Выступление учителя русского языка и литературы МКОУ «Касторенская СОШ №2» Касторенского района Курской области на межрегиональном семинаре «Формирование гражданской, этнической идентичности обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла» (место проведения – г. Курск)
«Творческие задания как один из способов формирования гражданской идентичности на уроках литературы»
Сегодня как никогда остро стоит вопрос об укреплении, сохранении гражданской идентичности. Мы все понимаем важность сформированности знания о своей этнической принадлежности, освоения национальных, духовно-нравственных ценностей, традиций, культуры, общекультурного наследия. Безусловно, формирование гражданственности и патриотизма неразрывно связано и с воспитанием. Литература обладает большими потенциальными возможностями для этого. Я расскажу вам о своём опыте работы в данном направлении.
Начну с фольклора, ведь это богатейший материал для воспитания патриотизма, взаимопонимания, сострадания, уважения к семье, для формирования истинных ценностей, которые играют огромную роль в укреплении гражданской и этнической идентичности. В этом году очень интересно и продуктивно мы работали с пятиклассниками. Малые жанры фольклора дети всегда читают артистично, с огоньком. Так, на одном из уроков неизвестно откуда взявшаяся в классе шапка скомороха помогала ребятам вживаться в образ и с задором читать наизусть шутки, прибаутки, которые они подобрали дома с родителями. Был и такой опыт: шестиклассники готовили выступления о месяце своего рождения, рассказывая о славянском названии месяца, о традициях наших предков, связанных с травнем, груднем, студнем. Интересно и важно, что опять же родители некоторых детей подошли творчески к заданию, придумав наряд для ребят.
А пробовали вы писать фанфики - продолжения классических произведений? После изучения рассказа Тургенева «Муму», после знакомства с историей крепостного права, попыток понять и простить Герасима, после всевозможных измерений (аршин, пядь) мы написали фанфики. Конечно, Герасим не утопил Муму, а вылечился и женился на Татьяне. Благодаря такому заданию понимаешь, насколько сформировано такие качество личности ребёнка как умение сострадать, примерить на себя роль другого человека, погрузиться в прошлое нашей страны. Да, не всегда радостное, но это наша история, и её уже не изменить.
По рассказу «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого мы рисовали «Кардиограмму чувств героя». Обсуждали, что испытывают Жилин, Костылин, Дина, попадая в ту или иную ситуацию. Очень важным было составление кардиограммы чувств Дины. Дети должны понимать, что наша страна – это многонациональное государство, и качества человека не зависят от его принадлежности к той или иной нации. Речь идёт об общечеловеческих ценностях: добре, милосердии, взаимовыручке.
Расскажу и о новом для меня опыте. В 9 классе мы изучаем «Слово о полку Игореве». Приём «Мировое кафе». Учитель заранее выбирает хозяев столов, раздаёт им материал на дом для изучения. В сильном классе можно предложить только темы, а материал ребята найдут сами. Класс (у меня было 24 человека) разбиваем на группы. Группы детей переходят от одного стола к другому, слушают внимательно и записывают, зарисовывают, схематически изображают информацию на листочках или листе А3. Когда группы посетят все столы, учитель даёт время на подготовку защиты проектов (минут 10). Чем хороша эта работа? Все услышат всю информацию (история появления «Слова», сведения об авторе, основные мотивы «Слова», историческая основа произведения и любая другая информация, которую вы посчитаете важной, может быть озвучена во время работы кафе). Ещё на одном важном моменте остановлюсь. Во время работы в мировом кафе формируется сплочённость, так необходимая обществу сегодня, да и во все времена, свидетельством чему является и само «Слово». В этом учебном году я уделяла формированию этого качества достаточно много внимания. Ребёнок со школы должен понимать, что он не один, его поддержат товарищи, однако и от него зависит многое в этом мире.
Продолжу эту тему. Расскажу о некоторых совместных проектах моих учеников. Опять же с пятиклассниками после изучения сказки «Тёплый хлеб» мы создавали иллюстрации к этому произведению. Отнеслись ответственно, так как понимали: будет продукт совместного творчества. Я собрала работы, сфотографировала, отправила их одной ученице, а она создала небольшой видеоролик. В этом году я узнала, что он называется ЭДИТ. Век живи, век учись, как говорится. А вот творческий итог работы по комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Каждый учащийся 10 класса искал определённую информацию о комедии А.П. Чехова «Вишнёвый сад»: кто-то выяснял информацию о том, на какие языки была переведена комедия, какие театры включали и включают её в свой репертуар, кто-то добывал информацию об актёрах, о публикациях, кто-то создал афишу, одна девочка занималась оформлением основы макета, все вместе мы доводили его до ума. А это книга «Законы тайги» по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Гордость, восхищение красотой нашей Родины, я видела в глазах детей, когда мы смотрели на таёжные пейзажи, поэтому и работы дети выполняли с радостью, а совместный проект получился интересным даже для ребят из других классов. Заходили – рассматривали. Нечто подобное мы сделали с девятиклассниками – брошюра о поэтах 20 века. Крестьянская, избяная Русь Есенина, мощь Маяковского, удивительные стихи Пастернака, берущая за душу лирика Ахматовой… Всё это часть нашего генетического кода. На том и стоим.
А этот видеоролик – один из тех, что ребята создавали к урокам литературы. Вы не слышите сейчас звук, но поверьте на слово: ребёнок читает так хорошо, как никогда не прочитал бы в классе. Соединение слова, видеоряда и музыкальной композиции даёт потрясающий результат. Погружение в стихотворение, я бы сказала, растворение в нём.
Боюсь показаться непоследовательной, но всё же вернусь в 19 век. Этот трансформер о поисках счастья героев поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Польза в том, что девочке пришлось не просто найти ответы на вопросы героев, но и сообразить, как разместить информацию на листах. Мозгу пришлось несладко. Это способствует лучшему запоминанию материала.
Наверное, кто-то из вас уже подумал: а где же наше всё? Конечно, без А. С. Пушкина рассказ о творческих заданиях был бы неполным. Неизменный интерес и порой жаркие споры вызывает роман «Евгений Онегин». В этом году мы с некоторыми ребятами ходили в кино, после которого долго сравнивали фильм и книгу, горячо спорили. Этот поход вдохновил учащихся 9 класса создать вот такой небольшой буктрейлер по роману.
Зеркало писателя – ещё один вид творческой работы, который требует погружения в историю, в биографию писателя, и невозможен без любви к нему. Интересным в этом году получился урок, посвящённый 19 октября. После знакомства с Лицеем, с его историей, с условиями жизни лицеистов, ребята создавали репортажи из Царскосельского Лицея.
Финальные уроки литературы уже который год проходят под знаком ПРОдвижения книги. В этом году некоторые дети удивили меня своим подходом к рекламе понравившегося произведения. Так, они придумали небольшие игры, загадки к произведениям. Перед вами коллажи с игровыми зонами по некоторым книгам.
Подводя итог, подчеркну, что формирование гражданской идентичности невозможно без воспитания любви к родине, её культуре, родной природе, без опоры на национальные, духовно-нравственные и общечеловеческие ценности. Благодарю за внимание!