Государственное казенное общеобразовательное учреждение Пензенской области
«Нижнеломовская школа-интернат для обучающихся
по адаптированным образовательным программам»
Доклад
на тему:
«Развитие читательской грамотности – приоритетная задача учителя»
Подготовила:Косенкова Юлия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2024 г.
Развитие читательской грамотности актуальная, приоритетная задача педагогики, одно из основных направлений формированияфункциональной грамотности, что включает в себя способность понимать и использовать тексты, размышлять о них, читать, чтобы решать определенные учебные задачи, расширять свои знания и возможности.И это должно быть не просто чтение, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска,анализа, обобщения,интерпретации информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным).
Формирование читательской грамотности на уроках чтения и русского языка предполагает работу над развитием следующих компетенций у учащихся:
Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентироваться в содержании текста, уметь определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. уметь преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы, доказательства в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
Умение использовать информацию из текста, т.е. уметь использовать информацию для решения практических, проектно - исследовательских задач.
Для развития этих компетенций мы должны знакомить учащихся со следующими видами текстов:
Сплошной (линейный).
Несплошной (нелинейный).
Смешанный (внутри одного текста информация располагается как в сплошном, так и в несплошном формате, например, веб-страницы, журнальные статьи).
Составной (тексты, которые созданы независимо друг от друга, имеют независимый смысл, но предложены в одном задании для сравнения и противопоставления, например, сайты разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленности).
Соответственно мы должны учить детей:
Различать виды текстов.
Извлекать информацию, анализировать, сравнивать, противопоставлять информацию из разных видов текстов.
Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот.
Самостоятельно создавать несплошные тексты.
Критерии подбора текста:
- текст должен быть ученику интересен (т.е. текст должен иметь такие характеристики, как новизна, актуальность информации, тексты должны подбираться для учащихся с учётом возрастных особенностей);
- объем текста не должен превышать норму (тексты подбираются исходя из уровня и возраста учащихся);
- тексты должны содержать информацию в сплошном и несплошном видах или предполагать работу по преобразованию текстов;
- содержание текста, иллюстрации, диаграммы, таблицы должны способствовать развитию познавательной активности, кругозора (т.е. информация должна содержать факты и мнения).
Практическая работа.
-
Заполните пропуски: (Развивает фантазию, учит размышлять. Единственно правильного ответа нет, все варианты верны.)
«Извлечь из мертвой буквы живой…. Читать - это еще ничего не значит, что …и как …прочитанное – вот в чем главное». К.Д.Ушинский.
«Извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». К.Д.Ушинский.
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
№ | Виды функциональной грамотности |
1 | Читательская грамотность |
2 | Математическая грамотность |
3 | Естественнонаучная грамотность |
4 | Финансовая грамотность |
5 | Глобальные компетенции |
6 | Креативное мышление |
Описание уровней читательской грамотности
Читатели, достигшие 6-го уровня читательской грамотности, являются высококомпетентными читателями. Их способность добывать из текста новую информацию и критически относиться к ней – чрезвычайно ценна для современного информационного общества, где развитие экономики и социального устройства зависят от возможности совершенствоваться и принимать решения, основанные на тонком учете всей доступной информации – всегда недостаточной, противоречивой, требующей учета разных точек зрения.Поэтому число граждан, уже готовых к таким действиям, невероятно важно для развития страны.
Читатели, достигшие 5-го уровня читательской грамотности, уже сегодня входят в потенциал нации.Они в высшей степени готовы к дальнейшему образованию и могут войти в число профессионалов мирового класса, от которых будет зависеть экономическое и социальное развитие страны.
Читатели, достигшие 4-го уровня читательской грамотности, продемонстрировали свою способность учиться с помощью текстов, приобретая не только бытовые, общежитейские знания, но и знания формальные, специализированные.
Читатели, достигшие 3-го уровня читательской грамотности, демонстрируют начальную форму способности учиться с помощью текстов. Они способны с помощью текстов ориентироваться в новых житейских ситуациях.
Читатели, не достигшие 3-го уровня, могут сталкиваться с трудностями в повседневных задачах (и личных, и общественных, и деловых, и образовательных), требующих минимальной читательской грамотности. 2-ой уровень читательской грамотности считается минимальным, пороговым условием успешного функционирования современного взрослого человека в обыденной жизни.
Кодификатор умений читательской грамотности
Группа читательских умений | Код умения читательской грамотности |
1.Находить и извлекать информацию из текста | -
Находить информацию, представленную в явном виде |
-
Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста |
-
Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста |
2.Интегрировать и интерпретировать информацию текста | 2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.) |
2.2. Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста) |
2.3. Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста |
2.4. Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения,отношенияаргумент–контраргумент,тезис–пример,сходство–различиеидр.) |
2.5. Соотноситьвизуальноеизображениесвербальнымтекстом |
2.6. Интегрировать и формулировать выводы (умозаключения) на основе обобщения отдельных частей текста / на основе нескольких источников |
2.7. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом |
2.8. Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, используя таблицы, графики, рисунки и др. |
3.Осмысливать и оценивать содержание и форму текста | 3.1. Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора |
3.2. Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов; обнаруживать иронию, юмор, различные оттенки смысла, выраженные словом; воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении |
3.3. Оценивать полноту, достоверность информации |
3.4. Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах |
3.5. Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте |
4.Использовать информацию из текста | 4.1. Использовать информацию из текста для решения практической задачи без привлечения фоновых знаний |
4.2. Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний |
4.3. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу |
4.4. Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста |
4.5. Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью |
Представленный кодификатор умений читательской грамотности позволит учителям самостоятельно проектировать задания на различные группы читательской грамотности, а также диагностировать уровень читательской грамотности школьников на основе использования различных комплексных и диагностических работ.
Практическая работа.
-
Подписать тетрадь. Определить тип текста. Трансформировать из несплошного в сплошной текст.
-
Оформление тетради. Запись классной работы. Трансформировать из несплошного в сплошной текст.
Закончить своё выступление я хотела бы словами «Мы учимся не для школы, а для жизни», и применяя задания на формирование читательской грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира - всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Приложение.
1. Предтекстовый этап
Задачами данного этапа являются
Можно выделить следующие группы упражнений:
-
Упражнения на соотнесение слова с темой
-
Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста
-
Упражнения в работе с заглавием текста
-
Упражнение в опознавании интернационализмов
1. Упражнения на соотнесение слова с темой.
- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.
- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.
- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.
- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.
- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.
- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.
- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.
- Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.
3. Упражнения в работе с заглавием текста.
- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.
- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?
Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?
4. Упражнение в опознавании интернационализмов.
- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов.
- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках.
- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные -друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.
2. Текстовый этап чтения
Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.
На данном этапе учитель может предложить учащимся:
найти ответы на предложенные вопросы;
вставить в текст пропущенные слова или выражения;
подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
составить предложения по порядку;
подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
восполнить недостающую информацию
во время чтения текста заполните таблицу
3. Послетекстовый этап
Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся:
выявить новое из прочитанного текста
высказать свое мнение по поводу прочитанного;
опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
доказать или охарактеризовать что-то;
составить план текста, выделив его основные мысли;
пересказать/кратко изложить содержание текста;
рассказать текст от лица главного героя.