Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №17»
Выступление на МО
учителей начальных классов
по теме:
«Организация эффективной
контрольно-оценочной
деятельности в начальной школе
в условиях ФГОС»
Подготовил: учитель
начальных классов
МагомедоваС.С.
Махачкала 2019
Слайд№1
Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию выступление на тему «Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС».
Слайд№2
В соответствии сПоложением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, , название которого вы видите на слайде
с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, Утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. №280, пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, ст. 1110).
И руководствуясь федеральными и региональными документами , представленными на
слайде №3
система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации Требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и направлена на обеспечение качества образования.
Слайд №4
А в Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. прописаны четкие задачи, касающиеся СОКО
Слайд№5
Нет и скорее всего не будет единой системы ОКО т.ксогласно Ст. 15 п. 3 Закон РФ " Об образовании"
" Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации
обучающихся"
И самое главное , что ваша Система оценки должна способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом. При оценке результатов деятельности образовательных учреждений и работников образования основным объектом оценки, её содержательной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» для каждой учебной программы.
Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. А важно это умение формировать с первого класса.
Федеральный государственный стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в ФГОС.
Слайд№6
Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать
Слайд№7
Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.
Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.
Оценивание – это контроль качества образования.
Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.
Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.
Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.
Слайд№8-9 Правила новой технологии оценивания
Оценивается любое, особенно успешное действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. умения по использованию знаний.
Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка +самооценка).
За каждую учебную задачу или группу заданий, показывающих овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка.
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать.
Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности: необходимый уровень - знания, соответствующие государственному стандарту, это «хорошо»; программный уровень–функциональной грамотности – «отлично»;необязательный максимальный уровень- «превосходно».
Слайд №10
Комплексный подход к оценке результатов образования
Критериальныйподход
Сочетаниевнешней и внутреннейоценки
Уровневыйподход
Опора на самооценку обучающихся и др
Каковы же особенности системы оценки достижения планируемых результатов в школе
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных. Количественная и качественная характеристика личностных, предметных, метапредметных результатов за прошедший учебный год отражается в итоговом оценочном листе , который заполняется в двух экземплярах (1 экземпляр – личное дело ученика; 2 экземпляр – на руки родителям).
Слайд№11 Контроль и оценка метапредметных и личностных результатов.
Главное средство контроля – специальные диагностические работы:
-задания по отдельным универсальным действиям;
-комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов это - педагогические наблюдения отдельных, прежде всего коммуникативных УУД;
-экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог- воспитатель, психолог);
- самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».
. Содержательный контроль и оценка учащихся должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.
Динамика развитияметапредметных и личностных результатовучащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом на основе диагностических работ, проводимых в течение учебного года.
Слайд№ 12 Контроль и оценка предметных результатов обучения
-Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые и итоговые проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
текущие проверочные работы;
наблюдение за самостоятельной работой учащихся;
рефлексивные сочинения и анкетирование учащихся;
«портфель ученика»;
публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.
Критерии оценивания учебных достижений учащихся должны быть однозначными и предельно четкими и описывать конкретные результаты, которые могут быть продемонстрированы учеником в процессе оценки и которые явно свидетельствуют о достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. Они должны дифференцировать результаты деятельности учащегося на базовом и повышенном уровнях. Они также должны описывать результаты деятельности учащегося, достаточные для принятия решения о достижении данного (базового или повышенного) уровня овладения учебным материалом.
Слайд №13Оценку определяют учитель и ученик сообща.На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения заданий по «Алгоритму самооценки»
Оформляется алгоритм самооценки из 4 основных и 2 дополнительных пунктов: 1) В чём заключалось задание? 2) Удалось получить результат? 3) Полностью правильно или с ошибкой? 4) Полностью самостоятельно или с помощью? (далее – кроме 1-го класса) 5) По каким признакам мы различаем оценки и отметки? 6) Какую сам поставишь себе отметку?
Время для развития умения самооценки.
1-й шаг. Выбрать урок, на котором будет использован только МИНИМУМ содержания учебного материала. Время, отводимое на весь материал, использовать на выработку у учеников умения самооценки.
2-й шаг. Проектируя данный урок, выбрать этап (проверка изученного или изучение нового) для использования алгоритма самооценки.
3-й шаг. Выбрать простое задание, после выполнения которого одному из учеников будет предложено публично оценить свой результат по алгоритму самооценки (опорный сигнал).
Самооценка ученика (на основе словесной характеристики) должна предшествоватьоценке учителя..
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания-незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые еще предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности
Слайд№ 14Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями и навыками:
самый высокий уровень – 95 -100%
высокий уровень – 75 – 94 %
средний уровень – 50 – 74 %
ниже среднего – 30 – 49 %
низкий уровень – менее 30 %.
Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются следующим образом:
сначала оценивается выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений. Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», а опорный уровень обучающегося.
Задача учителя поднять обучающегося на более высокий уровень успешности, а для этого нужно
Слайд № 15Формировать уровни успешности.
Признаки уровней успешности надо совместно (в течение нескольких уроков) выработать в диалогах с учениками. В итоге в классе появится плакат с таблицей «Признаки уровней успешности»
Этот текст, как совместно принятый «закон», должен висеть рядом с доской, чтобы к нему постоянно обращались при оценке ответов. Принципиально важно, чтобы сначала ученики по определённым признакам решали и проговаривали, какого уровня задача, насколько успешно она решена, и только потом делали вывод – какой балл они заработали. Сначала качественная оценка (уровень) и только потом количественная отметка (балл).
В начале учебного года (лучше всего в 3-м классе) учитель обращается к детям: «Вы уже опытные ученики и наверняка можете определить, какие задачи для вас простые, какие - посложнее и какие - трудные. Давайте теперь делать это каждый раз».
