Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет развитие математических представлений, столь необходимых для познания окружающего мира.
Широкое использование специально обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
Дидактическая игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, имеющая две цели, одна из них обучающая, которую преследует взрослый, другая – игровая, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезного настроя, использования мыслительного процесса.
Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности. Игра – естественный способ развития ребенка. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических представлений у детей. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствуют закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дошкольном возрасте дидактическая игра позволяет формировать элементы логического мышления, т.е. формировать умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей детей, т.к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Игра – это только один из методов обучения, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
В 2021-2022 учебном году я работала с детьми второй младшей группы. Первичная диагностика по определению уровня сформированности элементарных математических представлений показала: высокий уровень -0 %, средний уровень-60% , низкий уровень - 40% . Исходя из этих показателей в начале учебного года я поставила перед собой цель: формировать элементарные математические представления с использованием дидактических игр. Для достижения поставленной цели, я определила следующие задачи:
- изучить методическую литературу по данной теме;
- разработать систему занятий по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр;
-создать картотеку дидактических игр, считалок, загадок, поговорок, скороговорок, задач, развивающих заданий с математическим содержанием;
- исследовать эффективность использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Этапы работы.
Первый этап – начальный. Мной изучалась и анализировалась литература, подбирался диагностический материал, создавались картотеки.
Второй этап – формирующий. Мной велась работа с детьми по формированию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр.
Третий этап – контрольный. В конце каждого года я проводила диагностику на заключительном этапе по основным направлениям развития элементарных математических представлений соответственно возрасту по трехбалльной системе оценок.
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- игры с цифрами и числами;
- игры путешествие во времени;
- игры на ориентирование в пространстве;
- игры с геометрическими фигурами;
- игры на логическое мышление.
Игры с цифрами и числами учат детей прямому и обратному счёту; закрепляют умения пересчитывать предметы; формируют образ цифры; упражняют в умении находить нужную цифру по заданию взрослого; закрепляют умение соотносить число (цифру) и количество предметов и т. д. Играем в такие игры, как «Подбери игрушку к цифре», «Поезд», игра на липучках «Цифры», счетные палочки и т.п.
Игры-путешествия во времени знакомят детей с днями неделями, временами года, месяцами, их последовательностью. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, времени года, я расположила данную наглядность на стене, где каждое утро, смотря на картинки, мы с детьми проговариваем, какое сейчас время года, месяц, день недели. Играем в такие игры, как «Когда это было», «Назови пропущенный день», «Двенадцать месяцев» и т.п.
Игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Играем в игры «Кто где сидит», «Где спрятались зверюшки», «Путешествие по стрелочкам» и т.п.
Игры с геометрическими фигурами направлены на формирование представлений о геометрических формах (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Предлагаю детям геометрические фигуры для составления плоскостных изображений предметов, животных, птиц. Так же играем в игры «Подбери заплатку», «Подбери фигуру», «Найди фигуре домик», «Геоборд» и т.п.
Игры, направленные на развитие логического мышления, помогают дошкольникам освоить несложные логические построения: сравнение, умозаключение, аналогии, обобщения. Предлагая ребенку логические игры, использую наглядный материал, предметные картинки и картинки-раскраски. В своей работе с большим удовольствием я использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умений доказывать правильность своих суждений. Детям очень нравится самим сочинять загадки, задачки, при этом у детей совершаются сложные мыслительные операции.
Дидактические игры включаю непосредственно в содержание занятий, как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяю возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе все занятия провожу в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
Занятия провожу в различных формах объединения детей (пары, малые подгруппы, вся группа), в зависимости от целей учебно-познавательной деятельности. Это воспитывает у дошкольников навыки взаимодействия со сверстниками.
Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности.
Главная задача моих занятий –это включение всех детей в активное и систематическое усвоение основ математики. Для этого опираюсь не только на имеющиеся у дошкольников знания и представления, но и на индивидуальные особенности детей, их отношение к данному виду деятельности, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход даёт возможность обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что приводит к развитию у них умственных способностей, внимания, предупреждает пассивность у отдельных ребят. Кроме того, при индивидуальном подходе, предлагаю задания детям на дом, для выполнения которых должны привлекаться родители.
Так же игры и игровые упражнения использую не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Организованные игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают обучающие и игровые задачи.
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что включение дидактических игр и упражнений математического содержания в разные виды деятельности детей (совместную, самостоятельную, режимные моменты) позволило повысить их познавательную активность, расширить математические представления. Дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах; стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций; у детей улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать. Решила продолжить работать по данной теме до выпуска детей из сада.