Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Удивительный музыкальный инструмент – человеческий голос. Им наделен каждый из нас. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.
Исследования ведущих педагогов-музыкантов (Д. Е. Огороднова, Г.А.Струве, В.Емельянова, К.В.Тарасовой) показали, что формирование певческих навыков – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Обучая малышей вокалу, музыкальному руководителю необходимо учитывать, что голосовой аппарат ребёнка хрупкий, непрерывно растёт в соответствии с развитием всего организма ребёнка.
В этом и заключается актуальность проблемы, так как постановка певческого голоса ребенка – одна из наиболее сложных и важных проблем практики музыкального воспитания дошкольников.
Исходя из актуальности темы был проведено исследование Использование авторских технологий в развитие певческих навыков старших дошкольников.
Была выдвинута гипотеза: развитие певческих навыков дошкольников будет более эффективным при использовании авторских технологий в музыкальной деятельности.
Объектом исследования является развитие певческих навыков детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – использование авторских технологий для развития певческих навыков детей 5-7 лет.
Цель и задачи исследования вы видите на слайде.
Противоречия
Данное исследование позволяет разрешить следующие противоречие: в научно-методической литературе на сегодняшний день освещено достаточно много разнообразных методик развития вокально-певческих данных детей, но уровень сложности не всегда отвечает возрастным особенностям и реальным возможностям певческого аппарата ребёнка. Была проведена работа, которая позволила сделать процесс развития певческих навыков более эффективными и интересным.
После изучения теоретических основ были сделаны следующие выводы:
1. Формирование певческих навыков детей в процессе музыкальных занятий развивает буквально все психические функции и качества ребенка.
2. Пение ребенка, не имеющего природных данных, может быть усовершенствованно и развито.
3. Голосовой аппарат ребенка очень хрупкий и изменяется в соответствии с возрастом, требуя бережного отношения и охраны.
4. Физиология детских голосов очень индивидуальна, поэтому подбор репертуара, методов и приемов должен осуществляться на индивидуальном подходе.
5.Важнейшим условиям развития специальных певческих умений является целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего специальными технологиями обучения детей пению.
Практическая часть.
В 2013-14 году в ходе проведения мониторинга музыкальных способностей ребенка, имея специальное образование по постановке детского голоса, было уделено внимание развитию певческих навыков детей старшего возраста. Обследование проходило по следующим параметрам: чистота интонации; умение петь в ансамбле; выразительность исполнения. (ДИАГРАММА1). В течение одного учебного года, используя методы и приемы, парциальной программы «Ладушки» проводилась работа по развитию певческих навыков. Однако анализ мониторинга в конце учебного года не порадовал.(ДИАГРАММА 2).
Результаты обследования показали реальные трудности и проблемы процесса формирования певческих навыков. Был сделан вывод о том, что использование методов и приемов только одной программы не позволяет в полной мере развить те вокальные данные, которыми могут овладеть старшие дошкольники.
Под моим руководством в детском саду был создан вокальный кружок «Домисолька». Именно вокальный кружок стал той базой апробации авторских технологий, наиболее успешные из которых, используются на музыкальных занятиях со всеми детьми. Программа – приложение 2.
Были систематизированы и адаптированы к уровню вокальных возможностей дошкольника вокальные упражнения Е.Тиличеевой, Н.Ветлугиной, М. Картушиной, О. Кацер, упражнения на развитие голосового аппарата по системе В.Емельянова и упражнения на развитие напевности Д.Огороднова. В Приложении 4,5 систематизированы основные моменты методики В. Емельянова и Д.Огороднова по работе с детским голосом.
С детьми старшего дошкольного возраста для развития певческих навыков были использованы наработки, полученные в процессе занятий на вокальном кружке. Кроме этого, проводились разные виды занятий по пению – доминантное, комплексное и тематическое.
Одной из форм работы по развитию певческих навыков представляют собой индивидуальные маршруты, разрабатываемые, как для особо одаренных детей, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья. (Приложение 8).
Еще одна форма работы - проектная деятельность. В ходе исследования был разработан и реализован проект «Пение – путь к здоровью». Приложение 9.
Большая работа организована с родителями. Это тематические родительские собрания, открытые занятия Приложение 12, 13. , консультации.
Подводя итоги своей работы, сделаны выводы. Используя авторские технологии по развитию певческих навыков с детьми, наметился явный рост в развитии певческих способностей и это подтверждает контрольный мониторинг, проводимый ежегодно.
Наши дети – победители во Всероссийских и городских вокальных конкурсах. Выпускники детского сада продолжают обучение на вокальных отделениях в ДШИ и Дворца творчества города
Фильм.
В процессе проведения исследования, на основе полученных результатов у детей старшего дошкольного возраста была подтверждена гипотеза о том, что развитие певческих навыков детей будет более эффективным при использовании авторских технологий в музыкальной деятельности. Был обобщен опыт по использованию авторских приемов и упражнений, который широко используется в практике.
Работа с залом.
Благодарю за внимание.