Обобщение опытом по теме
Воспитателя Шульц Л.В. Попереченского детского сада, филиал МБДОУ «Детский сад №189»
2020г.
2 слайд:
Цель: рассмотреть и обобщить знания по проблеме формирования, особенностей развития и значения мелкой моторки в жизни ребенка.
Задачи:
Раскрыть значение и сущность развития мелкой моторики рук;
Охарактеризовать процесс развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста детей от 2 до 5 лет.
Познакомить с диагностикой в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.
3слайд:
- Уважаемые коллеги! Очень рада приветствовать вас на нашей встрече. Своё выступление хочу начать со слов Василия Александровича Сухомлинского «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Мелкая моторика начинает развиваться уже с рождения: сначала малыш рассматривает свои руки, потом учиться сжимать и разжимать пальцы, управлять ими, чтобы взять или потрогать игрушку или находящийся рядом предмет. По мере взросления он начинает понимать, как правильно держать кисть или карандаш, учится рисовать, а ближе к 6–7 годам пробует писать. Конечно, некоторые моменты ребёнок сможет изучить сам, т. к. все дети любознательны и проявляют интерес к незнакомым предметам. Однако учёные и педагоги настаивают, чтобы родители занимались с ними посредством игрушек и заданий, выполняли упражнения, способствующие совершенствованию мелкой моторики рук. В детском саду это делают педагоги. Мелкая моторика — один из видов моторики. Если не прибегать к научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук. Еще буквально двадцать лет назад многое приходилось делать с помощью рук: зашнуровывать ботинки, вручную перебирать крупу, самостоятельно вязать, застегивать пуговицы на куртке и так далее. Сегодня же практически вся детская обувь на липучках, крупа продается уже в чистом виде, вязаные изделия можно без проблем приобрести в магазинах, а пуговицы на куртках сменились липучками и заклепками. Конечно, все это очень удобно, но это серьезный минус для развития мелкой моторики наших детей.
4слайд:
Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. Развитые двигательные реакции рук помогает шнуровать ботинки или закрывать дверь на ключ, необходимо совмещать движения глаз и рук. «Рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «идти рука об руку», «чужими руками жар загребать» - это только малая часть устойчивых оборотов, в которых упоминаются руки. Я думаю это не случайно, поэтому работу по развитию мелкой моторики рук, считаю важной и актуальной, особенно в раннем возрасте.
5слайд:
Поэтому, в нашем детском саду организована и функционирует студия «Умелые пальчики». Деятельность студии расширяет возможность общения, развития мелкой моторики рук детей, способствующие развитию не только моторики рук и пальцев, но и мышления, речи и творческих способностей детей.
6слайд:
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. И. П. Павлов утверждал, что «развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением». Развивая функции обеих рук, мы повышаем уровень организации функций и распределение их между полушариями мозга, левым и правым». Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по развитию мелкой моторики.
7-9 слайды:
Чтобы содействовать развитию пальцев рук и тем же развивать речь ребенка, я предлагаю детям следующие задания: массаж (поглаживание, разминание, растирание, постукивание), пальчиковые игры, игры со счетными палочками и спичками, работа с «колючими» мячиками. С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук; игры с пуговицами, бусами и другими мелкими предметами, с крупами, лепка. Всё это создаёт благоприятную базу для развития речи.
10 слайд:
У нас в детском саду организованы речевые центры. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников. Этот уголок совмещён с центром развития мелкой моторики рук не случайно. Большой популярностью пользуются эти центры у самых маленьких детей, в нем сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал.
11 слайд:
В 2-3 года развитие мелкой моторики способствует в первую очередь развитию речи. Малыш с каждым днём произносит всё больше новых слов, учится воспринимать и копировать звуки, начинает говорить целыми
предложениями, поэтому крайне важно в этот период с ним заниматься. Занятия кардинально не отличаются от тех, которыми кроха увлекался в 1–2 года. Но их можно усложнить и добавить новые:
• нанизывание: предложите ребёнку собрать красивые бусы для мамы;
• игры со шнуровкой очень нравятся детям этого возраста;
• строительство башни: малыш учится координации движений, распределяет кубики ровно, чтобы они не упали;
• лепка поделки из пластилина: этот материал для лепки более сложный, чем тесто, и ребёнку нужно приложить больше усилий, чтобы с ним работать;
• занятия с крупами: предложите малышу выбрать из ёмкости одну
крупу и оставить в ней другую.
12 слайд:
Дошкольники от 3 до 4 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Мелкая моторика теперь формируется в совокупности с кинестетическим чувством. Ребёнок начинает осознавать положение и перемещение собственного тела в пространстве. Запускается процесс развития зрительно-тактильно-кинестетических связей. Благодаря этому, движения рук выполняются под контролем зрения.
13 слайд:
В 4–5 лет дети предпочитают выполнять многие задания только самостоятельно. Им интересно, как устроен тот или иной предмет, почему крутятся колёса и многое другое. Любознательность и тяга к познанию нового только способствуют гармоничному развитию личности. Дети уже хорошо владеет кистью и карандашом, поэтому основные задания направлены на подготовку руки к письму.
