СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей начальной школы «Формирование основ естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей начальной школы «Формирование основ естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»









«Формирование основ естественнонаучной грамотности младших школьников на уроках окружающего мира в рамках реализации ФГОС НОО»



Выступление по теме самообразования

на методическом объединении

учителя начальных классов

Голодниковой Елены Константиновны

















г. Кемерово

2023 г.


Актуальным сегодня становится повышение качества образования, использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Но собственная исследовательская практика ребёнка, постановка опытов и экспериментов, бесспорно, - одна из самых эффективных.

Для достижения поставленных целей занятия должны стимулировать у учащихся самостоятельное мышление, побуждать к высказыванию предположений, помогать им в поиске объяснений, в формулировке выводов и в применении полученных знаний.

  1. Формирование базовых способов действий, которые закладывают основу естественнонаучной грамотности.

  2. Развитие способности использовать естественнонаучные знания для решения реальных жизненных проблем

Такие ценностные ориентиры понятны и гуманны.

Естественнонаучная грамотность является одной из составляющих функциональной грамотности.

По определению А. А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности я применяю такие методы и приемы обучения (а именно - самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе мыслительной и практической деятельности), которые побуждают учащихся к активной самостоятельной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Дети приобретают знания о природе на основе собственных исследований, применяют исследовательские умения.

В процессе обучения у детей развиваются личностные качества - любознательность, креативность, честность, настойчивость, ответственность, необходимые для научной деятельности.

Поэтому предмет «Окружающий мир» - это действенный инструмент познания мира, позволяющий применять полученные знания в реальной ситуации.


Основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в подготовке школьников :

•Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” – «знаю как»;

•формулировать вопросы;

•обосновывать, доказывать;

•использовать простейшие приемы исследования;

•строить развернутые высказывания;

•устанавливать надежность информации;

•сотрудничать.

Всему этому можно и нужно учить! Моя практика нацелена на формирование именно этих умений у детей начальных классов.

Проблемы, связанные с низкой мотивацией к обучению в области естествознания:

  • учащиеся испытывают затруднения с переносом даже элементарных знаний в новые ситуации;

  • учащиеся испытывают затруднения, когда им предлагается кратко описать способ исследования данного вопроса или предложить экспериментальный способ проверки гипотезы;

  • многие ответы учащихся, когда в задании предлагается дать объяснение или обоснование, создают впечатление, что школьники просто не готовы и не умеют прилагать серьезные умственные усилия для более или менее серьезного анализа явления. Они предпочитают давать ответ быстро, спонтанно, но чаще всего неправильно.

Актуальность и описание основных направлений


Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности я применяю методы и приемы активного обучения.

В связи с этим мои методы и приёмы направлены не на изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Дети приобретают знания о природе на основе собственных исследований, применяют исследовательские умения. В процессе обучения у детей развиваются личностные качества (любознательность, креативность, честность, настойчивость, ответственность), необходимые для научной деятельности.


Методы и приёмы, которые использую в своей работе

Описание

Применение

Ожидаемые результаты

Метод проблемного обучения

Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

На этапе получения новых знаний

Приложение 1

В результате диалога дети самостоятельно формулируют проблему в форме проблемного вопроса

Метод «Карусель»

Ученики работают в небольших группах в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос.

На этапе получения новых знаний, на этапе закрепления полученных знаний

Ученики формируют свои собственные ответы на вопросы, опираясь на идеи других групп

Моделирование

Исследование объектов, процессов или явлений путём построения и изучения моделей для определения или уточнения характеристик оригинала. 

При выполнении домашнего задания

При работе с моделями обучающиеся учатся работать с информацией, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, информационная модель), представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, преобразовывать информацию из одного вида в другой, выбирать наиболее удобный вид.

Метод исследовательской деятельности в (опыты, эксперименты)

Это такая деятельность, в процессе которой учениками осуществляется самостоятельный поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и формируются умения, которые он применяет на практике.

На любом этапе урока

Приложение 2

Учащиеся работают с информацией, интерпретируют данные, проводят наблюдения, строят на их основе гипотезы, делают выводы и заключения, проверяют предположения

Приём “Корзина идей”

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся

На этапе актуализации

позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

Приём

Да-нетка”.

Учитель загадывает объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да, и нет".

При проверке домашнего задания и при закреплении изученного

Приложение 3

Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Приём “Лови ошибку”

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок

При актуализации знаний

Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом.

Метод проектов

метод проектов, который ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых знаний.


На этапе обобщения большой изученной темы

Формируется способность применять полученные в школе умения и знания в жизненных ситуациях

Наблюдение

Это один из основных естественнонаучных методов познания мира в начальной школе.

На любом этапе урока

Приложение 4

Проводятся систематические наблюдения учащихся за сезонными изменениями в жизни природы и человека и результаты вносятся в «Научный дневник»

Таким образом, использование методов и приемов активного обучения на уроках окружающего мира создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве, что способствует формированию компетентности естественнонаучной грамотности школьников.


Факторы, влияющие на достижение результатов.


Факторы

Что делаю для достижения?

Связь с жизнью

Даю детям нетипичные задания, в которых

предлагаю рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.

Творческий подход

Даю такие задания, в которых дети, оказавшись в незнакомой ситуации, вынуждены искать новое решение или необычный способ действия, т.е. задания, требующие творческой активности.

Работать с информацией, представленной в иной нетекстовой форме, проводить наблюдения

Подбираю задания, требующие «раскодирования» информации, т. е таблицы, схемы, графики, диаграммы. Необходимо продемонстрировать умение их анализировать и делать выводы.

Интерпретировать данные, делать выводы и заключения

Даю задания, которые можно интерпретировать по-разному. Необходимо продемонстрировать умение быть доказательным

Проверять предположения

Даю заведомо неверные заключения. Детям необходимо опровергнуть их, доказывая свою точку зрения.

Задача формирования естественнонаучной грамотности и достижения образовательных результатов предъявляет определенные требования к содержанию учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя. Учитель должен:


  • иметь естественно-научные знания и способы исследовательской деятельности в природе и с природными объектами и материалами;

  • обладать методическими умениями планировать, отбирать учебный материал по естествознанию с региональным компонентом;

  • конструировать учебно-познавательные и учебно-практические развивающие задания, в том числе, на краеведческом материале;

  • быть готовым к организации проектной и исследовательской деятельности и различным формам занятий по естествознанию;

  • быть готовым к применению инновационных (в том числе цифровых) технологий обучения;

  • иметь способность организовать учебную работу младших школьников с учётом их реальных возможностей и возрастных особенностей познавательной деятельности;

  • иметь опыт эмоционально-ценностного отношения к природе, обществу и человеку


А какими компетенциями должен обладать ученик? Чему действительно важно научиться младшим школьникам, чтобы быть успешными ? Какими научными понятиями овладеть , чтобы понять закономерности окружающего мира?

  • Наблюдать (видеть, а не только смотреть);

  • Анализировать свои наблюдения;

  • Читать и понимать информационный текст;

  • Пользоваться таблицами, графиками, диаграммами, картосхемами.


Дидактическими средствами предмета «Окружающий мир» обеспечивается дидактическое единство усвоения знаний и развития познавательной активности обучаемых с учетом их индивидуальных способностей, решается проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе, важным показателем сформированности которой является развитие самостоятельности с элементами творчества (при этом творчество выступает высшей формой проявления самостоятельности). Перечень используемых мной методических материалов представлен ниже:

1. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. ОКРУЖАЮЩИЙ МИР .

2. Т.М. Смирнова Рабочая тетрадь по подготовке к ВПР

3. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалёва Г.С., Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г., под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. - М.; СПб.: Просвещение, 2020. – 95 с.

4. Ковалева, Заграничная, Пентин: Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Учебное пособие

5. Савенков А. И. Я – исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. – 2-ое изд., исправл. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005

Вывод:

Уроки, дающие возможность не только получить знания, но и высказать предположения и проверить их посредством небольших экспериментов, обсудить друг с другом и сделать выводы-все это находит живой отклик у учащихся начальных классов!

Получение на ранних этапах обучения положительного учебного опыта особенно благотворно сказывается на развитии мотивации и интереса к занятиям, на получении опытным путем навыков научного мышления и формировании естественнонаучных компетенций.





ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1.

Например: при изучении темы «Температура воздуха» можно предложить учащимся небольшую информацию в форме сказки: «Жил был старый тролль, и всегда ему было холодно на земле. И однажды тролль решил: «Заберусь-ка я на гору и погреюсь». Ползет тролль по горе - холодно, но ничего вот поднимусь повыше и согреюсь, думает он, ведь чем ближе к Солнцу, те должно быть теплее. Так он думал, полз, пока не замерз». У детей возникает мысль – противоречие: как же так, если чем ближе к солнцу, то должно быть теплее, то почему же замерз тролль? В результате диалога в форме дискуссии, дети самостоятельно формулируют проблему в форме проблемного вопроса: «Так ли это, чем ближе к солнцу, тем теплее?».



Приложение №2.




Приложение № 3

Приложение № 4





Используемая литература


  1. Тимофеева Л.Л. Овладение методами познания природных явлений как важная составляющая естественнонаучной функциональной грамотности младшего школьника // Начальное образование. 2020. № 3-4.

  2. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалёва Г.С., Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г., под ред. Г.С. Ковалёвой, А.Ю. Пентина. - М.; СПб.: Просвещение, 2020. – 95 с.

  3. . Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1

  4. 4. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения.

  5. 5. Голуб Г.Б. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: метод. пособие для педагогов-руководителей проектов уч-ся основ. шк. - Самара: Учебная литература, 2006

  6. Мамедов Н. М., Мансурова С. Е. Естественнонаучная грамотность как условие адаптации человека к эпохе перемен // Ценности и смыслы. 2020. № 5