СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на научно- практической конференции педагогических работников-июнь 2022 г.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на итоговой конференции в июне 2022 г.: "Организация исследовательской деятельности как одно из важнейших условий развития учащихся". 

Просмотр содержимого документа
«Выступление на научно- практической конференции педагогических работников-июнь 2022 г.»

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Ростовской области «Ростовская-на-Дону санаторная школа-интернат»,

СП при ФКУ ИК-1 в г. Зверево










Доклад


«Организация исследовательской деятельности

как одно из важнейших условий развития познавательной активности учащихся».


(Выступление на научно- практической конференции

педагогических работников 16.06.2022 г)




Учитель физики и химии

Романченко В.Л.,

I категория











20221-2022 уч. год



1. Я как учитель физики и химии давно работаю над темой:«Организация исследовательской деятельности как одно из важнейших условий развития познавательной активности учащихся».

Физика- это наука и теоретическая и экспериментальная. Развить интерес к науке , её применению в повседневной жизни и на практике, совершенствованию практических умений и навыков, творческих способностей учащихся позволяет проектно- исследовательская деятельность. Наука становится увлекательной, интересной и полезной с точки зрения практической направленности.

На уроках физики проектно-исследовательская деятельность имеет широкое применение. Я поделюсь опытом своей работы в этом направлении.

Обсуждение тем будущих проектов начинается на первых уроках в начале учебного года и часто название работы определяется не сразу. Выбор темы исследования – не простой момент, как для ученика, так и для учителя. Учащиеся могут предложить свою тему или я как руководитель предлагаю выбрать тему из списка.Заинтересовать учащихся можно и таким приёмом, как создание конечного продукта проекта.Так, например, можно предложить создать модель электроскопа и появится проект: «Статическое электричестово. Вред и польза». Предлагаю создать конвекционную вертушку для проекта: «Конвекция в природе и в повседневной жизни».

Подготовка и организация проектно- исследовательской работы состоит из нескольких этапов:

  1. Выбор тем проектов.

  2. Выдвижение гипотез, постановка целей и задач.

  3. Сбор необходимой информации.

  4. Выполнение исследования учащимися.

  5. Совместный анализ, разбор и исправление недоработок перед предзащитой и защитой проекта.

  6. Защита проектов перед школьной комиссией.

При выполнении исследовательских работ учащимися10-11-х классов, есть необходимость  серьезной  работы с литературой. Приобщаясь к научному поиску, учащиеся учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов,статей. Материал я им приношу на флэшке. Они учатся анализировать материал, обрабатывать его, обобщать и делать выводы. Они обучаются умению излагать свои мысли на бумаге, вести дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках  физики (и химии).

 В качестве примера хочу привести создание учащимся 11 «А» класса Воскобойник Петром, следующего проекта:

 «Исследование влияния электромагнитных полей бытовых приборов на жизнь человека». 

Гипотеза:электромагнитные волны бытовых приборов не оказывают отрицательного влияния на здоровье и жизнедеятельность человека.

Цель проекта: Исследовать электромагнитные волны бытовых приборов и доказать гипотезу.

Задачи проекта:

1. Изучить информацию по данной теме;

2. Изучить инструкции бытовых приборов;



3. Выявить степень опасности электромагнитных волн для здоровья человека;

4. Предложить способы защиты от электромагнитного излучения приборов в быту;

5. Убедиться в правильности гипотезы;

6. Сделать выводы;

7. Разработать рекомендации по защите от электромагнитного излучения;

Вид проекта: индивидуальный, исследовательский.

    Основные методы исследования:

-изучение литературы и дополнительного материала (паспортов бытовых приборов);

-анализ;

-сравнение;

-структурирование.

Практическая значимость исследования:

Результаты исследования могут быть использованны в повседневной жизни для учёта влияния и применения мер защиты от электромагнитного излучения.

Продукт проекта: презентация и буклет- памятка с правилами использования техники, рекомендациями к покупке новой.

При выполнении проекта учащийся убедился, что гипотеза не подтвердилась и электромагнитные волны, излучаемые бытовыми приборами, оказывают орицательное влияние на организм человека и его жизнь.Однако, мы знаем, что обойтись в современной жизни человеку без того же компьютера, телевизора, пылесоса,СВЧ- печи почти не возможно. Но если знать о мерах защиты, то можно сильно уменьшить их влияние.

В представленной работе поставленная цель –достигнута, задачи –решены.

Учащиеся 10-11 классов в течение года работали и над другими интересными проектами и осуществили в конце года по ним предзащиту и защиту:

- «Минздрав предупреждает: курение вредит вашему здоровью»;

- «Витамины и их роль в жизни человека»;

- «Создание моделей приборов, демонстрирующих электромагнитные поля и ЭМИ»:

- «От лучины до электричества»;

- «М.Ломоносов- великое достояние России».

При подготовке к предзащите и защите проектов я стремлюсь уделять особое внимание:

1. Качеству будущего выступления.

2. Объему и глубине знаний.

3. Манере и культуре речи.

4 .Полноте и аргументированности ответов на вопросы.

2.Выводы: Проектно-исследовательская работа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся и способствует формированию нового типа ученика, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы, владеет способами целенаправленной деятельности, готов к сотрудничеству, наделен опытом самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, продуманные решения могут обеспечить себе достойную жизнь и высокий уровень в социуме.

Что пока не получается: Наши учащиеся имеют разный уровень предметнх знаний. Те, которые учились недавно, выбирают более сложные темы и им легче




ориентироваться в материале, а те которые учились давно ведут себя неуверенно.Многие из них утратили навыки работы с компьютером. Мешает низкий уровень знаний и отсутствие учебных навыков и умений. Из-за этого сталкиваюсь с недостаточной мотивацией к деятельности, к получению конечного результата.

Моя задача: всеми методами и способами показать учащимся, что физика- это интересно и не сложно!