Проблема формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры на основе интеграции психолого-педагогических дисциплин
«Педагог в своей деятельности должен реализовывать все функции общения – выступать и как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений» Кан-Калик В.А
Сегодня нет необходимости доказывать, что будущее России во многом определяется ее системой образования. Образованность, компетентность и профессионализм выступают ключевыми факторами общественного развития. Выражение этого факта в общественном сознании проявилось в ФЗ "Об образовании в РФ", ФГОС СПО нового поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют в качестве результата среднего профессионального образования совокупность общих и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность выпускника к качественной реализации профессиональных функций. В связи с этим возникает необходимость в создании комплекса условий, обеспечивающих их успешное освоение обучающимися.
Одним из условий, позволяющих формировать и совершенствовать ОК и ПК студентов колледжа, является оптимальная интеграция содержания психолого-педагогических дисциплин, которые призваны обеспечить утверждение студентов в избранной профессии, способствовать активному самопознанию и раскрытию творческих возможностей личности, вооружению будущего учителя современными психолого-педагогическими теориями, перспективными инновационными методами обучения, педагогическими технологиями.
Новая парадигма образования, связанная с динамичными изменениями, совершающимися в настоящее время во всех сферах жизни общества, предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки будущего специалиста в сфере физической культуры.
Основываясь на многочисленных исследованиях в области профессиональной подготовки специалистов (Г.Д. Бабушкин, Е.П. Ильин, И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик,. Н.В. Кузьмина, и др.) можно сказать о том, что в современном обществе доминантой среднего профессионального образования является коммуникативная компетентность .
Ее значение в профессиональной подготовке будущих специалистов физической культуры обусловлено тем, что деятельность педагога зависит от успешной коммуникации, так как это профессия в системе «человек-человек», где общение является одной из значимых категорий.
Актуальность формирования коммуникативной компетентности специалистов физической культуры , на наш взгляд определяется двумя аспектами. Во-первых-динамичным характером жизни и профессиональной деятельности, которые требуют наличия таких качеств, как: коммуникабельность, культура общения, умение быстро вливаться в производственный коллектив, готовность адаптироваться к новым условиям работы, регулироватъ отношения между людьми в процессе совместной работы. Во-вторых — спецификой самой деятельности специалистов физической культуры , так как они могут осуществлять, как педагогическую деятельность - работая учителями физической культуры, так и управленческую .
Следовательно, деятельность специалиста физической культуры определяет специфику профессионального общения ( Приложение 1).
Исходя из содержания слайда (таблицы) 1, можно заключить, что профессиональная деятельность учителя физической культуре требует наличия у него следующих знаний, умений и навыков:
- использовать беседу и убеждение как основные методы управления коллективом;
- обладать авторитарными способностями и умениями адекватно использовать наставления, совета, указания и замечания;
- ориентироваться в социальных ситуациях;
- определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
- выбирать адекватные способы обращения с другими людьми и реализация этих способов в процессе взаимодействия;
- устанавливать психологический контакт;
- использовать ораторские способности в публичной ситуации;
- регулировать и предупреждать возникновение конфликта.
Однако анализ научно-методической литературы показал, что сформированная коммуникативная компетентность предполагает наличие не только знаний, умений и навыков эффективного общения, но и развитие таких профессионально-личностных качеств как эмпатия, толерантность, рефлексия и самоконтроль. При этом, соглашаясь с мнением таких исследователей как А.А. Дергач, Е.П. Ильин, И.Ф. Исаев, А.И. Чучалина, считаем, что эффективность профессионального общения специалиста физической культуры и спорта во многом определяет культура речи.
Структуру коммуникативной компетентности специалиста физической культуры можно представить тремя компонентами:
- когнитивный - знания, умения и навыки эффективного общения;
- лингвистический - культура речи;
- личностный - профессионально-личностные качества.
Исходя из выделенных структурных компонентов, в рамках системного подхода нами было определено содержание программы, направленной на формирование коммуникативной компетентности учителя физической культуры.
При этом следует отметить, что реализация коммуникативных компетенций, особенно в деятельности учителя, требует также знаний, умений и навыков психолого-педагогического характера, которые позволили бы специалисту лучше ориентирование в социальных ситуациях, определять личностные особенностей других людей и выбирать адекватные способы обращения. Данное требование, предъявляемое к профессиональной подготовке специалиста в области физической культуры, определило выбор психолого-педагогических дисциплин, на основе которых была построена программа ( Приложение 2).
Интеграция учебных дисциплин данного блока, на наш взгляд, способствует преодолению «инструктивного обучения», а широкое использование активных методов обучения и саморазвития, будет стимулировать формирование коммуникативных качеств будущего специалиста, что связано с созданием индивидуальных образовательных траекторий.
Интеграция дисциплин, отраженных на слайде, предполагала нацеленность каждого блока дисциплин на решение какой-то конкретной задачи и соответственно формированию определенного структурного компонента коммуникативной компетентности специалиста физической культуры.
Исходя из этого, на 2 курсе, при изучении учебных дисциплин «Психология» и «Педагогика» нами активно использовались такие средства как игры, упражнения, ситуационные задачи, направленные на овладение и совершенствование педагогической техники - культуры речи и речевого высказывания.
Дисциплины «Психология общения», «Основы педагогического мастерства», изучаемые в 1 семестре 3 курса и в 1 семестре 4 курса , направлены на овладение спецификой педагогического общения, и построены на основе трех разделов, предложенных И.Г. Волковым:
1. Обучение умению преодолевать трудности педагогического общения.
2. Обучение педагогическим умениям выслушивать обучающихся и вести с ними воспитательную беседу.
