Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Ростовской области «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат»,
СП при ФКУ ИК-1 в г. Зверево
Доклад
«Организация исследовательской деятельности
как одно из важнейших условий развития познавательной активности учащихся».
(Выступление на научно- практической конференции
педагогических работников 16.06.2022 г)
Учитель физики и химии
Романченко В.Л.,
I категория
20221-2022 уч. год
1. Я как учитель физики и химии давно работаю над темой:«Организация исследовательской деятельности как одно из важнейших условий развития познавательной активности учащихся».
Физика- это наука и теоретическая и экспериментальная. Развить интерес к науке , её применению в повседневной жизни и на практике, совершенствованию практических умений и навыков, творческих способностей учащихся позволяет проектно- исследовательская деятельность. Наука становится увлекательной, интересной и полезной с точки зрения практической направленности.
На уроках физики проектно-исследовательская деятельность имеет широкое применение. Я поделюсь опытом своей работы в этом направлении.
Обсуждение тем будущих проектов начинается на первых уроках в начале учебного года и часто название работы определяется не сразу. Выбор темы исследования – не простой момент, как для ученика, так и для учителя. Учащиеся могут предложить свою тему или я как руководитель предлагаю выбрать тему из списка.Заинтересовать учащихся можно и таким приёмом, как создание конечного продукта проекта.Так, например, можно предложить создать модель электроскопа и появится проект: «Статическое электричестово. Вред и польза». Предлагаю создать конвекционную вертушку для проекта: «Конвекция в природе и в повседневной жизни».
Подготовка и организация проектно- исследовательской работы состоит из нескольких этапов:
Выбор тем проектов.
Выдвижение гипотез, постановка целей и задач.
Сбор необходимой информации.
Выполнение исследования учащимися.
Совместный анализ, разбор и исправление недоработок перед предзащитой и защитой проекта.
Защита проектов перед школьной комиссией.
При выполнении исследовательских работ учащимися10-11-х классов, есть необходимость серьезной работы с литературой. Приобщаясь к научному поиску, учащиеся учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов,статей. Материал я им приношу на флэшке. Они учатся анализировать материал, обрабатывать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках физики (и химии).
В качестве примера хочу привести создание учащимся 11 «А» класса Воскобойник Петром, следующего проекта:
«Исследование влияния электромагнитных полей бытовых приборов на жизнь человека».
Гипотеза:электромагнитные волны бытовых приборов не оказывают отрицательного влияния на здоровье и жизнедеятельность человека.
Цель проекта: Исследовать электромагнитные волны бытовых приборов и доказать гипотезу.
Задачи проекта:
1. Изучить информацию по данной теме;
2. Изучить инструкции бытовых приборов;
3. Выявить степень опасности электромагнитных волн для здоровья человека;
4. Предложить способы защиты от электромагнитного излучения приборов в быту;
5. Убедиться в правильности гипотезы;
6. Сделать выводы;
7. Разработать рекомендации по защите от электромагнитного излучения;
Вид проекта: индивидуальный, исследовательский.
Основные методы исследования:
-изучение литературы и дополнительного материала (паспортов бытовых приборов);
-анализ;
-сравнение;
-структурирование.
Практическая значимость исследования:
Результаты исследования могут быть использованны в повседневной жизни для учёта влияния и применения мер защиты от электромагнитного излучения.
Продукт проекта: презентация и буклет- памятка с правилами использования техники, рекомендациями к покупке новой.
При выполнении проекта учащийся убедился, что гипотеза не подтвердилась и электромагнитные волны, излучаемые бытовыми приборами, оказывают орицательное влияние на организм человека и его жизнь.Однако, мы знаем, что обойтись в современной жизни человеку без того же компьютера, телевизора, пылесоса,СВЧ- печи почти не возможно. Но если знать о мерах защиты, то можно сильно уменьшить их влияние.
В представленной работе поставленная цель –достигнута, задачи –решены.
Учащиеся 10-11 классов в течение года работали и над другими интересными проектами и осуществили в конце года по ним предзащиту и защиту:
- «Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью»;
- «Витамины и их роль в жизни человека»;
- «Создание моделей приборов, демонстрирующих электромагнитные поля и ЭМИ»:
- «От лучины до электричества»;
- «М.Ломоносов- великое достояние России».
При подготовке к предзащите и защите проектов я стремлюсь уделять особое внимание:
1. Качеству будущего выступления.
2. Объему и глубине знаний.
3. Манере и культуре речи.
4 .Полноте и аргументированности ответов на вопросы.
2.Выводы: Проектно-исследовательская работа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень в социуме.
Что пока не получается: Наши учащиеся имеют разный уровень предметнх знаний. Те, которые учились недавно, выбирают более сложные темы и им легче
ориентироваться в материале, а те которые учились давно ведут себя неуверенно.Многие из них утратили навыки работы с компьютером. Мешает низкий уровень знаний и отсутствие учебных навыков и умений. Из-за этого сталкиваюсь с недостаточной мотивацией к деятельности, к получению конечного результата.
Моя задача: всеми методами и способами показать учащимся, что физика- это интересно и не сложно!