Комплексная диагностическая методика
«Профессиональные потребности и затруднения педагогов»
I - Насколько Вам необходимы для успешной работы следующие знания, умения и качества личности (Заполните колонку А, ранжировав пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы).
II - Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности. Заполните колонку Б, проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки.
III - Заполните колонку В, вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В).
№ п/п | Показатели/индикаторы профессиональных потребностей и затруднений | А | Б | В |
1 | Личностная подготовка |
1.1. | Уверенность в своих силах | | | |
1.2. | Контактность с людьми | | | |
1.3. | Системность в работе | | | |
1.4. | Понимание происходящих в школе изменений | | | |
1.5. | Понимание норм отношений в коллективе | | | |
2 | Правовая подготовка |
2.1. | Знание своих гражданских и профессиональных прав | | | |
2.2. | Знание основ законодательства в сфере образования | | | |
2.3. | Знание норм прав школьника | | | |
2.4. | Умение обучить правовой самозащите школьников | | | |
2.5. | Умение отстоять свои права | | | |
3 | Экономическая подготовка |
3.1. | Знание основ рыночной экономики | | | |
3.2. | Знание хозяйственного механизма работы школы | | | |
3.3. | Умение рационально организовать свой труд | | | |
3.4. | Умение рационально организовать труд школьников | | | |
3.5. | Умение формировать экономическое мышление школьников | | | |
4 | Управленческая подготовка |
4.1. | Знание основ управления школой | | | |
4.2. | Умение управлять развитием школьников | | | |
4.3. | Умение корректировать свой стиль руководства | | | |
4.4. | Умение развивать самоуправление школьников | | | |
4.5. | Умение стимулировать качественную учебу школьников | | | |
5 | Общекультурная работа |
5.1. | Способность к творчеству | | | |
5.2. | Знание основ искусств | | | |
5.3. | Умение развивать творческие способности школьников | | | |
5.4. | Поддержание своей спортивной формы | | | |
5.5. | Умение соблюдать режим труда и отдыха | | | |
6 | Общеобразовательная подготовка |
6.1. | Знание стандартов преподаваемой учебной дисциплины | | | |
6.2. | Знание смежных дисциплин | | | |
6.3. | Умение осваивать новый опыт | | | |
6.4. | Умение развивать у школьников общие учебные умения | | | |
6.5. | Умение использовать в работе ТСО | | | |
7 | Коммуникативная подготовка |
7.1. | Знание основ делового общения | | | |
7.2. | Умение бесконфликтно общаться со школьниками | | | |
7.3. | Умение разрешать конфликты с родителями | | | |
7.4. | Умение избегать конфликтов с коллегами | | | |
7.5. | Умение бесконфликтно общаться с руководством | | | |
8 | Психологическая подготовка |
8.1. | Умение управлять своим состоянием | | | |
8.2. | Знание основ психологии управления | | | |
8.3. | Умение изучать личность школьников | | | |
8.4. | Умение развивать память школьников | | | |
8.5. | Умение развивать мышление школьников | | | |
9 | Методологическая подготовка |
9.1. | Знание теории поэтапного формирования умственных действий | | | |
9.2. | Знание теории развивающего обучения | | | |
9.3. | Знание теории программированного обучения | | | |
9.4. | Умение самостоятельно изучать дидактические теории | | | |
9.5. | Знание основ дидактики | | | |
10 | Технологическая подготовка |
10.1. | Умение планировать изучение тем | | | |
10.2. | Умение проводить уроки разных типов | | | |
10.3. | Умение управлять учебно-познавательной деятельностью школьников | | | |
10.4 | Умение организовать самостоятельную работу школьников | | | |
10.5 | Умение организовать контроль знаний | | | |
Разъяснения процедуры проведения комплексной диагностической методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов»
Каждый показатель диагностической методики соответствует определенному виду профессиональной подготовки педагога. Каждый вид (показатель) включает в себя определенную сумму знаний и умений (набор индикаторов). При отработке анкеты были оставлены наиболее важные для профессионализма современного учителя. Так определились 50 направлений профессионального развития педагога. Изучая потребности учителей школы в овладении различными знаниями и умениями, руководители школьной методической службы получают возможность целенаправленно и системно повышать профессионализм педагогов, логично и конкретно планировать школьную методическую работу, получать помощь от методической службы.
Цель диагностической методики – изучить удовлетворенность профессиональной подготовкой.
Задание участникам диагностирования:
Заполните колонку «А», ранжировав, пять вопросов в каждом из видов подготовки по степени их значимости для Вашей работы, ответив на вопросы:
1. Насколько Вам необходимы для успешной работы знания, умения и качества личности, представленные в анкете.
2. Насколько Вы довольны своими знаниями, умениями и качествами личности.
Заполните колонку «Б», проранжировав 5 вопросов в каждом из видов подготовки. Заполните колонку «В», вычислив разность показателей в колонках А и Б (А - Б = В).
Если разность окажется отрицательной, то учитель испытывает потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по данному вопросу. Показатели в колонках «В» указывают, какие профессиональные потребности и затруднения учителя удовлетворены, какие - нет. Далее необходимо выделить самые неудовлетворенные потребности. Таковыми считаются те, которые в колонке «В» имеют наибольший цифровой показатель (-4, -3, -2).
Если анкетируется один учитель, то результаты могут послужить основой программы профессионального саморазвития педагога, плана тематических консультаций заместителя директора, курирующего методическую деятельность, и индивидуального плана работы по повышению педагогического мастерства. По отдельным направлениям массовых затруднений и потребностей возможно планирование курсов повышения квалификации или районные методические семинары, круглые столы, педагогические чтения и т.п.
Наибольший эффект использования данной диагностической методики в планировании и организации школьной методической работы, плана работы методической службы. Изучение динамики профессиональных потребностей и затруднений педагогов позволяет организовать методическую работу более конкретно, индивидуализировано и удобно для всех работников школьной и муниципальной методической службы.
Справка по результатам анкетирования
В ходе проведения комплексной диагностической методики «Профессиональные потребности и затруднения педагогов» среди педагогов-психологов школы было выявлено, что педагоги испытывают потребность в овладении более прочными знаниями и умениями по следующим вопросам:
- умение самостоятельно изучать дидактические теории;
- понимание происходящих в школе изменений;
- умение осваивать новый опыт;
- знание своих гражданских и профессиональных прав;
- знание основ законодательства в сфере образования;
- знание норм прав школьника;
Рекомендовано: педагогам-психологам для развития педагогического мастерства и повышения профессионализма:
- пройти курсы повышения квалификации по данным проблемам;
- заниматься самообразованием (приобретение знаний, умений, навыков);
- самовоспитанием (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);
- саморазвитием (совершенствование психических процессов и способностей);
- изучать передовой педагогический опыт;
- организовать взаимопосещение уроков, занятий.
Педагог-психолог Евдокимова А.А.