СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогических чтениях - самообразование

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогических чтениях - самообразование»

Отчет  учителя математики Левина К.А

МБОУ СОШ п. Красноярка

  по теме самообразования

«Дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

 

     По своим природным способностям, темпу работы и т.д. обучающиеся сильно отличаются друг от друга. Нередко в одном классе можно наблюдать школьников как с очень высоким, так и с очень низким уровнем развития. Учитель обычно выбирает методы и формы обучения, ориентированные на среднего ученика. При этом слабым и сильным ученикам уделяется мало внимания. В этих условиях обучающиеся с хорошими способностями работают без особого напряжения, а слабые испытывают возрастающие затруднения.

      В обучении математике эта проблема занимает особое место, что объясняется спецификой этого учебного предмета.

      В моей педагогической практике я столкнулась впервые с разными категориями обучающихся. 

Поэтому, с начала учебного года я поставила перед собой цель: изучить различные технологии обучения и выбрать наиболее оптимальные технологии, учитывая разноуровневый контингент обучающихся. Моей темой самообразования является «Дифференцированный подход на уроках математики».

     Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

     Основная цель моей деятельности - способствование развитию образо­ванной личности, умеющей приобретать знания, на основе организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках математики.

Я ознакомилась со следующими видами технологий дифференцированного обучения:

  1. Элементы технологии В.В. Фирсова, (введение двух стандартов: 2 уровня обучения; обучение на индивидуальном максимально посильном уровне).

  2. Элементы технологии И.С. Якиманской (Личностно ориентированный подход).

     3. Элементы технологии П.Я. Гальперина  (использование коррекционных карточек, кратких схем, конспектов для самостоятельной работы)

   Дифференцированный подход я применяю как к отдельным ученикам, так и к группам учеников для развития способностей сильных учеников, а также для успешного поднятия успеваемости среди слабых учеников.

      Дифференцированный  подход в обучении – это принцип посильности усвоения – каждый обучающийся продвигается своими темпами.

Основная задача дифференцированного обучения – вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

На уроках использую:

  1. индивидуальную форму работы с обучающимися, (самостоятельные работы, работа по карточкам (индивидуальные, для коррекции знаний));

  2. фронтальную форму работы с обучающимися  (опрос, беседа, математические диктанты с сигнальными карточками (для обратной связи);

  3. индивидуальную форму работы с обучающимися, где учащийся сам выбирает задание в соответствии с уровнем обученности.

На уроках применяю такие виды работ, как:

  • работа в парах: ученик-ученик (сильный со слабым; ребята одного уровня) работают с учебником, проговаривают правила,  выполняют задания, учитель-ученик.

  • Работа в группах по 2 – 4 обучающихся (зависит от наполняемости класса).    

 На уроках пытаюсь создать ситуацию сотрудничества, позволяющую каждому проявить инициативу, самостоятельность.

Начинаю урок с более простых заданий, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений.

Дифференцированные задания  готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках, показываю на слайдах или использую учебник.  Их можно разделить на два вида:

  • обязательные задания.

Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

  • дополнительные задания.

Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Эти задания повышенной трудности на применение материала, требующие сравнения, анализа, определённых выводов. Качество и количество заданий может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе. Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объём работы для тех, кто имеет более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей.

 Также, изучив педагогическую литературу по данной проблеме, пришла к выводу, что для организации дифференцированного подхода учителю необходимо иметь представление об особенностях мыслительной деятельности разных групп учащихся. О путях развития мышления; уметь оценивать уровень развития учащихся; уметь оказывать помощь разной меры при затруднениях учеников; владеть формами организации индивидуального подхода с учетом необходимости развития мышления. Вторым условием осуществления дифференцированного подхода в обучении является определение конкретных направлений его реализации: дифференциация содержания учебного материала, методов и форм обучения; совершенствование способов организации учебной деятельности.

Различаются следующие три уровня: На первом уровне обучающиеся воспроизводят знания в том виде, как они изложены в учебнике или были первоначально раскрыты учителем. Второй уровень характеризуется применением знаний и умений по образцу в повторяющейся учебной ситуации. Для третьего уровня характерно творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации.

        Думаю, что целесообразно выделить три уровня оценивания знаний:

  • средний (отметка «3») - уровень, задания которого предполагают воспроизведение определения, понятия, формулировки правила, теоремы и др., т. е. применение знаний по образцу. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.

  • достаточный (отметка «4») - задания этого уровня представлены задачами, при выполнении которых учащимся приходится использовать несколько алгоритмов, формул, теорем.

  • высокий (отметка «5») - на данном уровне задания предполагают перенос имеющихся знаний в измененную ситуацию, а так же анализ возможных путей решения, отыскание характерных признаков и связей познавательного объекта с другими.

С примерами заданий вы можете ознакомиться на слайде (для примера покажу карточку, разработанную для 5 класса. В ней представлены задания. Для уровня I выбираю задания, чтобы проверить усвоение решения «опорных задач»; для второго – добавляются некоторые элементы сложности; для третьего – задания повышенной сложности, требующее дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Самостоятельные работы я также  составила для трех уровней:

  • Напомню уровни Уровень I – для учащихся, имеющих низкие математические способности;

  • Уровень II– для учащихся, имеющих средние математические способности;

  • Уровень III – для учащихся, имеющих хорошие математические способности.

В результате проведения дифференцированной формы деятельности увидела, что разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появилась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед новыми задачами, рискуют пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач более высокого уровня.

Я планирую дальше работать над данной темой и поставила для себя задачи:

    1. Изучать литературу по теме «Дифференцированный подход в обучении на уроках математики»

    2. Изучить и применять технологию дифференцированного подхода в обучении на уроках математики

    3. Изучить программы и создать дидактический материал по математике для 5, 6, 8 классов

    4. Изучить опыт учителей и методистов: Л. В. Занкова, Давыдова и Эльконина, а также изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов.

    5. Обобщить опыт работы по теме самообразования.

    Я считаю, что  при таком подходе во время работы над своей темой мне удастся согласовать педагогические интересы с интересами ребёнка.

           В целом же работа в такой системе ведет к положительному результату.

 Поэтому стараюсь  использовать элементы наиболее отработанные, от которых дети получают удовольствие.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!