СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Эмоции интереса – основа работы учителя с «тихими троечниками»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребенка, условия, раскрывающие внутренние возможности и резервы каждого ученика. Вовлечение ребят в научно-исследовательскую деятельность в школе – это и есть те оптимальные условия, то важное средство развития и формирование мировоззрения ребенка через сотрудничество учителя и ученика.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Эмоции интереса – основа работы учителя с «тихими троечниками»"»

2


Нескреба О.А.

учитель русского языка

и литературы



Эмоции интереса – основа работы учителя с «тихими троечниками»

Известный психолог А. Адлер, много лет работавший в области педагогики, писал: «Обучение будет только тогда эффективным, когда оно будет тесно связано с сегодняшними непосредственными потребностями учащихся».

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта является реализация права каждого ребенка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития. Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребенка, условия, раскрывающие внутренние возможности и резервы каждого ученика. Вовлечение ребят в научно-исследовательскую деятельность в школе – это и есть те оптимальные условия, то важное средство развития и формирование мировоззрения ребенка через сотрудничество учителя и ученика. Результат исследования выступает не как самоцель, а лишь как средство.

Деятельность научного общества школы, как известно, базируется на следующих фундаментальных принципах:

-принцип добровольности в реализации интересов и потребностей участников в области образования;

- принцип развития в каждом участнике стремления к самосовершенствованию и саморазвитию;

- принцип активной позиции участников в диалоге педагог – юный исследователь;

-принцип сотрудничества участников НОШ.

Все четыре принципа способствуют формированию у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе и научной; становлению информационной грамотности; воспитанию коммуникативной культуры, умению взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе.

Чаще всего в работу школьного научного общества охотно включаются ребята, мотивированные на обучение, ребята, активно проявляющие себя как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Эти дети имеют положительный эмоциональный фон, связанный с обучением и школьной жизнью; они успешны, востребованы; работая над какой-либо учебной задачей, они испытывают чувство интереса и предлагают различные варианты решения проблемы. Однако, к сожалению, существует группа учащихся (довольно многочисленная), у которых эмоциональный фон, связанный со школой носит отрицательную окраску. Эти учащиеся (старшеклассники!) часто не имеют представления о том, чем они будут заниматься в жизни. Ребята не видят смысла в учебе, главной целью пребывания их в школе становится общение в свободной группе. Потеря интереса к учебной деятельности – главная проблема таких детей и учителей, работающих с ними. Если учащийся не видит себя востребованным в дальнейшей жизни, ощущает бесперспективность учебы, то его интерес к процессу обучения гаснет.

Интерес – это одна из положительных эмоций, которую может испытывать человек. Заинтересованный человек выглядит так, как будто он прислушивается или присматривается. Интерес, как эмоция, является исключительно важным в развитии навыков, знаний и интеллекта. Интерес способствует развитию интеллекта и позволяет человеку заниматься какой-либо деятельностью или вырабатывать навыки, пока он ими не овладел. Известный психолог Ф. Томкинс писал: «Интерес является необходимым фактором не только для нормального течения процесса восприятия, но и для поддержания бодрствования. Взаимоотношения между интересом и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей мере, чем разрушение ткани мозга…». Интеллектуальная деятельность ребенка направляется и поддерживается интересом. Учащийся не может заниматься предметом, которым не интересуется. Ученик может запомнить факты, чтобы избежать позора поражения при ответе у доски, но такое обучение не будет эффективным. Таким образом, эффективность обучения напрямую зависит от интереса ребенка, то есть обучение должно быть связано с «сегодняшними потребностями учащихся». Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без устойчивого интереса.

Работа учащихся в научном обществе школы способствует возрождению интереса к процессу обучения в целом. А интерес играет важную роль в развитии творчества. Услышав мое первое предложение поучаствовать в работе НОШ, все учащиеся (программного класса) отказались. Свой отказ они мотивировали тем, что они «глупые», «не умеем говорить», «лень читать», «хочется побыть с друзьями на улице». В октябре месяце я повторила свое предложение по сотрудничеству и попросила подойти после урока тех, кто хоть немного заинтересовался. Пришло шесть человек. Тему «Граффити – уличная живопись» приняли с улюлюканьем, со сленговыми комментариями. Выбор темы сделан мной не случайно. Проверяя дневники, часто встречалась с рисунками, многие из которых сделаны были мастерски. Через неделю мы собрались на первую встречу по обработке собранного материала. Пришло два человека.

В творческой деятельности можно выделить две фазы: первичную и вторичную. Для первой фазы характерны воодушевление, интенсивный интерес, «я сейчас горы сверну», а вторая фаза – это разработка исходного вдохновения, это дисциплина и тяжелая рутинная работа по сбору информации и обработке. Не все люди способны пройти вторую фазу и только сила устойчивого интереса помогает эту работу сделать. С пришедшими ребятами мы и приступили к работе. При беседе они рассказали, что им нравится тема, но как к ней подойти, с чего начать они не знают. Очень отрадно, что на следующей встрече оба участника проекта слово «искусство» написали правильно с двумя «с» во втором случае. Так в творческой деятельности мы начали совершенствовать и орфографические умения и навыки.

Деятельность НОШ базируется, прежде всего, на добровольном участии школьника. Учитель обучает школьника анализировать полученную информацию, сравнивать факты, события и группировать их, производить оценку предметов и явлений. При этом важно самому учителю правильно организовывать работу с учащимися:

1) необходимо выстраивать такое общение с учениками, в котором отношение к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;

2) провоцировать появление вопросов и желание найти на них ответы;

3) учитывать интересы и мотивы школьников;

4) давать учащемуся право в принятии значимых решений;

5) способствовать развитию интереса к творчеству.

Ребята, проанализировав собранную информацию, сами пришли к выводу, что в своей работе они должны не только рассказать о выбранной проблеме, но и осветить другие вопросы, связанные с этой темой (в нашем случае законодательный, социально-психологический и эстетический аспекты). Таким образом, учащиеся пришли к самостоятельному целеполаганию и вышли на межпредметный уровень исследования. Функция учителя при дальнейшей работе с учащимися состоит в разъяснении ученикам целей работы в НОШ, стимулировании учеников к использованию знаний и выработанных умений в новых условиях, в новых ситуациях для решения возникших задач.

Учащийся должен видеть в преподавателе не наставника, а собеседника, который, возможно, чуть-чуть больше знает и помогает правильно выбрать нужное направление в работе. Если способные мотивированные ученики сами могут выполнить большую часть задания, то слабые ребята работают более медленно, нельзя слабоуспевающих ребят перегружать большим количеством информации. Учащиеся, может медленнее, но сами придут к выводу, какова конечная цель работы. Самое главное, основываясь на интересе, побуждать школьника к действию. Из опыта работы могу сказать, что это приносит пользу не только учащемуся, но и обогащает методы работы преподавателя.