СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогических чтениях по теме:"Применение технологии критического мышления на учебных занятиях"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассмотрены вопросы о применении технологии  критического мышления, одного из  из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогических чтениях по теме:"Применение технологии критического мышления на учебных занятиях"»

Министерство образования и науки

Луганской Народной Республики

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Стахановский политехнический колледж»










Педагогические чтения

по теме:

«Применение технологии критического мышления на учебных занятиях»






























Разработала преподаватель

дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов

Должикова Н.Н.



г.Стаханов, 2022-2023 уч. г



Содержание



1

Необходимость образовательной технологии критического мышления

3

2

Понятие о критическом мышлении

3

3

Трёхфазовая структура учебного занятия

4

4

Функции технологии развития критического мышления

5

5

Основные методические приемы развития критического мышления

6

6

Преимуществах использования игровых приемов в развитии критического мышления

7

7

Заключение

7

8

Используемая литература

8

9

Приложение

9



«Обучение без мысли – это потерянный труд; мысль без

обучения опасна»

Конфуций

В современном обществе сегодня требуется подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего высоким уровнем профессиональной компетенции, способностью к социальной адаптации, стрессовой устойчивости, стремящегося к постоянному самовоспитанию, самообразованию.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество.

Образовательной технологией, которая отвечает всем требованиям, является технология развития критического мышления, цель которой - развитие критического мышления посредством интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Прежде чем переходить к определению термина, рассмотрим некоторые виды умственной деятельности, которые критическим мышлением назвать нельзя. Простое запоминание нельзя называть критическим мышлением. Запоминание – важнейшая мыслительная операция, без которой невозможен учебный процесс, но от критического мышления оно кардинальным образом отличается. Понимание – сложная мыслительная операция, особенно если материал не из лёгких, но критическим оно не является. Когда мы трудимся над пониманием чужой идеи, наше собственное мышление на первом этапе пассивно.

И, так, критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Поэтому основная идея применения технологии заключается для меня в создании такой атмосферы обучения через игровые приемы, при которой обучающиеся совместно с преподавателем активно коммуницируют, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения о происходящем.

Данная технология появилась в рос­сийском образовании в 1997 году. Проект, предложенный россий­ским педагогам американскими коллегами, первоначально назывался «Чтение и пись­мо для развития критического мышления. В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» (Выготский, 1984: 243).

Основа технологии – трёхфазовая структура учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая фаза – «вызов», во время которой у обучающихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Деятельность обучающихся на данной стадии: обучающийся «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Деятельность преподавателя: вызывает уже имеющиеся знания у обучающихся по данной теме, активизирует их мыслительную деятельность, а также происходит корректировка и уточнение целей.

Возможные приёмы и методы:

– составление списка «известной информации», мини-конспекты, по ключевым словам;

– систематизация материала: таблицы, словари и др.;

– верные и неверные утверждения;

– перепутанные логические цепочки и т.д.

Так, информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Вторая фаза – «осмысление» – На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Обучающийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотношения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

Деятельность преподавателя на этой стадии: сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Деятельность обучающихся: обучающийся читает (слушает) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации.

Возможные приёмы и методы:

– маркировка с использованием значков «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

– ведение различных записей типа словарей;

– поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.

Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах.

Третья фаза – «рефлексия» – размышления. Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

В ходе работы в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим

Деятельность преподавателя: вернуть обучающихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность обучающийся: обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

Возможные приёмы и методы:

– заполнение таблиц, установление причинно-следственных

связей между блоками информации;

– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

– ответы на поставленные вопросы;

– организация устных и письменных круглых столов;

– организация различных видов дискуссий;

– написание творческих работ.

Вывод: творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. изученной информации; работа ведётся индивидуально – в парах – группах.

Функции технологии развития критического мышления

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Осмысление

Информационная (получение новой информации по теме)

Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Информационная (приобретение нового знания)

Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Основные методические приемы развития критического мышления, применяемые мною на преподаваемых учебных дисциплинах:

1. Учебно- мозговой штурм

2. Интеллектуальная разминка

3. Приём «Корзина идей»

4. Приём «Составление таблиц»

5. Метод контрольных вопросов

6. Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»

7. Ролевые игры

8. Прием «Да – нет»

Например, перед началом занятия обучающимся задаю вопросы и ответы на них, обучающиеся должны согласиться или нет, обосновывая свой ответ.

9. Приём «Составление мини-конспекта»

10. Приём « Взаимоопрос»

11. Приём «Правда-неправда»

Например, перед началом занятия могут быть предложены высказывания. Затем прошу обучающихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и прошу обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на занятии информацию.

Остановлюсь на преимуществах использования игровых приемов в развитии критического мышления на моих занятиях

Обучающиеся приобретают способность:

– работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

– выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

– вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

– решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением;

– сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

– эффективно работать с другими людьми; выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Что дает технология критического мышления обучающемуся на учебных занятиях:

- повышение эффективности восприятия информации;

- повышение интереса к изучаемому материалу и к процессу обучения;

- умение критически мыслить;

- умение ответственно относиться к собственному образованию;

- умение работать в сотрудничестве с другими;

- повышение качества образования;

- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Что дает технология критического мышления мне, как преподавателю:

- умение создать в аудитории атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;

- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;

- стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;

-стать источником ценной профессиональной информации для других преподавателей.

В заключении хочу сделать вывод, что технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают обучающегося и преподавателя способами работы с информацией, методами организации обучения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута, снимают коммуникативные барьеры. Кроме того, данный тип мышления включает в себя готовность отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открытость для новых идей, умение делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира.

Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет обучающимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, поэтому эта технология сегодня востребована педагогами.





Используемая литература

1. Дичковская И.Н. Инновационные педагогические технологии: уч. пособие. - К.: Академвидав, 2004. - 416с.

2. Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003

3. Бустром.Р. Размышления о размышлении: материалы семинара «Развитие критического мышления через чтение и письмо»\Р. Бустром.-2000.

4. Образовательные технологии: уч.-метод. пособие / [Пехота Е.Н., Кихтенко А.З., Любарская O.Н. и др.]; под общ. ред. Е.Н. Пехоты. - К.:А.С.К., 2001. - 256с.

5. Педагогические технологии в теории и практике: учебное пособие: Л.А. Турик , Н.А. Осипова.- Ростов: Феникс, 2009.-281









































Приложение

Технологические этапы критического мышления

1 стадия

ВЫЗОВ

2 стадия

ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

Цель:

- актуализация имеющихся знаний

- пробуждение интереса к получению новой информации

- постановка учеником собственных целей обучения

Цель:

- получение новой информации

- корректировка учеником поставленных целей обучения

Цель:

- размышление, рождение нового знания

- постановка учеником новых целей

Функция :

  Мотивационная  (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме)

  Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме)

  Коммуникационная
(бесконфликтный обмен мнениями)

Функция:

Информационная (получение новой информации по теме)

  Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания)

Функция:

  Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

  Информационная (приобретение нового знания)

  Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля)

  Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,  
оценка процесса