СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"»

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Слайд 2. «Жизнь – это то, что люди больше всего стараются сохранить

и меньше всего берегут».

Ж. Де Лабрюйер

Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Слайд 3. Работа по формированию безопасного поведения не должна ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения. В доступной и занимательной форме необходимо учить детей наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

Слайд 4. Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и приобщение их к здоровому образу жизни можно разделить на два периода. Первый — это дети 3-5 лет (младшая и средняя группа). В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. Работа с детьми данного возрастного периода должна быть направлена на накопление первичных знаний об опасностях и элементарных правилах поведения в опасных ситуациях. Дети второго возрастного периода (то есть дети старших, подготовительных групп), уже могут осознано отвечать за свои поступки и контролировать своё поведение. Работа с такими детьми должна быть направлена на закрепление и систематизацию полученных знаний и умений, а также обучению применения этих знаний в повседневной жизни. Содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Работа должна проводиться систематически весь учебный год с учетом сезонности при гибком распределении материала в течение дня. Обучение безопасному поведению необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

Слайд 5. Основным критерием в обучении детей дошкольного возраста основам ОБЖ является личностно-ориентированный подход.

Слайд 6. Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовать ее необходимо так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир. В своей группе мы создали «Центр безопасности». Имея такой «багаж» методического материала, гораздо проще организовывать образовательную деятельность. В обучении дошкольников основам безопасного поведения используются следующие методы обучения:

Слайд 7, 8.

  • Наглядные (наблюдение, демонстрация образа, просмотр обучающих мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок и др.)

Наглядность способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений. Для систематизации знаний о правилах безопасности мы демонстрируем детям обучающие мультфильмы. Встреча с полюбившимися мультгероями несет в себе заряд положительных эмоций, а это значит, что идет непосредственное закрепление знаний детей о нормах безопасности. Особое место занимает наблюдение. Этот процесс у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Поэтому важно, чтобы взрослые осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Слайд 9,10.

  • Практические (упражнения, опыты, экспериментирование, моделирование)

Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Слайд 11.

  • Словесные (беседы, рассказ педагога, художественное слово, чтение художественной литературы и др.)

Особенность дошкольников такова, что они не любят строгих назиданий, нравоучений и предупреждений. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, дети знакомятся через сказки, рассказы, стихотворения, поговорки, загадки. С этой целью нами была подобрана художественная литература, которая включает в себя такие произведения как «Айболит», «Озорные котята», «Про правила дорожного движения», «Про пожарную машину» и др.; а также иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Слайд 12, 13, 14, 15.

  • Игровые (создание воображаемой ситуации, дидактическая игра, сюрпризные моменты)

Игра раскрепощает детей, снимает обязательность изучения, способствует повышению эмоциональной активности и делает этот процесс естественным и интересным. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых. Играя, дети манипулируют с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Нами используются дидактические, подвижные, а также сюжетные игры; понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра-драматизация.

Эффективная форма работы по основам безопасности жизнедеятельности детей – игровой тренинг. Он даёт возможность каждому ребёнку побывать в ситуациях, подобных жизненным, самостоятельно или с помощью группы найти правильное решение, выработать правильный алгоритм поведения. Ход каждого игрового тренинга определяется возможностями детей, уровнем их подготовленности.

Слайд 16.

Все выше изложенные методы мы используем при проведении Организованной Образовательной Деятельности. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека. Поэтому большое значение имеет речь воспитателя, ее образность, конкретность, четкость формулирования мыслей.

Слайд 17.

Эффективной формой подачи знаний является физкультурно-оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных и подвижных игр, развлечений. Ребёнок становится сам участником действия, что способствует формированию конкретных умений.

Слайд 18.

В группе часто возникают ситуации, которые требуют немедленного реагирования и пояснения. Для этого на занятиях и других режимных моментах практикуются «Минутки безопасности», например: «Где можно и где нельзя играть», «Осторожно, ножницы», «Сокровища детских карманов» и т.п.

Слайд 19.

Очень важно применять такую форму работы с детьми как труд. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели.

Слайд 20.

В тёплый период года вся работа по обучению ПДД переносится на улицу, где дети разыгрывают различные ситуации, учатся правильно переходить дорогу по регулируемому и нерегулируемому перекрёстку.

Слайд 21.

Условия, сложившиеся из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки в нашей стране, изменили жизнь не только взрослых, но и детей. В связи с этим возникает необходимость выйти на новый формат взаимодействия всех членов педагогического процесса - дистанционный режим. За основу при работе в таком режиме нами был взят план воспитательно-образовательной работы. Родителям предлагались видеоролики, презентации, иллюстрации с подробным описанием действий для успешного освоения детьми данных тем.

Слайд 22.

Сотрудничество с родителями.

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в группе. Эта работа может осуществляется на родительских собраниях, в ходе анкетирования, бесед, консультаций, совместных досугов, мастер-классов, с помощью информации в «уголках родителей». Одной из форм эффективного взаимодействия с родителями является семейная гостиная. Такая форма работы направлена на установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, объединение усилий для развития и воспитания детей, создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и активизации и обогащения воспитательных умений родителей.

Слайд 23.

Вывод выступления:

Итак, самый эффективный вид деятельности дошкольников - игра. В нашей группе особой популярностью пользуются театрализованные и сюжетные игры. Дети всегда с большим интересом и удовольствием примеряют на себя предлагаемые роли. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки. Дети искренне переживают все, что воображают в игре. Именно в этой искренности и заключена сила образовательного воздействия игры. Слайд 24.