Самообразование, как условие профессионального роста педагога
Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.
Рубакин Н. А.
За последние 20 лет. Мир преобразился до неузнаваемости. Многие вещи, которые нас сейчас окружают и кажутся обыденными, еще несколько лет назад казались чем-то из области фантастики. Я говорю, прежде всего, о компьютерных технологиях, которые существенно изменили мир, многие области производства, проектирования, научные исследования и многое другое.
Под воздействием изменений, от повсеместного внедрения компьютерных технологий, оказалось и область обучения человека. Люди получили множество возможностей связанных с обучением: увеличение объема информации, возможность найти практически любую книгу, статью или информацию о наличии соответствующей информации в соответствующем источнике. Соответственно искать стало проще и быстрее, что в современном постоянно движущемся мире имеет существенное значение.
Люди всё начали делать на ходу. В том числе и учиться. Поэтому и компьютерные средства стали мобильными и появилась возможность учиться в любом месте если соответствующая литература имеется на носителе или при наличии Wi-Fi, что в развитых городах есть повсеместно, выходить в интернет и искать информацию или соответствующие курсы.
У человека отпала необходимость по любому поводу обращаться к учебным заведениям для получения соответствующего уровня знаний за несколько лет обучения, когда необходимо сидеть несколько лет за партой, чтобы изучать предмет на основе программы, которую ему предлагает учебное заведение, теперь человек может выбирать те направления, которые он хочет изучать, появилось множество программ для обучения “онлайн”, через интернет, сидя у себя дома и зачастую бесплатно.
Особенности самообразования в информационном обществе.
С точки зрения науки главные элементы, составляющие личность учителя, — это профессионализм, продуктивность, социально-направленные личностные качества, компетентность. Компетентность похожа на призрак: все о ней говорят, но никто ее не видел. Компетентностный подход в образовательной сфере, как новая школьная парадигма (образец, эталон), неуклонно идет на смену репродуктивному усвоению знаний, выработке умений и навыков, и в свете этих изменений диктует иные требования не столько к структуре учебного процесса, сколько к личности учителя: психолого-педагогическую грамотность, методическую оснащенность, гибкость, самостоятельность в выборе верного решения, креативность и компетентность как некий интегративный признак. С каждым годом мы все больше сталкиваемся с тем, что наши дети не хотят учиться слушать и усваивать все новую и новую информацию, будь то математика литература, и уж тем более музыка. Компетентностный образовательный подход имеет другие цели, отличающиеся от целей увеличения объема информации. Он направлен на привитие навыков самостоятельного решения задач, которые ставит перед учеником учитель, реализацию любых учебных знаний и переплавки их в разные виды практической деятельности. Все это я и каждый из вас применяем на своих уроках: опережающее домашнее задание, проектная деятельность и. т.д. При этом самостоятельно решается много проблем: мы как бы ненавязчиво учим детей: искать сведения, выигрышно компоновать материал, оформлять его и защищать. При этом ученик из просто ленивого или послушного становится компетентным специалистом, который знает не только, «что» надо сделать, но и «как» сделать, чтобы было грамотно и интересно.
Для каждого ученика должны стать девизом слова: «Не для школы, для жизни учимся». А чтобы ученик это понял, ему должен помочь учитель. Термины «компетенция», «компетентность», берущие свое начало от латинского «kоmреtеntа», «соmреto» —в Большой советской энциклопедии (БСЭ, том 12) означают: «совместно достигаю, добиваюсь, соответствую, подхожу». В обиходе употребляются давно, но в несколько ином значении — «знаю», «разбираюсь». Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации. Компетентность учителя музыки — это личное качество, которое проявляется только в профессиональной деятельности. Учитель тоже (и даже в первую очередь) должен знать не только «что» делать, но и «как» это сделать.
В нашем современном мире возрастает значение компетентности педагога, т.к. жизненный успех все больше зависит от уровня профессионализма и педагогического мастерства, умения плодотворно трудиться, использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способность к творчеству, поэтому постоянная работа по самообразованию и самовоспитанию современного преподавателя приобретает особую актуальность. Компетентному учителю музыки, мастеру педагогического труда присущи такие качества творческой личности, как стремление к самореализации, т.е. наиболее полному развитию своих индивидуальных и профессиональных возможностей; увлеченность своей работой, отношение к профессиональной деятельности как к жизненно важной задаче, постоянная готовность к ее совершенствованию; готовность к решению жизненных и профессиональных проблем, поиску неординарных путей реализации педагогических задач.
Таким образом, педагогическое мастерство представляет собой синтез знаний, умений, навыков и личностно-профессиональных качеств педагога и свидетельствует о профессиональной компетентности учителя музыки.
Современный учитель общеобразовательной школы должен постоянно стремиться к совершенствованию педагогического мастерства, постоянно пополнять свой собственный образовательный арсенал, ведь от его деятельности зависит качество образования. Естественно, что уровень его развития напрямую зависит от способности к саморазвитию, самообразованию. В педагогике такая работа над собой носит название самовоспитания, самообразования и саморазвития.
Самообразование является естественным процессом для человека. Тысячи лет назад, когда не было систематизированного научного знания и систематизированного образования именно люди, которые самостоятельно осваивали знания о мире, продвигали общее знание человечества на новые уровни.
