СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Выступление на МО учителей русского языка и литературы»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области

«Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся

по адаптированным образовательным программам»



Доклад

на тему:



«Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя»







Подготовила:Косенкова Юлия Владимировна,

учитель русского языка и литературы






2024 г.

Развитие читательской грамотности актуальная, приоритетная задача педагогики, одно из основных направлений формированияфункциональной грамотности, что включает в себя способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы решать определенные учебные задачи, расширять свои знания и возможности.И это должно быть не просто чтение, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска,анализа, обобщения,интерпретации информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).

Формирование читательской грамотности на уроках чтения и русского языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:

Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентироваться в содержании текста, уметь определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).

Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. уметь преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы, доказательства в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.

Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.

Умение использовать информацию из текста, т.е. уметь использовать информацию для решения практических, проектно - исследовательских задач.

Для развития этих компетенций мы должны знакомить учащихся со следующими видами текстов:

Сплошной (линейный).

Несплошной (нелинейный).

Смешанный (внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате, например, веб-страницы, журнальные статьи).

Составной (тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения и противопоставления, например, сайты разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности).

Соответственно мы должны учить детей:

Различать виды текстов.

Извлекать информацию, анализировать, сравнивать, противопоставлять информацию из разных видов текстов.

Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот.

Самостоятельно создавать несплошные тексты.

Критерии подбора текста:

- текст должен быть ученику интересен (т.е. текст должен иметь такие характеристики, как новизна, актуальность информации, тексты должны подбираться для учащихся с учётом возрастных особенностей);

- объем текста не должен превышать норму (тексты подбираются исходя из уровня и возраста учащихся);

- тексты должны содержать информацию в сплошном и несплошном видах или предполагать работу по преобразованию текстов;

- содержание текста, иллюстрации, диаграммы, таблицы должны способствовать развитию познавательной активности, кругозора (т.е. информация должна содержать факты и мнения).


Практическая работа.

    1. Заполните пропуски: (Развивает фантазию, учит размышлять. Единственно правильного ответа нет, все варианты верны.)

«Извлечь из мертвой буквы живой…. Читать - это еще ничего не значит, что …и как …прочитанное – вот в чем главное». К.Д.Ушинский.


«Извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». К.Д.Ушинский.


    1. Определите вид текста.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Виды функциональной грамотности

1

Читательская грамотность

2

Математическая грамотность

3

Естественнонаучная грамотность

4

Финансовая грамотность

5

Глобальные компетенции

6

Креативное мышление










Описание уровней читательской грамотности

Читатели, достигшие 6-го уровня читательской грамотности, являются высококомпетентными читателями. Их способность добывать из текста новую информацию и критически относиться к ней – чрезвычайно ценна для современного информационного общества, где развитие экономики и социального устройства зависят от возможности совершенствоваться и принимать решения, основанные на тонком учете всей доступной информации – всегда недостаточной, противоречивой, требующей учета разных точек зрения.Поэтому число граждан, уже готовых к таким действиям, невероятно важно для развития страны.

Читатели, достигшие 5-го уровня читательской грамотности, уже сегодня входят в потенциал нации.Они в высшей степени готовы к дальнейшему образованию и могут войти в число профессионалов мирового класса, от которых будет зависеть экономическое и социальное развитие страны.

Читатели, достигшие 4-го уровня читательской грамотности, продемонстрировали свою способность учиться с помощью текстов, приобретая не только бытовые, общежитейские знания, но и знания формальные, специализированные.

Читатели, достигшие 3-го уровня читательской грамотности, демонстрируют начальную форму способности учиться с помощью текстов. Они способны с помощью текстов ориентироваться в новых житейских ситуациях.

Читатели, не достигшие 3-го уровня, могут сталкиваться с трудностями в повседневных задачах (и личных, и общественных, и деловых, и образовательных), требующих минимальной читательской грамотности. 2-ой уровень читательской грамотности считается минимальным, пороговым условием успешного функционирования современного взрослого человека в обыденной жизни.


Кодификатор умений читательской грамотности

Группа читательских умений

Код умения читательской грамотности

1.Находить и извлекать информацию из текста


    1. Находить информацию, представленную в явном виде

    1. Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

    1. Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

2.Интегрировать и интерпретировать информацию текста


2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста)

2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения,отношенияаргумент–контраргумент,тезис–пример,сходство–различиеидр.)

2.5. Соотноситьвизуальноеизображениесвербальнымтекстом

2.6. Интегрировать и формулировать выводы (умозаключения) на основе обобщения отдельных частей текста / на основе нескольких источников

2.7. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.8. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, используя таблицы, графики, рисунки и др.

3.Осмысливать и оценивать содержание и форму текста


3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов; обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом; воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении

3.3. Оценивать полноту, достоверность

информации

3.4. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах

3.5. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте

4.Использовать информацию из текста

4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний

4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний

4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу

4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста

4.5. Выявлять связь между прочитанным и

современной реальностью

Представленный кодификатор умений читательской грамотности позволит учителям самостоятельно проектировать задания на различные группы читательской грамотности, а также диагностировать уровень читательской грамотности школьников на основе использования различных комплексных и диагностических работ.

Практическая работа.

  1. Подписать тетрадь. Определить тип текста. Трансформировать из несплошного в сплошной текст.

  2. Оформление тетради. Запись классной работы. Трансформировать из несплошного в сплошной текст.



Закончить своё выступление я хотела бы словами «Мы учимся не для школы, а для жизни», и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.




Приложение.

1. Предтекстовый этап

Задачами данного этапа являются

  • создание мотива чтения;

  • развитие умения прогнозирования;

  • активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей

Можно выделить следующие группы упражнений:

  • Упражнения на соотнесение слова с темой

  • Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста

  • Упражнения в работе с заглавием текста

  • Упражнение в опознавании интернационализмов

1. Упражнения на соотнесение слова с темой.

- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.

- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.

- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.

- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.

- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.

2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.

- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.

- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.

- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.

- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.

- Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.

3. Упражнения в работе с заглавием текста.

- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.

- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:

По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?

Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?

4. Упражнение в опознавании интернационализмов.

- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов.

- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках.

- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные -друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.

2. Текстовый этап чтения

Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.

На данном этапе учитель может предложить учащимся:

найти ответы на предложенные вопросы;

вставить в текст пропущенные слова или выражения;

подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;

составить предложения по порядку;

подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;

догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;

восполнить недостающую информацию

во время чтения текста заполните таблицу

3. Послетекстовый этап

Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.

На этом этапе учитель может предложить учащимся:

выявить новое из прочитанного текста

высказать свое мнение по поводу прочитанного;

опровергнуть утверждения или согласиться с ними;

доказать или охарактеризовать что-то;

составить план текста, выделив его основные мысли;

пересказать/кратко изложить содержание текста;

рассказать текст от лица главного героя.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс