Методические приемы изучения отечественной истории в школе в условиях обновленных ФГОС
VI Региональная научно-практическая конференция
«Стратегия преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе в условиях концептуального обновления содержания образования»
Лапко Марина Евгеньевна
Учитель истории и обществознания,
МБОУ «Лицей№1» г. Усолье-Сибирское
Шаталов Виктор Федорович
Ученый
Педагог
Народный учитель СССР
Разработал авторскую образовательную модель –
Методика интенсивного обучения
Наглядный метод Ментальные карты
«Всякий художник был поначалу любителем»
Графические способы представления информации
Ментальные карты (в оригинале Mind maps®) - это разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.
Также встречаются такие варианты перевода словосочетания Mind maps® как "Интеллект-карты" и "Карты ума".
Это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме . МК можно использовать, чтобы
- "застенографировать" те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
- оформить информацию так, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на "языке мозга".
Ученье без размышление бесполезно, но и размышление без учения опасно.
Конфуций
универсальный
Несерьёзный
Комплексный
Обществознание
Содержащий много понятий
востребованный
Помогающий социализироваться
Поднимающий острые проблемы
Требующий большой внутренней зрелости
Открывает широкий диапазон специальностей
Как составить ментальную карту
- Для создания карты используются белые листы бумаги формата А4 или А3
- При создании карты целесообразно использовать цветные шариковые ручки, карандаши или фломастеры (как минимум три цвета)
- Для начала необходимо выделить тему, проблему или предмет для отображения в центре карты (в программе Обучение для будущего – это основополагающий вопрос). Можно использовать пояснительный рисунок
- От центрального изображения проводятся линии (ветви) к основным идеям, раскрывающим смысл центрального изображения и слова.
- Линии, идущие от слов, раскрывающих главные идеи, должны быть более тонкими.
- Необходимо широко использовать рисунки для обеспечения лучшего раскрытия идей и положений.
- Сначала следует оформить основные идеи, а затем уже их редактировать, перестраивать карту с тем, чтобы сделать ее более понятной и красивой.
История Нового времени 8 класс
параграф 29-30- 15 минут
работа по рядам
- Чтение раздела. Индия – стр. 286-290 + стр. 297
- Чтение раздела. Китай – стр.290-291 + стр.295
- Чтение раздела. Япония- стр. 291-294 + стр.296
Задание:
составление ментальной карты или развернутого плана
К концу XVII века наивысшего развития
Империя Великих моголов
1526-1757гг.
Афганистан
Бабур
1526г
Акбар
(1556-1605гг)
Реформы:
- Управления государство
- налоговая( деньги,1,3 урожая)
Покровитель искусств
Централизация государства:
- Оросительная система
- Равноправие религии
- разрешено строить индуские храмы
Армия
Артиллерия
Приемы боя
Раздробленность
1739г.- персидский завоеватель Надир Шах
Причины распада:
- Кастовый слой
- Исповедовали разные религии
- Традиции, культура разных народов
- Бесконечные войны
- Высокие налоги
1757г. –захват Бенгалии англичанами
Завоеватели: испанцы, португальцы французы, англичане
1600- основана Ост-Индская кампания
1690 – основан г. Калькутта
Маньжуры 1644г. Вступили В Пекин
Маньжурская династия Цин
( 1644-1911гг)
Династия Мин
Деспотия
- восстания
- казнокрадство
- налоги
император( богдыхан)
Завоевали:
Монголию
Тибет
Вьетнам
Бирму
Обособление, привилегированное положение маньчжуров
Колонизация
1757г. –закрытие Китая
Гуанчжоу- открытый город
1537 г. колония Макао
Иэясу Токугава
сёгун
Рубеж XVI -XVII века (250 лет)
Контроль за крупными городами,
рудниками
внешней торговлей
Перемещал князей, конфискация земли
Кабуки_ народный театр
Книгопечатание. Грамота
Буддизм- государственная религия
Эдо –столица (заложники)
Колонизация
1640 закрытие Японии
Португальцы 1542г.
Голландцы, англичане
распространение христианства
30-е г XVII в. изоляция
Ср 5-6 . Прочитайте вступление
составьте ментальную карту
Реформы управления
Европеизация
Армия и флот
Россия в 18 веке
Авторитет на международной арене
Империя
Развитие промышленности
Преобразования
Развитие науки
Расширение территории
Развитие культуры
История России 8 класс
Россия и Европа в конце XVII века.
- Просматриваем параграф, делаем выводы о чем сегодня будем говорить на уроке.
- Начинаем составлять ментальную карту( основу даю сама)
- Читаем 1 раздел( самостоятельно)
Работаем с картой: Территория Османской империи к концу XVII века.
- Читаем раздел 2-3 вместе Составляем схему
- Раздел 4 самостоятельно. Отвечаем на вопрос стр. 11
- 5 раздел дома( Название союза. Выписать дату образования союза, страны, которые в него входили)
1663г
1688-1689гг.
1682-1684гг
1672- 1776гг. Из-за Украины
религиозная
«Вечный мир»1686г.
1686г.
Правобережная
Левобережная
Гетман Дорошенко
Европейские страны
Священная Римская империя
(962–1806)
Франция
Польша
Борьба за лидерство
Ян Собеский
Священная Римская империя,
Речь Посполитая,
Венецианская республика
Украина
Священная Лига
Османская империя
Россия
1676-1681 гг
Бахчисарайский договор
Крымские походы 1687,1689гг
Задание Составьте ментальную карту по теме
Реформы управления
Петра Первого
Рижский договор 18 март 1921г.
Украинская народная республика
Левобережная Молдавия в составе УССР
7 ноября 1917. Центральная Рада( небол.) Киев
1920 война с Польшей
С февраля 1919г. Красная Армия и А.И. Деникин.
Украинская советская республика.
Украина
Декабрь 1917 IВсеукраинский съезд Советов . Харьков
8 февраля 1918г.
Киев взят КА
Оккупация Украины австрийско-немецкими войсками
14 декабря 1918г буржуазно-демократическая Директория
В.К. Винниченко
С.В. Петлюра
13 ноября 1918г. аннулирован Брестский договор
Апрель 1918г. Украинская Держава
П.П. Скоропадский
Украинская советская республика
Советская на неоккупированной территории
Февраль 1918г. Немецкая оккупация
Латвия
В ноябре 1918 немцы изгнаны Красной Армией.(не надолго)
В 1919-1920гг.- утвердились национальные правительства
18 ноября 1918г. Провозглашена независимость
Февраль 1918г. Немецкая оккупация
Эстония
19 ноября 1918г.
Временное правительство
Декабрь 1917г. Вечный союз с Германией
Литва
Февраль 1918г. Акт о независимости
Скрайбинг
Денежно-кредитная политика осуществляет стабилизацию , сглаживание экономических циклов, стимулирует и сдерживает использует инструменты: обязательные резервы , ставка рефинансирования , выпуск ценных бумаг .
ДКП
ИНСТРУМЕНТЫ
МЕТОДЫ