СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на методическом объединении воспитателей «Организация и проведение самоподготовки с неуспевающими учащимися»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, контроля, безнадзорность, непосещение школьных занятий по причинам болезни.

        Часто нам приходится работать с учащимися, которые в процессе самоподготовки не проявляют особой заинтересованности в работе. У них формируется состояние принудительно-исполнительское. Неуверенность в себе настолько велика у этих ребят, что страх перед неправильным выполнением задания заставляет их постоянно привлекать к себе внимание воспитателя или пользоваться помощью сильных учеников. Лишившись поддержки, такие ученики теряют желание самостоятельно продолжать работу. В данной ситуации я направляю свои усилия на то, чтобы у этих детей не укоренялась привычка действовать по принуждению. Напротив, преодолевая свои страхи, они должны научиться действовать активно-самостоятельно.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на методическом объединении воспитателей «Организация и проведение самоподготовки с неуспевающими учащимися»»

5


ГБОУ РК "ССШИ №1" г. Симферополь











Выступление на методическом объединении воспитателей

«Организация и проведение

самоподготовки с неуспевающими учащимися»



доклад подготовила

воспитатель

Елена Викторовна Сальникова



















Симферополь 202

Организация и проведение самоподготовки с неуспевающими учащимися.


доклад подготовила

воспитатель

Елена Викторовна Сальникова




Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, контроля, безнадзорность, непосещение школьных занятий по причинам болезни.

Часто нам приходится работать с учащимися, которые в процессе самоподготовки не проявляют особой заинтересованности в работе. У них формируется состояние принудительно-исполнительское. Неуверенность в себе настолько велика у этих ребят, что страх перед неправильным выполнением задания заставляет их постоянно привлекать к себе внимание воспитателя или пользоваться помощью сильных учеников. Лишившись поддержки, такие ученики теряют желание самостоятельно продолжать работу. В данной ситуации я направляю свои усилия на то, чтобы у этих детей не укоренялась привычка действовать по принуждению. Напротив, преодолевая свои страхи, они должны научиться действовать активно-самостоятельно.

Особое внимание требуют к себе ученики с бесконтрольно-исполнительским состоянием на самоподготовке. У них, как правило, нет желания выполнять домашние задания, и своей формальной исполнительностью они пытаются удовлетворить требования педагога. Я никогда не оставляю без внимания подобные иллюзии учеников. Иначе желание трудиться и активность в учении у них будет сведено на нет. Ну и, наконец, самопроизвольное состояние учащихся. Ребята с таким состоянием доставляют наибольшее беспокойство воспитателю. Они подчиняются лишь своим желаниям. Если ему хочется выполнять задания – он будет трудиться, а если нет – то организовать его довольно трудно.

Чтобы перевести состояние ученика из самопроизвольного в другое, я провожу длительную и кропотливую работу.

На начальном этапе приобщения учащихся к учебной деятельности воспитатель стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.

Работая с неуспевающими учащимися я определила для себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:

1. Проведение самоподготовки в одно и то же время. Поскольку учащиеся ведут подготовку к урокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматься делом, а затем планировать занятия по интересам.

Несомненно, контролировать процесс самоподготовки легче в том случае, когда ученики готовят задания в определенной последовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются психологические проблемы работоспособности воспитанников. У некоторых учащихся уровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, у некоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе они нуждаются в так называемой “раскачке”. Одни учащиеся хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.

2. Опыт работы показывает, для того, чтобы осуществлять руководство процессом закрепления знаний на самоподготовке, воспитатель должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемы к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника.

3. Главная цель самоподготовки – повторение и закрепление изученного на уроке материала. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано.

4. Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные. Это могут быть как групповые, так и индивидуальные методы: контроль, самоконтроль, взаимопроверка, доверие, похвала, помощь воспитателя, моделирование ситуаций успеха.

5. В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, психологическую обстановку.

Основные требования, предъявляемые для успешного проведении самоподготовки:

  • Выполнение гигиенический требований: проветренный класс, проведение влажной уборки;

  • Правильное и достаточное освещение;

  • Соответствие цвета стен классного помещения для создания не раздражающей обстановки;

  • Закрепление рабочего места ученика, его близости или удаленности от воспитателя в соответствии с его слуха, зрения;

  • Выработка правильной осанки во время сидения за партой;

  • Проведение физкультминуток и перерывов после часа работы;

  • Обучение правильной организации своего рабочего места.

Проведение самоподготовки с неуспевающими учащимися это непростой вид деятельности, поэтому воспитателю важно помнить, что Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.

