Выступление
на межрайонной научно-практической конференции педагогических работников
«Смысловое чтение – ключ успешного обучения»
«Повтори, не повторившись»
(мастер - класс)
Здравствуйте, очень рада всех вас видеть. Спасибо, что пришли именно ко мне. Надеюсь, что мой мастер-класс вы сочтете полезным для себя.
Смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации, ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Прием: «Повтори, не повторившись…»
Я предлагаю фразу, а участник диалога должен повторить её, не повторившись.
На примере объясню суть приема. Начнем с самого легкого.
Фраза: «Парень девчонке сказал: «Я тебя люблю!»
Ответ: Юноша девушке признался в любви.
Фраза: Тётя Глаша пошла в магазин.
Ответ: Наша соседка отправилась за покупками.
Фраза: Медведь залез на сосну.
Ответ: Косолапый взобрался на могучее хвойное дерево.
Фраза: Вырази 1 самую большую, изученную нами единицу массы в самую маленькую, изученную нами.
Ответ: 1 т = 1000000 г
Перед нами открывается широкий спектр решения задач, поставленных при формировании умений смыслового чтения. Начиная с обогащения словарного запаса и заканчивая развитием коммуникативных способностей. Но самое главное – это развитие речи и понимание смысла предложения как в целом, так и каждого слова в частности.
Суть данного приема переносим на работу с текстом, абзацем, предложением.
Можно использовать только элементы игры, изменяя правила.
Прием: «Ключевые слова»
Например, берем нужный нам текст, абзац или предложение и оставляем ключевые слова и упрощаем, «сжимаем» высказывание, исключая «воду». При этом не теряя смысла высказывания.
Практическая работа: Учебник «Светская Этика» 4 класс с.15(последний абзац). Выписываем ключевые слова, «сжимаем» и пересказываем.
Приём: «Непонятные слова»
Например, берем нужный нам текст, абзац или предложение и выписываем непонятные слова, «переводим» их с помощью словаря или, исходя из своего опыта, пересказываем своими словами.
Практическая работа: Учебник «Светская Этика» 4 класс с.16(первый абзац). Выписываем непонятные слова, переводим их и пересказываем своими словами.
- А теперь вернемся к формулировке смыслового чтения, как можно повторить, не повторившись?
Поставьте руку на парту, зажмите в кулачок.
- Если на уроке было интересно, то поднимите мизинец.
- Если полученные знания пригодятся вам в жизни, то безымянный.
- Если вы хорошо работали, то средний.
- Если помогали мне на уроке, то указательный.
- Если понравился урок, то большой.
- Если ладошка раскрылась, то вы работали на ОТЛИЧНО.
Спасибо за внимание!