СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на заседании МО специалистов "Комплексная диагностическая методика "Профессиональные потребности и затруднения педагогов"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на заседании МО специалистов "Комплексная диагностическая методика "Профессиональные потребности и затруднения педагогов"»

Комплексная диагностическая методика

«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»

I - Насколько Вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности (Заполните колонку А, ранжировав пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы).

II - Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки.

III - Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В).

п/п

Показатели/индикаторы профессиональных потребностей и затруднений

А

Б

В

1

Личностная подготовка

1.1.

Уверенность в своих силах




1.2.

Контактность с людьми




1.3.

Системность в работе




1.4.

Понимание происходящих в школе изменений




1.5.

Понимание норм отношений в коллективе




2

Правовая подготовка

2.1.

Знание своих гражданских и профессиональных прав




2.2.

Знание основ законодательства в сфере образования




2.3.

Знание норм прав школьника




2.4.

Умение обучить правовой самозащите школьников




2.5.

Умение отстоять свои права




3

Экономическая подготовка

3.1.

Знание основ рыночной экономики




3.2.

Знание хозяйственного механизма работы школы




3.3.

Умение рационально организовать свой труд




3.4.

Умение рационально организовать труд школьников




3.5.

Умение формировать экономическое мышление школьников




4

Управленческая подготовка

4.1.

Знание основ управления школой




4.2.

Умение управлять развитием школьников




4.3.

Умение корректировать свой стиль руководства




4.4.

Умение развивать самоуправление школьников




4.5.

Умение стимулировать качественную учебу школьников





5

Общекультурная работа

5.1.

Способность к творчеству




5.2.

Знание основ искусств




5.3.

Умение развивать творческие способности школьников




5.4.

Поддержание своей спортивной формы




5.5.

Умение соблюдать режим труда и отдыха




6

Общеобразовательная подготовка

6.1.

Знание стандартов преподаваемой учебной дисциплины




6.2.

Знание смежных дисциплин




6.3.

Умение осваивать новый опыт




6.4.

Умение развивать у школьников общие учебные умения




6.5.

Умение использовать в работе ТСО




7

Коммуникативная подготовка

7.1.

Знание основ делового общения




7.2.

Умение бесконфликтно общаться со школьниками




7.3.

Умение разрешать конфликты с родителями




7.4.

Умение избегать конфликтов с коллегами




7.5.

Умение бесконфликтно общаться с руководством




8

Психологическая подготовка

8.1.

Умение управлять своим состоянием




8.2.

Знание основ психологии управления




8.3.

Умение изучать личность школьников




8.4.

Умение развивать память школьников




8.5.

Умение развивать мышление школьников




9

Методологическая подготовка

9.1.

Знание теории поэтапного формирования умственных действий




9.2.

Знание теории развивающего обучения




9.3.

Знание теории программированного обучения




9.4.

Умение самостоятельно изучать дидактические теории




9.5.

Знание основ дидактики




10

Технологическая подготовка

10.1.

Умение планировать изучение тем




10.2.

Умение проводить уроки разных типов




10.3.

Умение управлять учебно-познавательной деятельностью школьников




10.4

Умение организовать самостоятельную работу школьников




10.5

Умение организовать контроль знаний






Разъяснения процедуры проведения комплексной диагностической методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов»



Каждый показатель диагностической методики соответствует определенному виду профессиональной подготовки педагога. Каждый вид (показатель) включает в себя определенную сумму знаний и умений (набор индикаторов). При отработке анкеты были оставлены наиболее важные для профессионализма современного учителя. Так определились 50 направлений профессионального развития педагога. Изучая потребности учителей школы в овладении различными знаниями и умениями, руководители школьной методической службы получают возможность целенаправленно и системно повышать профессионализм педагогов, логично и конкретно планировать школьную методическую работу, получать помощь от методической службы.



Цель диагностической методики – изучить удовлетворенность профессиональной подготовкой.

Задание участникам диагностирования:

Заполните колонку «А», ранжировав, пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы, ответив на вопросы:

1. Насколько Вам необходимы для успешной работы знания, умения и качества личности, представленные в анкете.

2. Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности.

Заполните колонку «Б», проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки. Заполните колонку «В», вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В).

Если разность окажется отрицательной, то учитель испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу. Показатели в колонках «В» указывают, какие профессиональные потребности и затруднения учителя удовлетворены, какие - нет. Далее необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Таковыми считаются те, которые в колонке «В» имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).

Если анкетируется один учитель, то результаты могут послужить основой программы профессионального саморазвития педагога, плана тематических консультаций заместителя директора, курирующего методическую деятельность, и индивидуального плана работы по повышению педагогического мастерства. По отдельным направлениям массовых затруднений и потребностей возможно планирование курсов повышения квалификации или районные методические семинары, круглые столы, педагогические чтения и т.п.

Наибольший эффект использования данной диагностической методики в планировании и организации школьной методической работы, плана работы методической службы. Изучение динамики профессиональных потребностей и затруднений педагогов позволяет организовать методическую работу более конкретно, индивидуализировано и удобно для всех работников школьной и муниципальной методической службы.



















Справка по результатам анкетирования

В ходе проведения комплексной диагностической методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов» среди педагогов-психологов школы было выявлено, что педагоги испытывают потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по следующим вопросам:

- умение самостоятельно изучать дидактические теории;

- понимание происходящих в школе изменений;

- умение осваивать новый опыт;

- знание своих гражданских и профессиональных прав;

- знание основ законодательства в сфере образования;

- знание норм прав школьника;

Рекомендовано: педагогам-психологам для развития педагогического мастерства и повышения профессионализма:

- пройти курсы повышения квалификации по данным проблемам;

- заниматься самообразованием (приобретение знаний, умений, навыков);

- самовоспитанием (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

- саморазвитием (совершенствование психических процессов и способностей);

- изучать передовой педагогический опыт;

- организовать взаимопосещение уроков, занятий.











Педагог-психолог Евдокимова А.А.