СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на тему""Формирование функциональной грамотности на уроках окружающего мира".

Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей начальных классов по теме "Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира".»

Выступление

на МО учителей начальных классов по теме

Опыт работы по формированию функциональной грамотности на уроках окружающего мира

Предмет «Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объем знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо его сделать уроком занимательным, творческим. Развитие функциональной грамотности будет способствовать разностороннему развитию личности и преобразование им окружающего мира.

Функциональная грамотность - это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах. Также существуют и другие, более научные определения понятия «функциональная грамотность».

В нашей школе дети учатся по программе «Школа России» А.А. Плешакова. Содержание курса имеет большой развивающий потенциал, но заданий, которые развивают функциональную грамотность, к сожалению, не так и много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту. Важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению.

В последнее время результаты ВПР по окружающему миру показывают, что обучающиеся хорошо выполняют задания на запоминание и воспроизведение материала, но у них не развиты умения анализировать результаты проведённых опытов, высказывать предположения, работать с моделями. Дети затрудняются в интерпретации знаний.

По определению А. А. Леонтьева: «Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Именно эти качества сегодня мы должен воспитывать в детях, начиная с 1 класса и заканчивая выпускным.

Сделаем на них акцент:

- самостоятельность

- ответственность

- инициативность

- способность принимать нестандартные решения в различных жизненных ситуациях

- готовность к получению новых знаний в течение всей жизни

- умение выбрать свой профессиональный путь

А также:

- умение легко адаптироваться в любом социуме

- умение находить компромиссы, поскольку жить среди людей - значит постоянно искать новые решения

- отличное владение устной и письменной речью для успешного взаимодействия с окружающими

- отличное владение информационными технологиями

Проблема в том, что мы часто даём глубокие знания по предмету, но не обучаем детей применять эти знания в различных жизненных ситуациях. А мы должны научить своих подопечных идти путем собственных находок и открытий от незнания к знанию.

При этом:

- формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;

- развивать интеллектуальный и творческий потенциал детей.

Все методы, приёмы, формы работы, технологии, которые я использую в своей деятельности, направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности. Ведь именно учитель в начальной школе должен перевести мышление из наглядно-действенного в абстрактно-логическое, развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память, внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие, коммуникативные способности, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Формирование функционально грамотной личности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Чтобы достичь результатов, необходимо грамотно сочетать в своей работе различные современные образовательные технологии. Для развития естественнонаучной грамотности можно использовать следующие технологии:

  1. Технология проектной деятельности

  2. Информационно-коммуникативные технологии

  3. Технология оценивания учебных достижений

  4. Технология продуктивного чтения

  5. Технология проблемного обучения

Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

  1. Групповая форма работы

  2. Игровая форма работы

  3. Творческие задания

  4. Тестовые задания

  5. Практическая работа

  6. Ролевые и деловые игры

  7. Исследовательская деятельность

Естественнонаучная грамотность включает в себя следующие компоненты: общеучебные явления, естественнонаучные понятия, контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Виды заданий на уроках окружающего мира

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний в опыте деятельности.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Эти группы можно подвести под условные рубрики, названия которых, если их формулировать на доступном школьникам языке, содержат побудительный, мотивирующий смысл для ученика.

Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».

Входящие сюда задания соответствуют первой из компетенций, относящейся к методам научного познания, то есть способам получения научных знаний. В этих заданиях ученику нужно найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов (вторая из компетенций). Эти умения базируются не только на определённом объёме научных знаний, но и на способности оперировать моделями явлений, на языке которых, как правило, и даётся объяснение или описание.

Серия «Сделай вывод» соответствует третьей компетенции и включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде массива чисел, рисунков, графиков, схем, диаграмм, словесного описания. Анализ этих данных, их структурирование, обобщение позволяют логическим путём прийти к выводам, состоящим в обнаружении каких-то закономерностей, тенденций, к оценкам и так далее. Эти умения не совпадают, как может показаться, с умениями объяснять явления, поскольку в большей степени опираются на формальные, логические действия, тогда как объяснение (включая «генерирование» модели) — это в значительной степени эвристическое действие.

Приведу примерные вопросы.

- Какой организм сам производит питательные вещества, используя солнечный свет?

а) ящерица б) дерево в) олень г) ястреб

- Запиши одно различие между Солнцем и Луной.

- Птица - живая, облако - неживое. Почему птицы относятся к живой природе, а облако к неживой? Приведи два объяснения.

- На рисунке изображен скелет человека. Напиши две причины, почему человеку нужен скелет.

- Людям не стоит пить воду непосредственно из моря или океана. Объясни почему.

Из данных вопросов видно, что ребенок, отвечая на эти вопросы, показывает умение справляться с жизненными ситуациями, прослеживается

межпредметная связь. Ученик должен уметь анализировать, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.


Учитель начальных классов: Крамаренко А. В.