Когда ученики привыкнуть делить задачи (задания) на три группы по сложности, учитель предлагает определить, почему одни задачи «простые», а другие «трудные». Здесь необходимо, чтобы ученики сами осознали и произнесли: «простые – потому что мы такие задачи уже давно решаем, в них ничего нового»; «посложнее – потому что это для нас новая задача, мы только сейчас учимся её решать» и т.дУчитель вывешивает рядом с доской большой лист бумаги, на котором записывает заголовок: «Признаки уровней задач», а ниже в столбик слова: «просто», «посложнее», «трудно». Каждый раз признак, о котором договорились ученики и учитель, записывается напротив соответствующего уровня. Таким образом, в течение нескольких уроков на листе создаётся таблица: три уровня задач и их признаки.
СОКО включает в себя Права и обязанности субъектов контрольно-оценочной деятельности
Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы необходимо строить равноправное сотрудничество. Каждый из участников такого сотрудничества имеет право, прежде всего, на самооценку своей деятельности, на свое особое аргументированное мнение по поводу оценки одного субъекта деятельности другим.
Слайд№16 Права и обязанности учащихся
Учащиеся имеют право:
предъявлять на оценку свою работу учителю;
на аргументированную собственную оценку своих достижений и трудностей;
на самостоятельный выбор сложности и количества проверочных заданий;
на оценку своего творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни;
представить результаты своей деятельности в форме "портфеля достижений" своих достижений и публично их защитить;
на ошибку и время на ее ликвидацию.
Учащиеся обязаны:
по возможности проявлять оценочную самостоятельность в учебной работе;
овладеть способами оценивания, принятыми в школе;
иметь специальные тетради ("Мои достижения…, "Мои открытия", для самостоятельных работ, для стартовых и итоговых работ), в которых бы отражалась контрольно-оценочная деятельность ученика.
Слайд№ 17 Права и обязанности учителя:
Учитель имеет право:
- имеет свое аргументированное оценочное суждение по поводу работы учащихся;
- оценивать деятельность учащихся на основе совместно выработанных критериев оценки данной работы;
- обращаться за помощью к психологу, родителям;
- выносить предложения на обсуждение педагогического совета, методического совета;
- оценивать деятельность учащихся после совместно выработанных критериев оценки данной работы.
Учитель обязан:
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся;
- оценивать не только знания, умения и навыки по предметам, но также уровень развития и степень проявления творчества и инициативы во всех сферах школьной жизни с помощью способов качественного оценивания;
- вести учет продвижения учащихся в классном журнале не только в знаниях, умениях и навыках, но и в развитии учащихся;
- доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся;
- аргументировано оценивать учащихся относительно их собственных возможностей и достижений.
Слайд№18 Права и обязанности родителей
Родитель имеет право:
- знать о принципах и способах оценивания в данной школе;
- соблюдать правила оценочной безопасности;
- на получение достоверной информации об успехах и достижениях своего ребенка;
- на индивидуальные консультации с учителем по поводу проблем, трудностей и путей преодоления их у своего ребенка.
Родитель обязан:
- соблюдать такт по отношению к ребёнку и учителю;
- информировать учителя о возможных трудностях и проблемах ребенка, с которыми родитель сталкивается в домашних условиях;
- посещать родительские собрания, на которых идет просветительская работа по оказанию помощи в образовании их детей.
Слайд № 19 Принципы СОКО
Для того, чтобы контрольно-оценочная деятельность была эффективной , ее необходимо строить на основе следующих общих принципов:
- Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
- Оценивание может быть только критериальным.Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
- Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.
- Оценивать можно только то, чему учат.
- В оценочной деятельности должен реализоваться заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса.В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
- В оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;
- Соблюдение принципа объективности оценки;
- Соблюдение принципа открытости процедуры и результатов оценки;
- Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- Оценка динамики образовательных достижений младших школьников;
Слайд №20 При оценке работы ребенка особое значение придается:
Упорству, старанию, труду;
Достигнутомууспеху;
Личнойпозицииученика;
Возможностям ребенка достичь большего результата.
Следуетпоощрять в ребенке:
Смелость ума, умение сомневаться, способность идти на разумный риск;
Готовность защищать свою точку зрения;
Творческийподход; пытливость, любознательность;
Самоконтроль, способность оценить свою работу;
Стремление находить и исправлять свои ошибки.
Слайд№ 21Закончить свое выступление хочу словами Н. Островского
Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский
Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ( СЛАЙД 22)
Приложени№1
Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении:
-«Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;
-« Волшебные линеечки»- на шкале воображаемой линейки отмечены уровни выполнения задания.
Учащиеся отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Дать свою оценку данному виду работы могут и родители.
Прием позволяет:
Увидетьсвоиуспехи
Соотносить свою оценку с оценкой учителя, родителя
Удерживаетучебнуюфункциюоценки
Помогает избежать сравнения детей между собой
-«Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь., жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.
-Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку: если очень хорошо - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», если есть маленькие недочёты – «Хорошо» и т.д.
Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «Листов учебных достижений». Цель: отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются такие листы после проведения самостоятельных и контрольных работ.
Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.
В связи с тем, что в условиях ФГОС предъявляются особые требования к включению самих учащихся в контрольно-оценочную деятельность,ребята должны приобрести навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии) и стать в процессе оценивания равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.
К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.
К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.
Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
В процессе диалога “Учитель – ученик” можно использовать следующие методические приемы формирования оценочной деятельности
В начале урока совместно с детьми выясняется, какие важные проблемы предстоит решить;
При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболеетрудныммнепоказалось…
Я думаю, это потому, что…
Самыминтереснымбыло…
Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
Какиевозниклипроблемы?
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…
13