Название выступления: «Опыт использования приемов Мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
ФИО выступающего: Криворотова Виктория Валентиновна, учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Иланский детский сад № 20»
E-mail: vik_181093@mail.ru
Контактные телефоны:
Сот.тел.: 8-906-910-48-39; раб.тел.: 8(39173)3-21-53
Цель выступления: поделиться опытом по использованию приемов Мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Слайд 1.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я хочу поделиться с вами опытом использования приемов Мнемотехники в развитии связной речи старших дошкольников в группе комбинированной направленности, где находятся дети с ОНР и нормативные дети.
Слайд 2.
При работе с детьми с ОНР было замечено, что их речь бедна, несвязна, они с большим трудом включаются в учебную деятельность. У таких детей плохая память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды.
В силу этих и других причин дети с ОНР не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания.
В начале учебного года было проведено диагностическое исследование состояния связной речи у детей старшей группы комбинированной направленности. Для выявления начального уровня связной речи была использована методика «пересказа текста» И. Ф. Марковской. Слайд 3.
Детям предлагалось послушать небольшой по объему незнакомый рассказ, а затем его пересказать.
Пересказы детей анализировались по следующим показателям (таблица 1 будет представлена на слайде).
Результаты отображались в таблице, где зеленый цвет – это высокий уровень, желтый – средний и красный – низкий уровень развития связной реч Слайд 4.
Из данных таблицы было видно, что на высоком уровне развития связной речи оказалось 15% детей (4 чел.), на среднем – 27% (7 чел.), на низком – 58% (15 чел.) из 26 детей группы.
Слайд 5.
Наглядно уровни развития связной речи представлены на слайде.
Таким образом, выявив уровень развития связной речи у детей старшей группы комбинированной направленности в начале нашего эксперимента (октябрь 2021 г.), мы пришли к выводу, что особое внимание в нашей деятельности нужно уделить работе по развитию умения грамматически правильно строить предложения, а также использовать в своей речи сложные предложные конструкции.
Слайд 7
Развитие связной речи осуществляется разными способами или, иначе говоря, различными видами речевой деятельности. Это следующие виды:
- пересказ текста;
- составление повествовательных рассказов по серии сюжетных картин;
- составление описательных рассказов по сюжетной картине;
- составление описательных рассказов;
- составление рассказов по замыслу и другие.
Слайд 8
Что же способствует лучшему развитию связной речи? Первый фактор, облегчающий процесс становления связной речи - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Слайд 9. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Слайд 10
Опыт работы показал, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Слайд 11
Слайд 12. Почему именно Мнемотехника?
Слайд 13. Каких результатов мы планировали добиться, используя эту технику?
В наши задачи входило не только изучить проблему развития связной речи в старшем дошкольном возрасте, но и разработать и апробировать наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
Слайд 15. Разработаны конспекты занятий по формированию связной речи с использованием приемов мнемотехники.
Создана картотека мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц для запоминания стихов, загадок, пословиц, поговорок, рассказов, сказок и др.
Слайд 16. Были разработаны мнемотаблицы-схемы, которые служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Такие таблицы используются для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихотворений.
Слайд 17.
На занятиях мы с ребятами учили стихотворения с использованием мнемотаблиц, описывали различные предметы и явления, составляли рассказы и сказки. Красочный наглядный материал привлекал внимание, а схематичность и образность вызывали интерес. Заучивание стихотворений происходило в короткие сроки, а повторное воспроизведение даже через несколько занятий давало прекрасные результаты.
Слайд 18
Если на начальном этапе работы предлагались готовые схемы, то на следующем происходило коллективное обсуждение различные версий и отбор наиболее удачных вариантов. Постепенно дети начинали проявлять творческую самостоятельность, и мы вместе создавали мнемотаблицы, а также дети создавали их дома вместе с родителями.
Слайд 19
Работа проводилась как на логопедических занятиях индивидуальных и подгрупповых, так и воспитателями на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, в режимных моментах, свободной деятельности детей. К реализации данного проекта были привлечены и родители, выполняя и детьми домашние задания (заучивали стихи и поговорки, составляли рассказы с использованием мнемотаблиц, составляли мнемотаблицы с детьми по любимым сказкам).
Слайды 20 -25.
Слайд 28.
По истечении пяти месяцев в феврале 2022 г.был проведен контрольный эксперимент.
Цель которого – оценка эффективности воздействия приемов мнемотехники на развитие связной речи детей
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Выявить произошедшие изменения в развитии связной речи старших дошкольников.
Провести сравнительный анализ показателей контрольного эксперимента, полученных после проведения формирующего эксперимента, с данными констатирующего эксперимента.
Контрольный эксперимент осуществлен с использованием методики «пересказа текста» И. Ф. Марковской. Это позволило сравнить изменения в развитии связной речи старших дошкольников с недостатками в речевом развитии после включения в работу с детьми мнемотехнических приемов .
Слайд 29
По результатам получились следующие данные
Высокий уровень развития связной речи – 17 % (5 человек)
Средний уровень – 58 % (15 человек)
Низкий уровень 25 % (6 человек)
Слайд 30.
Сравнительный анализ.
Слайд 31
Полученный опыт работы показывает, что приёмы мнемотехники служат эффективным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без. У детей происходит мощное развитие визуального мышления, вырабатывается устойчивое внимание (способность к длительной концентрации), формируется способность к эффективному самостоятельному обучению.
Использование мнемотаблиц на логопедических занятиях позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.