников. Были спасены десятки миллионов людей, которые в соответствии с планами нацистов были обречены на уничтожение.
Советский Союз внёс решающий вклад в победу стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.
- Какие-то эмоции вызвал текст? Нет
- А сейчас, после прочтения с эмоциями. Что можете сказать? Текст вызвал эмоции. Да. Патриотизма, гордости, уважения.
Естественно, урок будет более запоминающимся тогда, когда он будет наполнен позитивными эмоциями, как учителя, так и ученика.
Мы должны учить детей не просто распознавать свои и чужие эмоции, но и учить управлять ими, развивать умение строить коммуникации, мы должны воспитывать духовных личностей, способных проявлять добрую волю.
Желаю вам всем больше ярких и положительных эмоций!!!