«Активные формы коллективной работы учащихся
на уроках
русского языка».
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития… обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития. С. Выготский.
Немецкие ученые доказали, что: человек запоминает только 10% того, что он читает 20% того, что слышит , 30% того, что видит , 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формул и ровании проблем . И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности , в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Родной язык они часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Сегодня, когда говорят о катастрофическом· падении интереса к русскому языку и сетуют на безграмотность в широком - общекультурном и в узком - собственно-орфографическом и пунктуационном смысле, одной из актуальных проблем методики преподавания русского языка является развитие интереса к предмету, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке. Учитель русского языка и литературы направляет учебный процесс на развитие самых разнообразных качеств личности школьника, включая память и мышление, идеалы и эстетические вкусы, взгляды и убеждения.
«Инсерт» - приём развития критического мышления.
ИНСЕРТ
- направлен на осмысление содержания текста
- на обнаружение личностного смысла в тексте
- делает зримым процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому»
Этапы работы с приёмом «инсерт»
3. Заполнение таблицы
« ٧ » - уже знал
«+» - новое
«–» - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы
2. Чтение текста с маркировкой значками
٧
+
–
?
Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут. Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности.
Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать.
Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиенические процедуры).
Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.
٧ Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут.
+ Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности.
– Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать.
? Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиенические процедуры).
+ Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.
٧
+
Муравьи любят компанию себе подобных. В одиночку они жить не могут.
Для нормального существования им нужно не меньше 10 товарищей. Работа в группе продуктивнее, нежели по отдельности. Спят муравьи приблизительно три часа, забравшись в углубление в грунте и тесно прижав конечности к туловищу. Проснувшись, они потягиваются и зевают словно люди.
–
?
Эти насекомые любят не только работать, но и отдыхать.
Четверть своего времени они тратят на уход за собой (гигиени-ческие процедуры)
Преимущества приёма «инсерт»
позволяет сохранить интерес к теме, расширить знания по изучаемому вопросу
позволяет осознать новую информацию
ИНСЕРТ
позволяет смотивировать к получению следующих знаний
развивает самостоятельность ребёнка
результат урока = результату продуктивной деятельности
Кластер как форма организации информации
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Место кластера в уроке.
- На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
- На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
- На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
5 класс. Русский язык. Начало года. 1 урок повторения по теме
«Имя прилагательное»
5 класс. Русский язык. Конец года. Тема «Имя прилагательное»
Имя прилагательное
В предложении
Часть речи
Сказуемое
Определение
Какой? Чей?
Признак предмета
Согласуется с именами существительными
Изменяется по
Три разряда
падежам
числам
качественное
относительное
притяжательное
имеет категорию рода
Степени сравнения
Имеет полную и краткую форму
Сравнительная
Превосходная
5 класс. Литература. Тема «Виды сказок».
Сказки
бытовые
народные
авторские
о животных
волшебные
5 класс. Литература. Самостоятельная работа с материалами учебника. Тема «Особенности жанра басня»
поучительность
иносказательность
высмеиваются недостатки
животные или растения
Басня
небольшой размер
И.А. Крылов
8 класс. По итогам изучения раздела «Стили речи». Групповая работа по составлению кластера «Стиль речи».
8 класс. Одно из заданий зачётной работы по теме «Односоставные предложения» «Исправь кластер».
Подлежащее
Сказуемое
Я, МЫ, ТЫ, ВЫ
ВСЕ, ЛЮБОЙ
Безличные
ОНИ, КТО- ТО
3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР.
Н - Л
Назывные
О-Л
СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА .
ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ
Обобщ.-Л
Дидактические игры как метод обучения.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
К игре предъявляются следующие
психологические требования :
Для создания радостного
настроения, взаимопонимания,
дружелюбия учителю
необходимо учитывать
характер, темперамент,
усидчивость, организованность,
состояние здоровья каждого
участника игры.
Как и любая деятельность,
игровая деятельность на уроке
должна быть мотивирована,
а учащимся необходимо
испытывать
потребность в ней.
Содержание игры должно
быть интересно,
значимо для ее участников;
игра завершается получением
результатов,
представляющих ценность
для них.
Важную роль играет
психологическая и
интеллектуальная
готовность
к участию в игре.
Задание. Сконструируйте предложение из отдельных слов слов.
Игра "Погадаем на ромашке"
ЖЕЛЕЗНЫЕ
ковром
СНЕГ
ЛЁГ
И
ЗАБОРЫ
НА
ДЕРЕВЯННЫЕ
домики
пушистым
Снег пушистый ковром лёг на деревянные домики и железные заборы
Игра "Кто быстрее построит Эйфелеву башню"
Упражнение-соревновнаие
Задание: постройте башню из производных предлогов.
сверх
насчёт
ввиду
в связи с
иметь ввиду
в виде
вместо
наперекор
вроде
вопреки
в течение
вследствие
в заключение
Игра-упражнение
Задание: соедините линиями синонимичные конструкции
Несколько дней
Следует иметь ввиду
Из-за дождя
В течение нескольких дней
Следует знать
Насчёт ремонта
О ремонте
Вследствие дождя
Вывод
И сходя из анализа и оценки применения активных методов
обучения, у школьников:
-появышается учебная мотивация;
-повышается уровень усвоения учебного материала;
-снимается эмоциональное напряжение, развиваются
коммуникативные способности учащихся;
- развивается познавательный интерес к русскому языку;
- позволяет привлечь к работе, как сильных, так и слабых
учеников.
Спасибо за внимание!