Духовно - нравственное воспитание.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Задачи нравственного воспитания:
- Дать представление о традиционных национальных ценностях.
- Рассказывать о хороших и плохих поступках, о поведении в школе и дома, в общественных местах и на природе.
- Научить уважению и доброжелательному отношению к родителям, педагогам, одноклассникам, друзьям.
- Способствовать установлению в коллективе дружеских отношений, атмосферы взаимопомощи и поддержки.
- Формировать бережное отношение к природе.
- Дать представление об этикете и культуре речи.
- Формировать умение признавать свои ошибки и анализировать свое поведение.
- Рассказывать о негативном влиянии на психику человека компьютерных игр, телевидения, кино, рекламы.
- Формировать неприятие аморальных поступков, грубости, оскорблений.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь обучающихся.
Слово «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность.
Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве.
Результат воспитания – ВОСПИТАННАЯ ЛИЧНОСТЬ.
Как организовать? Нравственное воспитание должно идти по нескольким направлениям. Это урочная и внеурочная деятельность, а также различные внешкольные мероприятия. Педагог может использовать разные инструменты, чтобы достичь поставленных целей.
Рекомендуется проблемный подход к обучению, при котором обучающиеся работают в небольших группах . Такой подход дает возможность для диалога и взаимодействия между обучающимися, что считается решающим для их морального развития.
Важнейшим методом формирования нравственного сознания является положительный пример, взятый из жизни. Педагог позволяя детям учиться у него через его действия, используя положительное подкрепление, поощряя хорошее поведение там, где это уместно, и создавая ситуации, в которых они могут применять усвоенные ценности на практике привьёт обучающимся эти ценности.
Форматы мероприятий духовно-нравственного направления:
- игры духовно-нравственного содержания;
- беседы и воспитательские занятия;
- мастер-классы по рукоделию и другой творческой деятельности;
- проведение совместных праздников;
- просмотр фильмов;
- экскурсии, целевые прогулки;
- музыкальные и литературные вечера;
Духовно нравственное воспитание осуществляется практически на всех уроках, и его эффективность зависит от многих составляющих:
- насколько интересно ученикам содержание предмета;
- методы обучения, применяемые учителем на уроках;
- какую атмосферу сумел создать преподаватель;
- личность самого учителя.
Для того чтобы каждый обучающийся чувствовал себя комфортно, учитель должен отвести ему в коллективе особое место, на котором обучающийся сможет себя максимально проявить.
Подросток почувствует себя важным и незаменимым в общем процессе, возрастет чувство его собственного достоинства.
Такой способ воспитания позволит учителю без принуждения побудить своих обучающихся соответствовать принятым в человеческом обществе принципам морально-этического поведения.
Духовно-нравственное воспитание детей –важнейшая задача учителей: привить современному ребенку нравственные ценности в противовес негативному влиянию телевидения, СМИ и Интернета.