СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО на тему "Активные формы коллективной работы учащихся на уроках русского языка".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО на тему "Активные формы коллективной работы учащихся на уроках русского языка".»

«Активные формы коллективной работы учащихся  на уроках русского языка».

«Активные формы коллективной работы учащихся

на уроках

русского языка».

 Педагогика должна ориентироваться  не на вчерашний, а на завтрашний   день детского развития…    обучение только тогда хорошо,   когда оно идёт впереди развития.   С. Выготский.

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. С. Выготский.

Немецкие ученые доказали, что:  человек запоминает только 10%  того, что он читает  20% того, что слышит ,  30% того, что видит ,  50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях,  80% - при самостоятельном обнаружении и формул и ровании проблем .  И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности , в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на  90%.

Немецкие ученые доказали, что: человек запоминает только 10% того, что он читает 20% того, что слышит , 30% того, что видит , 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формул и ровании проблем . И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности , в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на  90%.

  Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Сегодня, когда говорят о катастрофическом· падении интереса к русскому языку и сетуют на безграмотность в широком - общекультурном и в узком - собственно-орфографическом и пунктуационном смысле, одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка является развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.  Учитель русского языка и литературы направляет учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьника, включая память и мышление, идеалы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения.

Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Сегодня, когда говорят о катастрофическом· падении интереса к русскому языку и сетуют на безграмотность в широком - общекультурном и в узком - собственно-орфографическом и пунктуационном смысле, одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка является развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Учитель русского языка и литературы направляет учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьника, включая память и мышление, идеалы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения.

«Инсерт» - приём развития критического мышления.

«Инсерт» - приём развития критического мышления.

ИНСЕРТ направлен на осмысление содержания текста на обнаружение личностного смысла в тексте делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому»

ИНСЕРТ

  • направлен на осмысление содержания текста
  • на обнаружение личностного смысла в тексте
  • делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому»
Этапы работы с приёмом «инсерт» 3. Заполнение таблицы знакомство со значками « ٧ » - уже знал «+» - новое «–» - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы 2. Чтение текста с маркировкой значками ٧ + – ?

Этапы работы с приёмом «инсерт»

3. Заполнение таблицы

  • знакомство со значками

« ٧ » - уже знал

«+» - новое

«–» - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы

2. Чтение текста с маркировкой значками

٧

+

?

Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут. Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности. Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать. Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиенические процедуры). Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.

Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут. Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности.

Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать.

Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиенические процедуры).

Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.

٧  Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут. +  Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности. – Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать. ? Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиенические процедуры).  +  Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.

٧ Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут.

+ Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности.

– Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать.

? Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиенические процедуры).

+ Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.

٧ + Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут. Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности. Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди. – ? Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать. Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиени-ческие процедуры)

٧

+

Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут.

Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности. Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.

?

Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать.

Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиени-ческие процедуры)

Преимущества приёма «инсерт» позволяет сохранить интерес к теме, расширить знания по изучаемому вопросу позволяет осознать новую информацию ИНСЕРТ позволяет смотивировать к получению следующих знаний развивает самостоятельность ребёнка результат урока = результату продуктивной деятельности

Преимущества приёма «инсерт»

позволяет сохранить интерес к теме, расширить знания по изучаемому вопросу

позволяет осознать новую информацию

ИНСЕРТ

позволяет смотивировать к получению следующих знаний

развивает самостоятельность ребёнка

результат урока = результату продуктивной деятельности

Кластер как форма организации информации Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластер как форма организации информации

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Место кластера в уроке. На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы. На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал. На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Место кластера в уроке.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
5 класс. Русский язык. Начало года. 1 урок повторения по теме  «Имя прилагательное»

5 класс. Русский язык. Начало года. 1 урок повторения по теме

«Имя прилагательное»

5 класс. Русский язык. Конец года. Тема «Имя прилагательное» Имя прилагательное В предложении Часть речи Сказуемое Определение Какой? Чей? Признак предмета Согласуется с именами существительными Изменяется по Три разряда падежам числам качественное относительное притяжательное имеет категорию рода Степени сравнения Имеет полную и краткую форму Сравнительная Превосходная

5 класс. Русский язык. Конец года. Тема «Имя прилагательное»

Имя прилагательное

В предложении

Часть речи

Сказуемое

Определение

Какой? Чей?

Признак предмета

Согласуется с именами существительными

Изменяется по

Три разряда

падежам

числам

качественное

относительное

притяжательное

имеет категорию рода

Степени сравнения

Имеет полную и краткую форму

Сравнительная

Превосходная

5 класс. Литература. Тема «Виды сказок». Сказки бытовые народные авторские  о животных волшебные

5 класс. Литература. Тема «Виды сказок».