При индивидуальной форме работы воспитатель даёт учащимся алгоритм выполнения задания, оказывает помощь в нахождении путей решения задания, предлагает памятки, схемы-опоры, таблицы, учитывая учебные возможности каждого ученика. Индивидуальная работа является составной частью групповой. В процессе работы у учащихся возникает необходимость обращаться за помощью к товарищу, обсуждать результаты.

Самоподготовка начинается в спокойной, рабочей обстановке. Выполнение домашних заданий начинается с предметов, на которых возникали определённые проблемы при изучении темы на уроке, усвоении нового материала. Необходимо соблюдать чередование письменных предметов с устными.

Основные действия воспитателя при работе с неуспевающими учащимися на самоподготовке следующие:

* помощь ученикам при включении в работу, разбор нескольких вопросов на повторение; * выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы;

систематизация материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученику легче его понять; * готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается;

* корректное исправление ошибок, если школьники чего-то не поняли, стремление не допускать непонимания и неточностей.

Большое значение для успешной самостоятельной работы во время самоподготовки имеет конкретная помощь учащимся в приобретении определённых умений и навыков. Воспитатель внимательно наблюдает за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приёмы работы. Одного он учит соблюдать правила учебного труда, другого -- работать с учебником, третьего -- с дополнительными информационными источниками. Воспитатель стремится закрепить все те приёмы работы, которые усваивает школьник на уроке.

Слабым учащимся, детям с недостаточно сформированными навыками самоконтроля, имеющим частичные пробелы в знаниях, помощь оказывают воспитатель и консультанты. Важно, чтобы консультанты с такими учениками работали на равных, не поучали их, не делали за них работу, а вместе обсуждали алгоритм выполнения заданий и его решение. Одновременно ученики-консультанты получают возможность для развития общественной направленности своей личности.

В 5-9 классах во время выполнения домашних заданий воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. Одним из видов контроля за качеством выполненной работы может служить взаимопроверка.

Выполнение устных заданий, особенно заучивание стихотворений наизусть и тренировка в выразительном чтении, требует особых условий. Дети, у которых более развита слуховая память, обычно учат устные задания вполголоса. Учащиеся постепенно привыкают к этому рабочему шуму, и он не мешает им сосредоточиться.

Виды требований, регламентирующих порядок самоподготовки:* организационно-дисциплинарные; * дидактические; * воспитательные; * гигиенические.

Организационно-дисциплинарные требования:

1) точное соблюдение начала и конца самоподготовки;

2) сознательное подчинение указаниям воспитателя;

3) наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников;

4) обеспечение порядка на рабочем месте;

5) экономное и полное расходование времени, отведённого на самоподготовку;

6) неукоснительное соблюдение правил запрета и правил разрешения.

Ученик должен усвоить, что нельзя:

* опаздывать на самоподготовку или отсутствовать без разрешения воспитателя;

* тратить неэкономно время;

* нарушать тишину;

* отвлекать товарищей от работы;

* заниматься посторонними делами;

* использовать методы работы, вызывающие шум;

* беседовать с воспитателем в полный голос;

* недобросовестно выполнять задание;

* считать работу законченной без проверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателя.

Доведение до сознания школьников данных правил должным образом обеспечит дисциплину самостоятельного учебного труда учащихся во время самоподготовки.

Правила разрешения являются для школьников своеобразным ориентиром, в соответствии с которым они усваивают определённые нормы поведения, позволяющие им те или иные действия во время самоподготовки.

Воспитательные требования в работе с неуспевающими учащимися:

* отказ от применения каких-либо мер наказания;

* всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания;

* содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

* недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы;

* терпимое отношение к промахам учащихся во время работы;

* поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над домашним заданием;

* осуждение бездеятельности и упрямства детей;

* привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Эффективность самоподготовки в значительной степени зависит от соблюдения гигиенических требований к организации самостоятельной учебной работы детей.

К основным гигиеническим требованиям относятся:

* соблюдение школьниками личной гигиены;

* сохранение у детей правильной позы во время работы;

* предупреждение утомления и переутомления, своевременное и качественное проведение физкультминуток;

* внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;

* предоставление им перерывов на отдых;

* устранение шумовых раздражителей;

* равномерная и достаточная освещённость помещения;

* недопустимость затемнения окон шторами, цветами;

* поддержание нормального температурного режима;

* регулярное проветривание классных комнат;

* соответствие классной мебели росту школьника;

* влажная уборка помещения перед самоподготовкой;

* поддержание чистоты и порядка в классе.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя.

Во время перерыва, между выполнением домашних заданий можно провести упражнение "Самое главное". Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

5