3. Метод анализа конкретных ситуаций в педагогическом общении учителя со школьниками.
Основными средствами, используемыми в этих дисциплинах, были задачи ситуативного характера и коммуникативный тренинг, которые в педагогическом общении наиболее четко отражают уровень сформированности коммуникативной компетентности специалиста физической культуры и спорта. Из всего многообразия педагогического контакта наиболее важными и ответственными являются; «педагог- обучающийся», «педагог-педагог». Решение задач педагогического общения рассматривается нами не только как нахождение путей выхода из сложной ситуации, но и как умение находить и реализовывать средства и методы, стимулирующие познавательную активность учащихся для формирования положительной мотивационной сферы с учетом их индивидуальных психических особенностей.
Основная цель, которую мы преследовали, включая тренинги в занятия, заключалась в стремлении помочь творческому саморазвитию студентов путем снятия ограничений, комплексов, мешающих раскрытию резерва, потенциала личности.
Оценка уровня сформированности коммуникативной компетентности будущих учителей физической культуры проводилась как во время проведения учебных занятий, так и во время прохождения различных видов практики.
С этой целью нами использовался диагностический комплекс тестовых методик, направленных на оценку всех компонентов коммуникативной компетентности специалиста физической культуры:
- анкета А.А. Леонтьева – карта коммуникативной деятельности;
- самооценка возможностей педагогического общения;
- схема анализа речи студента-практиканта (А.И. Чучалина).
Результаты изучения коммуникативных способностей представлены на слайде.
Среди 2 курса большая часть респондентов (79%) проявила «уровень непринужденной коммуникативной деятельности». Наибольшая часть студентов 4 курса (75%), проявила «уровень очень напряженной коммуникативной деятельности, близкой к модели активного взаимодействия».
Эффективность формирования коммуникативного поведения студентов зависит от развития профессионально важных качеств
Анализ анкет показывает, что студенты считают, что мастерство речи в имидже учителя физической культуры играет важную роль. 72% опрошенных указали на значимость речи в профессиональной деятельности.
При этом, на 2-ом курсе изучаются общие понятия «речь», «общение», а на 4-ом курсе – эти понятия рассматриваются в курсе «ОПМ», рассматриваются и изучаются с общепринятых позиций педагогической профессиональной подготовки.. Усугубляется положение и отсутствием опыта общения с детьми в рамках учебной дисциплины. Все это, безусловно, затрудняет осознание специфики речи учителя физической культуры студентами 2-го курса. Чем и можно объяснить терминологические неточности в ответах студентов.
73% выпускников отмечают, что активизации обучающихся на уроках физической культуры происходит при помощи речи учителя, которая имеет еще и побуждающее значение.
Ведущую роль в развитии профессиональной речи – 69,6% студенты (преимущественно 3-го и 4-го курсов) отводят педагогической практике.
Полученные результаты свидетельствует о том, что за период обучения у студентов произошли существенные изменения в уровне сформированности компонентов коммуникативной компетентности.
Это означает, что педагогическое воздействие оказало влияние на степень их сформированности.
Полученные данные свидетельствуют о возможности в сжатые сроки обучения не только ориентировать студентов на определенные модели речевого высказывания, но и добиться существенных результатов в повышении у них культуры педагогического общения.
Таким образом, рассматривая проблему сформированности коммуникативной компетентности студентов , можно сделать выводы:
1.Эффективность развития студентов зависит от применения в образовательном пространстве активных форм обучения.
2.Коммуникмтивное поведение студентов в процессе производственной практики зависит от сформированности профессионально важных качеств личности.
3.Использование программы, направленной на формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры, позволяет не только повысить уровень сформированности всех структурных компонентов, но и раскрыть новые возможности в совершенствовании процесса профессиональной подготовки, формируя целостный образ профессиональной деятельности и обеспечивая возможность построения индивидуальных образовательных траекторий.
Список литературы
1.Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х книгах. – СПб.: Питер, 2001.
2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М.: Филинъ, 1996.
3.Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труда. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003.
4.Кучеренко Н. Психологические аспекты исследования профессиональной направленности личности. – Екатеринбург: УрГИ, 2007.
Приложение 1
Таблица I. Специфика общения учителя физической культуры на основе функций деятельности.
Деятельность | Сфера общения |
Учитель физической культуры | Познавательно-ориентированное взаимодействие с обучающими и их родителями, обмен профессиональным опытом с коллегами |
Тренер по спорту | Познавательно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками, обмен профессиональным опытом с коллегами, взаимодействие с внешними организациями. |
Организатор физкультурно-оздоровительной деятельности | Развлекательно-ориентированное взаимодействие с потребителями, профессионально-ориентированное общение с коллегами, деловое общение с властными структурами. |
Приложение 2
Рисунок 1. Схема построения программы на основе интеграции психолого-педагогических дисциплин
БЛОК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Основы педагогического мастерства
Лингвистический (культура и техника речи)
Когнитивный
(знания, умения и навыки педагогического общения)
Личностный (профессионально-личностные качества)
Психология
Психология общения
ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИН
Формирование педагогической техники (культура речи)
Методика обучения педагогическому общению
Формирование профессионально-личностных качеств
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Педагогика
Формирование ЗУН эффективного общения
1.Упражнения для развития техники речи.
2.Практические задания для развития речедвигательной координации.
1.Психогимнастические упражнения.
2. Психофизические упражнения.
3. Профессиональные игры.
4. Проблемно-деловые игры
1.Задачи ситуативного характера.
2. Психологические игры.
3. Ролевые игры.
4. Ситуативные игры
1.Анализ педагогических ситуаций.
2.Учебно-деловые игры.
3. Групповые дискуссии.
12