Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»
города Магнитогорска
Выступление
на методическом объединении воспитателей
«Формирование у обучающихся здорового образа жизни-
для сохранения нравственного, психического и физического здоровья»
по теме «Результаты реализации курса внеурочной деятельности
«Клуб «Мы за ЗОЖ» в 7-8 классе (из опыта работы)»
Составила: воспитатель МОУ «СШИ №2»
Шапочникова Наталья Александровна
Январь 2022 г.
Техногенные катастрофы, ухудшение экологического климата планеты, смещение нравственных ориентиров молодежи привело к тому, что здоровье нации с каждым годом существенно ухудшается. Последние исследования ВЦИОМ (всероссийского центра изучения общественного мнения) выявили, что более 70 % первоклассников можно назвать лишь условно здоровыми. Президент и Правительство России уделяют важное внимание выполнению национального проекта «Здоровье». Основой здорового образа жизни является культура здоровья как сознательная система действий и отношений, определяющих качество индивидуального здоровья человека, слагающаяся из ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Становление культуры здоровья учащегося обеспечивается определенным педагогическим воздействием. В том числе разработки и проведения программ, созданных на основе здоровьесберегающих технологий, целью которых является формирование навыков здорового образа жизни школьников и реализуемых на базе образовательных учреждений.
Целевая аудитория программа внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни «Клуб «Мы за ЗОЖ» - учащиеся 1-8 классов.
Программа курса разработана в соответствии с требованиями к содержанию и организационно-педагогическим условиям Федерального государственного образовательного стандарта основной ступени общего образования и направлена на формирование знаний, установок, личностных ориентиров, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьника. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Целью курса является формирование ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
Задачи:
сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
дать представление о негативных факторах риска здоровью детей, зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье.
Планируемые результаты освоения курса:
формирование понимания ценности здорового, разумного и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к своему здоровью.
осознание потребностей соблюдать нормы ЗОЖ
усвоение навыков поведения, потребностей соблюдать нормы здорового и разумного образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Используются следующие методы и технологии обучения:
коллективного обучения;
обучения в малых группах и парах;
диалог
беседа
игра
просмотр и обсуждение видеоматериалов
упражнение
материально-техническое обеспечение занятий
анализ первичной и повторной диагностики на основе анкетирования учащихся
уровень осмысления учащимися содержания проведенных мероприятий на основе отзывов в конце всех занятий.
В рамках программы курса внеурочной деятельности «Клуб «Мы за ЗОЖ» в 7 классе я проводила следующие занятия:
Тема 1. Вводная беседа. «Что такое здоровый образ жизни»? Первичное анкетирование. Слагаемые здорового образа жизни. Анкета.
Тема 2. «Учимся мыслить позитивно». Позитивное и негативное мышление, их влияние на характер и судьбу человека Упражнение «Комплимент», упражнение «Лучшие качества моего одноклассника».
Круг дружбы: по кругу каждый участник обращается к соседу слева со словами: «Мне нравится в тебе то, что…».
Тема 3. «Значение двигательной активности». Человеческий организм, его устройство и значение двигательной активности. Примеры из жизни «Что происходит с организмом человека, когда его ограничивают в движении» Дискуссия. «Я думаю иначе» Динамические паузы «Мои любимые упражнения, вид спорта или занятия в студи». Рисунок «Я в движении».
Тема 4. «Друзья и враги моего организма». Игра «Кто враг, а кто друг?» Просмотр презентации и его обсуждение. Упражнение: «Карточки в лукошке» Рисунок «Символы здоровой жизни».
Тема 5. «Здоровое питание». Беседа: «Что я знаю о питании» - правила сбалансированного питания. Просмотр и обсуждение презентации. Коллаж «Вредно – Полезно».
Тема 6. «Как сказать «Нет». Рассмотрение сложных ситуаций. Учащиеся вспоминают и рассказывают истории из своей жизни, когда они испытывали давление, принуждения со стороны других людей. Упражнение: 8 способов сказать «нет». Ролевая игра «Уверенный ответ-отказ».
Тема 7. «Подросток и стресс». Дискуссия «Стресс - это хорошо или плохо?». Творческое задание: рисунок «Я спокоен – я в стрессе». Мозговой штурм на тему: «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?». Постановка и отработка навыков диафрагмального дыхания.
Тема 8. «Мой выбор». Упражнение: «Комплимент себе самому». Коллаж «ЗОЖ». Игра «Мой выбор».
Тема 9. Заключительное занятие. Подведение итогов. Анкетирование.
Упражнение: «Комплимент» Демонстрация видеофильма «О вреде курения» Обсуждение фильма. Упражнение «Воздушный шар». Прощание «Рекомендации ведущим здоровый образ жизни».