Сказки

бытовые

народные

авторские

о животных

волшебные

5 класс. Литература. Самостоятельная работа с материалами учебника. Тема «Особенности жанра басня» поучительность иносказательность высмеиваются недостатки животные или растения Басня небольшой размер И.А. Крылов

5 класс. Литература. Самостоятельная работа с материалами учебника. Тема «Особенности жанра басня»

поучительность

иносказательность

высмеиваются недостатки

животные или растения

Басня

небольшой размер

И.А. Крылов

8 класс. По итогам изучения раздела «Стили речи». Групповая работа по составлению кластера «Стиль речи».

8 класс. По итогам изучения раздела «Стили речи». Групповая работа по составлению кластера «Стиль речи».

8 класс. Одно из заданий зачётной работы по теме «Односоставные предложения» «Исправь кластер». Подлежащее  Сказуемое Я, МЫ, ТЫ, ВЫ ВСЕ, ЛЮБОЙ Безличные ОНИ, КТО- ТО 3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР.  Н - Л Назывные О-Л СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА . ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ Обобщ.-Л

8 класс. Одно из заданий зачётной работы по теме «Односоставные предложения» «Исправь кластер».

Подлежащее

Сказуемое

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ

ВСЕ, ЛЮБОЙ

Безличные

ОНИ, КТО- ТО

3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР.

Н - Л

Назывные

О-Л

СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА .

ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ

Обобщ.-Л

Дидактические игры как метод обучения. Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением  главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.    К игре предъявляются следующие психологические требования :  Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность,  состояние здоровья каждого участника игры.  Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке  должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней. Содержание игры должно быть интересно,  значимо для ее участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.  Важную роль играет  психологическая и интеллектуальная готовность  к участию в игре.

Дидактические игры как метод обучения.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

К игре предъявляются следующие

психологические требования :

Для создания радостного

настроения, взаимопонимания,

дружелюбия учителю

необходимо учитывать

характер, темперамент,

усидчивость, организованность,

состояние здоровья каждого

участника игры.

Как и любая деятельность,

игровая деятельность на уроке

должна быть мотивирована,

а учащимся необходимо

испытывать

потребность в ней.

Содержание игры должно

быть интересно,

значимо для ее участников;

игра завершается получением

результатов,

представляющих ценность

для них.

Важную роль играет

психологическая и

интеллектуальная

готовность

к участию в игре.

   Задание. Сконструируйте предложение из отдельных слов слов. Игра

Задание. Сконструируйте предложение из отдельных слов слов.

Игра "Погадаем на ромашке"

ЖЕЛЕЗНЫЕ

ковром

СНЕГ

ЛЁГ

И

ЗАБОРЫ

НА

ДЕРЕВЯННЫЕ

домики

пушистым

  • Ключ

Снег пушистый ковром лёг на деревянные домики и железные заборы

Игра

Игра "Кто быстрее построит Эйфелеву башню"

Упражнение-соревновнаие

Задание: постройте башню из производных предлогов.

сверх

насчёт

ввиду

в связи с

иметь ввиду

в виде

вместо

наперекор

вроде

вопреки

в течение

вследствие

в заключение

Игра-упражнение  Задание: соедините линиями синонимичные конструкции Несколько дней Следует иметь ввиду Из-за дождя В течение нескольких дней Следует знать Насчёт ремонта  О ремонте Вследствие дождя

Игра-упражнение

Задание: соедините линиями синонимичные конструкции

Несколько дней

Следует иметь ввиду

Из-за дождя

В течение нескольких дней

Следует знать

Насчёт ремонта

О ремонте

Вследствие дождя

Вывод И сходя из анализа и оценки применения активных методов  обучения, у школьников: -появышается учебная мотивация; -повышается уровень усвоения учебного материала; -снимается эмоциональное напряжение, развиваются  коммуникативные способности учащихся; - развивается познавательный интерес к русскому языку; позволяет привлечь к работе, как сильных, так и слабых  учеников.

Вывод

И сходя из анализа и оценки применения активных методов

обучения, у школьников:

-появышается учебная мотивация;

-повышается уровень усвоения учебного материала;

-снимается эмоциональное напряжение, развиваются

коммуникативные способности учащихся;

- развивается познавательный интерес к русскому языку;

  • позволяет привлечь к работе, как сильных, так и слабых

учеников.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!