К упражнениям и занятиям, описанным выше, я включаю:
• игры с песком, или песочная терапия, как часто называют эти упражнения психологи: пусть ребёнок водит пальцами по песку, рисуя картинки
или предметы;
• работа с ножницами: сначала ребёнок учится вырезать ровные полоски, затем геометрические фигуры;
• аппликация: малыш научится создавать композиции на бумажной плоскости, работать с клеем и салфеткой;
• рисование, раскрашивание мелких деталей, штриховка — эти навыки готовят руку малыша к письму.
14 слайд:
Существуют виды деятельности, развивающие мелкую моторику рук:
Игровая деятельность
Пальчиковые игры и упражнения;
Массаж кистей рук и пальцев;
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, камешками;
Игры с верёвочкой, шнуровку.
Продуктивная деятельность
Лепка, аппликация, рисование;
Раскрашивание;
Вырезание ножницами;
Познавательно-исследовательская
Конструирование из лего-конструктора;
Конструирование из природного материала;
Графические упражнения, штриховки;
Собирание конструкторов и мозаик;
Театральная деятельность
Для развития мелкой моторики важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В своей работе я активно использую пальчиковые игры.
15, 16 слайды:
Пальчиковые игры — эта форма оригинальна и интересна тем, что игры представляют собой «Мини – театр», где актерами являются пальчики. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Очень важны эти игры для развития творчества детей. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют мои движения. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением стихов, потешек, скороговорок.
17 слайд:
Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.
Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
18 слайд:
Игры с пуговицами. В игры с пуговицами можно поиграть, чтобы не только развивать моторику, но еще логику и мышление, а также цветовое восприятие, формирования понятий величины предметов (большой - маленький), творческое воображение.
19 слайд:
«Упражнения с карандашом». Бесценная вещь для развития руки – обыкновенный карандаш с гранями. Грани карандаша хорошо активизируют нервные окончания пальцев рук, разогревают руки, подготавливая их к последующей работе, более тонкой.
20 слайд:
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу.
Осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка, когда они рисуют своей собственной ладонью, пальцами, используют вместо кистей ватные палочки, колосок и пр.
21 слайд:
Для конструирования, дети используют, как традиционный строительный материал, так и различный бросовый материал (крышки, пластинки, палочки от мороженного, спилы от веток). Появившийся у детей интерес к ручному труду, подтолкнул меня выбрать новое направление работы – создать условия для развития мелкой моторики кистей рук, средствам разного рода аппликации.
22 слайд:
В аппликации используем разный материал луковую шелуху, стружка карандашей, ватные диски, диски ДВДИ, пластилин, солёное тесто, пробки, донышки от пластиковых бутылок.
23 слайд:
В работе по развитию мелкой моторики рук используются предметы купленные, также имеются предметы, которые сделаны своими руками.
24 слайд:
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Многие мамы, бабушки лишают детей возможности проявлять самостоятельность даже в застегивании пуговиц, молний, кнопок, потому что торопятся или считают своих детей слишком маленькими. И именно поэтому, работу с родителями, я считаю, одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев. Основной задачей является формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. С родителями была проведена индивидуальная беседа, анкетирование о пользе самостоятельного застёгивания и расстегивания одежды и обуви, ведь приобретая навыки самообслуживания и общаясь со взрослыми, ребенок продвигается и в речевом развитии. Ознакомительная работа родителей о развитии мелкой моторики проводилась в виде родительского собрания: давала советы родителям о том, что ребенка необходимо учить манипулировать предметами – среди его игрушек обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, пазлы, конструкторы; проводились мастер-класс по изготовлению матрёшки, мастер-класс по развитию мелкой моторики рук, где родителям представлены массаж рук, пальчиковые игры с предметами и без, а также оформлялись папки – передвижки с играми, советами по материалам для развития мелкой моторики рук дома.
25 слайд:
Результаты работы студии в конце учебного года появляются на стенде, которые располагаю доступными для глаз родителей , дети начинают лучше говорить, самостоятельно одеваться (особенно это заметно, на вновь пришедших детях), с радостью демонстрирую все свои поделки на стенде, каждый год стенд обновляю.
26 слайд:
Диагностика. Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц рук, выявление ведущей руки, обследование мелкой моторики. Для этого провожу несколько статических, динамических упражнений, использую балловую систему. Все полученные данные заносятся в таблицу.
27 слайд:
Мелкая моторика-это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как бег, ходьба, прыжки и требуют специального развития. Чем разнообразнее будут упражнения, тем интереснее их будет выполнять детям, и тем эффективнее они будут сказываться на развитии мелкой моторики.
28 слайд:
На основании проделанной работы формулируются следующие выводы:
- основы мелкой моторики закладываются в раннем возрасте, что помогает ребенку изучать предметы, играть с ними, ощущать;
- развитие мелкой моторики пальчиков полезно и есть прямая зависимость между точным движением пальцев рук и формированием речи, развивается речь, которая воздействует на весь организм в целом;
- особенностями развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста заключается в том, что дети очень чувствительны к такому виду деятельности, что позволяет им научиться терпению и усидчивости, быть настойчивыми и любопытными;
- упражнения с участием рук и пальцев у детей дошкольного возраста гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.
Предлагаю, Вам поиграть.
29 слайд:
«Рисуем пальчиками». Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны).
30 слайд:
«Ёлки, иголки». Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, елки-
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
31слайд:
«Лыжная эстафета». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
слайд: «Котёнок». Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
НО я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Брысь!».
33слайд:
Закончить своё выступление хочу словами педагога В. А. Сухомлинского «Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее»
34 слайд:
Играйте, творите, развивайтесь!