Тема занятий может быть любой. Целью занятий является создание, упрочение мотивации и формирование навыков здорового образа жизни.
Главная задача - создание здоровья, а не обсуждение его проблем, т.к. здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов. Это физическое, душевное и социальное благополучие человека.
Оздоровительно-развивающая часть включает в себя проведение упражнений, направленных на развитие внимания, сосредоточенности, памяти, ритмические упражнения
В результате проведения программы подростки:
получили навыки в формировании личной мотивации ведения здорового образа жизни;
занятия по программе содействовали утверждению в сознании подростков ценностей здорового образа жизни;
обрели навыки сотрудничества, развили творческие способности;
стали более информированы о ценностях здорового образа жизни;
занятия способствовали формированию у детей позитивного адекватного восприятия себя, самопринятия, самоуважения, умения понять других;
осознанию своих возможностей быть позитивными, понимающими ответственности за себя и свою жизнь.
В процессе групповой деятельности выявились следующие тенденции:
Подросткам – одноклассникам сложно сесть в круг, они чувствуют себя некомфортно, воспринимая парту как некую защиту. В одном из упражнений ребятам предлагалось написать собственное самое яркое положительное качество характера, затем отогнуть бумагу, закрыв текст и передать всем одновременно, повторяя это задание до тех пор, пока каждый листок не вернется, совершив полный круг к своему хозяину. В результате выявилось, что ребята охотнее находили недостатки в себе и других. Некоторые не могли отличить хорошие качества от негативных.
Дети акцентируют внимание на негативных проявлениях, они им ближе. Для того чтобы видеть хорошее, нужны усилия. И чем младше дети, тем выше их готовность их осуществлять. С ребятами 5-х и 6-х классов программа проходит успешнее. В 7-х и 8-х классах агрессия и непримиримость выше. Очень важно, какую позицию занимают значимые для учащихся взрослые участники образовательного процесса в школе – классный руководитель, другие специалисты, присутствующие на занятиях. Если они проявляют интерес к тому, что происходит на уроках, то активность подростков выше. Всем нравится творческая тематическая работа «Коллаж», которая позволяет проявить собственные способности и найти место своей работы в общей. Также высокую активность подростки проявляют при разгадывании кроссвордов. Хорошо, когда задания разнообразны, идет смена активности – умственная деятельность сменяется творческими заданиями, физкультминутками, упражнениями, связанными с навыками ЗОЖ.
Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья.
С родителями я проводила различные беседы на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей:
Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
Физическое воспитание детей в семье.
Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
Основы здорового питания.
Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
Профилактика вредных привычек.
Формирование у детей навыков личной гигиены.
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет больше здорово и развито не только духовно, но и физически.
Список литературы
Гущина Т.Н. «Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков» Москва, «Аркти», 2008 г
Кулагина И.Ю. «Личность школьника», -СПб, «Каро»», 2003 г.
Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», Москва, «Академия», 2004 г
Матвеев Б.Р. «Развитие личности подростка», - СПб, «Речь», 2007 г.
Приложение
Анкета "Здоровый образ жизни"
Инструкция: В анкете не является нет "хороших" и "плохих" ответов, важно лишь, чтобы ответы выражали Ваше личное мнение. К каждому вопросу анкеты предлагается выбрать от 1 до 3 вариантов ответа, которые вы считаете наиболее подходящими для вас. В графе "другое" Вы можете написать свой собственный вариант.
Имя: Возраст: Класс:
1.Что такое на Ваш взгляд "здоровый образ жизни"?
а) не пить
б) не курить
в) заниматься спортом
г) правильно питаться
д) не употреблять наркотики
е) другое
2. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
а) да
б) нет
в) частично
г) эта проблема меня пока не волнует
д) другое
3. Какова степень распространения курения в школе?
а) часто
б) иногда
в) никогда
г) затрудняюсь ответить
д) другое
4. Как Вы лично относитесь к курению?
а) положительно
б) безразлично
в) отрицательно
г) другое
5. Если бы Вы узнали, что Ваш друг (подруга) курит, как бы вы поступили?
а) немедленно прекратили бы с ним отношения
б) продолжили бы дружить, не обращая на это внимание
в) постарались бы помочь избавиться от этой привычки
г) попробовали бы сами
д) другое
6. Что и кто является для Вас поддержкой в трудную минуту?
а) друзья
б) родители
в) домашние животные
г) другое
8. Ваши пожелания
Анкета "Интересно - полезно"
На занятиях я узнал _________________________________________________________
Мне было интересно_________________________________________________________
Для меня полезно_____________________________________________________________
В дальнейшем я буду применять_________________________________________________