Самообразование является естественным процессом для человека. Тысячи лет назад, когда не было систематизированного научного знания и систематизированного образования именно люди, которые самостоятельно осваивали знания о мире, продвигали общее знание человечества на новые уровни.
Особенности процесса самообразования вытекают из стремления педагога реализовать свои образовательные потребности, которые способствуют деятельности профессионала. Они обозначают направленность и степень необходимости преподавателя в совершенствовании определенных видов образовательной деятельности. Выраженность этих потребностей находится в прямой зависимости от уровня профессиональной квалификации, а также духовно-нравственного развития педагога. Она расширяется по мере достижения успеха в самообразовательной деятельности, основывается на наличие у педагога самообразовательных умений и навыков.
Профессиональная деятельность педагога требует постоянной работы над голосом – совершенствованием своего «рабочего инструмента», над развитием умений видеть учеников, владеть умением свободно излагать материал без опоры на конспект, передавать свое отношение к излагаемому.
Результатом работы по самообразованию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-научной деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов. Чем выше конкретные результаты деятельности, тем сильнее потребность в дальнейшем саморазвитии. Не менее значимым для формирования потребности в саморазвитии является осознание произошедших в себе изменений. Более всего заметны изменения в культурной и интеллектуальной сфере человека.
К эффективным мероприятиям, повышающим уровень самообразования учителя, являются семинары, вебинары, педагогические чтения, учительские конференции. К этим мероприятиям приходится ответственно готовиться, более внимательно слушать коллег, анализировать уровень своего и их опыта. Участие в вебинарах позволяют познакомиться с педагогическими идеями коллег из отдаленных регионов страны. Подготовка и активная работа на педагогическом совете в школе, рядовое выступление на заседании школьного методического объединения также позволяют педагогу критически переосмыслить свою работу.
Неумолима роль конкурсов профессионального мастерства в саморазвитии педагогов. Кроме возможности «людей посмотреть, себя показать» на мероприятиях происходит активное общение с людьми, объединенных общностью интресов. Открытость, готовность к диалогу с обычными учителями и специалистами такого высокого уровня, их заинтересованность в профессиональном росте каждого учителя очень помогает поднять самооценку и повышает мотивацию к самообразованию.
Педагогическое интернет-пространство дает хорошую возможность поделиться опытом работы, прислушаться к мнению коллег в масштабе страны. Чтобы получить высокую оценку разработанного вами сценария мероприятия или урока, статьи, презентации или портфолио, нужно предварительно провести кропотливую работу. Чаще всего мы имеем также возможность ознакомиться с лучшими работами других учителей и сравнить их уровень профессионального мастерства со своим.
Основой эффективности самообразования является заинтересованность педагога, добровольность сознательность, планирование и контроль за его выполнением. Для качественной организации процесса самообразования каждому учителю необходимо его планировать поэтапно. Поэтому каждый учитель составляет собственный перспективный план.
Я веду предмет «Музыка». В процессе работы вношу дополнения и коррективы по мере необходимости в планировании, чтобы учесть их в следующем году. В конце каждого года провожу анализ работы и мониторинг выполнения плана.
Деятельность без результата бессмысленна. Работа по плану самообразования дает хорошие результаты. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога, его профессионального мастерства. И самым главным бонусом в этой работе является самоудовлетворение.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
• профессиональное (предмет преподавания);
• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
• правовое;
• эстетическое (гуманитарное);
• историческое;
• иностранные языки;
• политическое;
• информационно-компьютерные технологии;
• охрана здоровья;
• интересы и хобби;
• …
Оставим в конце списка многоточие, потому, что эти направления есть обязательный перечень, составленный на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.
Поиск информации и самообразование в современном мире.
Сегодня человек может найти практически любой материал для своего обучения, в сети интернет множество онлайн-курсов для получения необходимых знаний, умений и навыков. Можно приобрести электронные книги и скачать их на прибор, предназначенный для чтения электронных книг.
Сегодня существует множество электронных библиотек, в которых человек может получить соответствующие знания бесплатно или за небольшую плату. Но тут существуют определенные ограничения, связанные с тем, что определенные электронные библиотеки, представляющие специализированную литературу, сотрудничают с определенными издательствами и поиск необходимой книги приходится искать или в других электронных библиотеках.
Отличным инструментом для приобретения учебной литературы, прежде всего для регионов России, являются книжные интернет-магазины. Люди живущие в регионах имеют возможность купить литературу, которую они не могут приобрести у себя в регионе.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человека сейчас окружает множество возможностей в области получения информации.
Литература
Балашов С.,С, Медушевский В.В, Спутник учителя музыки /С.С.Балашова, В.В.Медушевский и др.; сост. Т.В.Челышева. – М.: Просвещение,1993. – 240 с.: ил. – (б-ка учителя музыки).
Волкова О. В., Самообразование педагога/О.В. Волкова, Журнал /Справочник заместителя директора школы № 2, 2011 года.
Ривкин Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технологии / Е.Ю. Ривкин . – Волгоград : Учитель, 2014. – 183 с.
Супрунова Л.Л., Лидак Л.В., Тарасова О.А. Основы педагогического мастерства: уч. пособие. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – С.227.
Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – 2-е изд. – М., 2009. – С.73.
http://www.standart.edu.ru