Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №23 города Димитровграда Ульяновской области»
Кузина Антонина Николаевна,
Учитель начальных классов
Выступление на методическом объединении «Инклюзивное образование в условиях современной школы»
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения - инклюзивное образование. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Инклюзивное образование понимает под собой создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников. Приоритетным является изменение общественного сознания, изменение отношения общества к таким людям, а также изменение парадигмы специального образования: концепция «социальной полезности» заменяется концепцией самоактуализации, саморазвития, самосовершенствования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Права детей на развитие личности в системе образования, ориентированного на индивидуальные потребности, и в том числе право детей с отклонениями в развитии учиться в тех же школах, где учатся их сверстники, живущие по соседству, признаны международными стандартами прав человека: Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом по экономическим, культурным и социальным правам, Европейской социальной хартией, Декларацией о правах умственно отсталых лиц и другими документами. Среди очевидных плюсов инклюзивного образования можно назвать новый социальный подход к инвалидности, очевидное разнообразие в подходах к обучению и расписанию, тот факт, что инклюзивное образования рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему, инклюзивное образование способствует личностному развитию и формированию социальных навыков, происходит развитие самостоятельности и самоопределения ребенка, развивает равные права и возможности вместо дискриминации.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
1.Отсутствие гибких образовательных стандартов.
2.Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
3.Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
4.Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
5.Недостаточное материально-техническое оснащение образовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.).
6.Отсутствие в штатном расписании образовательных учреждений общего типа дополнительных ставок педагогических (тьюторы, сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
Инклюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества.