СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете "Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей 3-4 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете "Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей 3-4 лет"»

 Выступление на педагогическом совете   «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей 3-4лет»    Подготовила воспитатель Бельских Н.Н.  МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию 2020г.

Выступление на педагогическом совете  «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей 3-4лет»

Подготовила воспитатель Бельских Н.Н.

МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6»

с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию 2020г.

Цель:  познакомиться с условиями для сенсорного развития детей дошкольного возраста через использование дидактических игр. Задачи Продолжать развивать органы чувств  (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) . Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. Развивать умение созерцать предметы, явления  (всматриваться, вслушиваться) . Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков. Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам  (форме, величине, строению, цвету)  и по характерным деталям. Обогащать представления о цветах и их оттенках. Учить называть цвета по предметному признаку  (малиновый, лимонный и др.) . Закреплять знание эталонов  (форма, цвет, материал и др.) .

Цель: познакомиться с условиями для сенсорного развития детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Задачи

  • Продолжать развивать органы чувств  (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) .
  • Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
  • Развивать умение созерцать предметы, явления  (всматриваться, вслушиваться) . Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
  • Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам  (форме, величине, строению, цвету)  и по характерным деталям.
  • Обогащать представления о цветах и их оттенках.
  • Учить называть цвета по предметному признаку  (малиновый, лимонный и др.) .
  • Закреплять знание эталонов  (форма, цвет, материал и др.) .
 Значение сенсорного воспитания является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, внимание, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.  Рекомендации. Необходимо использовать образовательные технологии: игровые, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, информационные

Значение сенсорного воспитания

  • является основой для интеллектуального развития,
  • развивает наблюдательность, внимание,
  • позитивно влияет на эстетическое чувство,
  • является основой для развития воображения,
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка,
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Рекомендации. Необходимо использовать образовательные технологии:

  • игровые,
  • личностно-ориентированные,
  • здоровьесберегающие,
  • информационные

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

дидактическая игра является

средством для  сенсорного развития детей

Все  дидактические игры можно разделить на три основных вида

  • игры с предметами,
  • настольно-печатные и
  • словесные игры.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях :

1. Социально-коммуникативное  развитие происходит через развитие  общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в  дидактических  и сюжетно-ролевых играх.

2. Познавательное  развитие происходит через  формирование первичных  сенсорных  представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое  развитие происходит через  обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое  развитие-развитие сенсорного восприятия .

5. Физическое  развитие -через развитие  мелкой моторики обеих рук.

.

 Игра — это наивысшая форма исследования.  Альберт Эйнштейн Этапы проекта Этапы работы 1 этап - подготовительный Вид деятельности 2 этап – основной (практический) изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста ; изучение литературы по теме «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей раннего возраста»; изучение инновационных технологий и методик; подбор дидактических игр и упражнений, информационного материала для родителей. Создание картотеки дидактических игр; посещение интернет сайтов и публикаций по теме «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей раннего возраста» и др. 3 этап - заключительный составление плана мероприятий; непосредственно образовательная деятельность. проведение бесед, дидактических игр, игровых упражнений, подвижных игр; консультация для родителей; создание уголка с различными дидактическими играми; оформление презентации; подведение итогов проекта презентация работы на педагогическом совете; публикация на сайте

Игра — это наивысшая форма исследования.

Альберт Эйнштейн

Этапы проекта

Этапы работы

1 этап - подготовительный

Вид деятельности

2 этап –

основной (практический)

  • изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста ;
  • изучение литературы по теме «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей раннего возраста»;
  • изучение инновационных технологий и методик;
  • подбор дидактических игр и упражнений, информационного материала для родителей. Создание картотеки дидактических игр;
  • посещение интернет сайтов и публикаций по теме «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей раннего возраста» и др.

3 этап - заключительный

  • составление плана мероприятий;
  • непосредственно образовательная деятельность. проведение бесед, дидактических игр, игровых упражнений, подвижных игр;
  • консультация для родителей;
  • создание уголка с различными дидактическими играми;
  • оформление презентации;
  • подведение итогов проекта
  • презентация работы на педагогическом совете;
  • публикация на сайте
Работа с родителями Родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»; Выставка литературы, игр, пособий; Консультации и беседы о роли дидактических и развивающих игр для малышей Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка». Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Работа с родителями

  • Родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»;
  • Выставка литературы, игр, пособий;
  • Консультации и беседы о роли дидактических и развивающих игр для малышей
  • Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  • Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
План мероприятий реализации «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей 3-4 лет»
  • План мероприятий реализации «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей 3-4 лет»
1. Анализ развития сенсорных способностей у детей раннего возраста. Мониторинг усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста на начало года (сентябрь) Цель : Выявить знания детей в области сенсорных эталонов (посредством дидактического материала): величины, цвета, формы, Задачи:  Провести диагностический опрос детей в восприятии величины, цвета, формы.  Зафиксировать полученные данные в таблицу. Оборудование:  Набор геометрических плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник ), четырех основных цветов спектра (красный, желтый, зеленый, синий), трех разных величин (большой, средний, маленький). Форма организации: Групповая (по пять человек) 3 балла - критерий сформирован (высокий уровень). 2 балла-критерий сформирован с небольшими замечаниями (средний уровень). 1 балл-критерий слабо сформирован (низкий уровень).

1. Анализ развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Мониторинг усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста на начало года (сентябрь)

Цель : Выявить знания детей в области сенсорных эталонов (посредством дидактического материала): величины, цвета, формы,

Задачи:

Провести диагностический опрос детей в восприятии величины, цвета, формы.

Зафиксировать полученные данные в таблицу.

Оборудование:

Набор геометрических плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник ), четырех основных цветов спектра (красный, желтый, зеленый, синий), трех разных величин (большой, средний, маленький).

Форма организации:

Групповая (по пять человек)

3 балла - критерий сформирован (высокий уровень).

2 балла-критерий сформирован с небольшими замечаниями (средний уровень).

1 балл-критерий слабо сформирован (низкий уровень).

Показатели на начало учебного года 2019-2020

Ф И

Определение величин

1

большой

2

Дима А.

3

Егор А.

средний

+

Филипп Б.

+

маленький

-

4

Уровень развития

+

+

-

5

 

Определение цвета

Полина Б.

+

-

6

+

С

Тимофей Г.

красный

-

Арина Г.

+

+

-

7

С

синий

-

-

+

-

зелёный

Полина З.

8

Н

+

-

+

9

+

Милана К.

-

-

+

белый

Н

черный

-

Иван К.

-

+

10

+

-

+

-

Н

11

+

+

-

Арина К.

-

+

+

Уровень развития

желтый

+

-

С

 

+

+

Определение формы предметов

 

Максим К.

+

+

12

+

-

С

-

+

+

+

В

круг

13

-

Дима К.

+

+

-

+

+

С

-

+

-

овал

+

Женя Л.

Н

-

+

+

+

+

+

-

С

+

14

Н

+

+

-

-

-

+

квадрат

С

Женя М.

+

15

+

-

+

+

+

-

+

-

Дима М.

+

прямоугольник

+

Н

16

+

+

+

+

Н

+

-

-

+

+

+

+

-

Уровень развития

+

С

-

+

треугольник

С

Ксения М.

17

+

-

+

+

-

Михаил М.

-

+

+

18

+

+

-

Средний

уровень развития

С

С

-

+

+

+

 

+

+

+

-

19

Екатерина М.

-

+

+

-

+

+

С

+

С

+

-

-

+

-

 

+

С

-

+

+

+

+

Иван О.

-

С

-

В

-

Н

20

+

+

+

Н

-

+

-

-

+

-

+

+

В

С

Н

Дарина С.

+

21

-

+

+

-

+

+

+

-

Н

+

Егор Т.

Н

+

22

В

-

-

+

+

+

+

+

С

+

+

-

-

-

Н

+

+

-

С

+

+

+

+

23

Артём Х.

-

+

+

-

Н

-

+

С

Н

+

+

-

В

+

+

+

+

Таисия Ш.

+

-

+

С

+

-

+

+

-

С

24

Н

+

-

-

+

+

С

С

+

Мария Ш.

-

С

С

-

-

+

+

+

+

+

-

-

+

+

С

+

+

В

+

+

+

+

С

+

С

-

+

+

-

+

-

+

-

+

+

С

+

-

+

С

+

+

+

С

С

+

-

С

С

+

-

-

+

+

+

+

-

+

С

В

+

Н

+

В

С

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

С

Н

+

С

+

+

-

+

+

-

С

+

+

+

-

С

+

+

+

В

+

С

-

+

+

+

-

+

+

+

С

+

В

-

+

С

+

-

+

+

+

+

-

+

В

+

+

+

С

-

С

+

С

+

+

+

-

С

+

С

+

+

+

В

С

С

+

+

+

-

+

-

+

С

+

В

С

+

-

С

+

+

-

+

С

-

+

-

В

+

С

В

В

+

-

+

С

В

+

+

С

С

-

С

С

С

Показатели на конец учебного года 2019-2020

Ф И

Определение величин

1

большой

2

Дима А.

3

Егор А.

средний

+

Филипп Б.

+

маленький

-

4

Уровень развития

+

+

-

5

 

Определение цвета

Полина Б.

+

-

6

+

С

Тимофей Г.

красный

+

Арина Г.

+

+

-

7

С

синий

+

-

+

-

зелёный

Полина З.

8

С

+

-

+

9

+

Милана К.

+

+

+

белый

Н

черный

+

Иван К.

+

+

10

+

+

+

+

С

11

+

+

+

Арина К.

-

+

+

Уровень развития

желтый

+

+

В

 

+

+

Определение формы предметов

 

Максим К.

+

+

12

+

+

В

-

+

+

+

В

круг

13

-

Дима К.

+

+

+

+

+

В

-

+

-

овал

+

Женя Л.

С

+

+

+

+

+

+

+

В

+

14

С

+

+

-

+

+

+

квадрат

В

Женя М.

+

15

+

-

+

+

+

-

+

-

Дима М.

+

прямоугольник

+

С

16

+

+

+

+

С

+

-

-

+

+

+

+

-

Уровень развития

+

С

-

+

треугольник

С

Ксения М.

17

+

+

+

+

-

Михаил М.

-

+

+

18

+

+

-

Средний

уровень развития

С

В

+

+

+

+

 

+

+

+

-

19

Екатерина М.

-

+

+

+

+

+

В

+

В

+

-

-

+

+

 

+

С

-

+

+

+

+

Иван О.

-

В

+

В

+

С

20

+

+

+

С

-

+

+

-

+

-

+

+

В

С

С

Дарина С.

+

21

-

+

+

-

+

+

+

-

С

+

Егор Т.

С

+

22

В

-

-

+

+

+

+

+

С

+

+

-

-

-

Н

+

+

-

С

+

+

+

+

23

Артём Х.

-

+

+

-

Н

-

+

С

С

+

+

-

В

+

+

+

+

Таисия Ш.

+

+

+

С

+

-

+

+

-

С

24

С

+

-

-

+

+

С

В

+

Мария Ш.

+

С

С

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

+

С

+

+

В

+

+

+

+

В

+

С

+

+

+

-

+

+

+

+

+

+

С

+

-

+

С

+

+

+

В

В

+

-

С

В

+

+

-

+

+

+

+

-

+

С

В

+

Н

+

В

В

+

+

-

+

+

+

+

-

-

+

В

С

+

С

+

+

-

+

+

-

В

+

+

+

-

С

+

+

+

В

+

С

-

+

+

+

-

+

+

+

С

+

В

-

+

С

+

-

+

+

+

+

+

+

В

+

+

+

С

-

С

+

С

+

+

+

-

С

+

С

+

+

+

В

С

С

+

+

+

-

+

-

+

В

+

В

С

+

-

В

+

+

+

+

В

-

+

-

В

+

В

В

В

+

-

+

С

В

+

+

С

С

-

С

С

В

Показатели диагностики на начало и наконец 2019-2020года  * Определение величин : большой, средний, маленький  * Определение цвета : красный, синий, зелёный, белый, черный, желтый  * Определение формы предметов : круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник  Сравнивая итоговые показатели на начало и конец года, можно сказать о динамике продвижения в развитии детей.

Показатели диагностики на начало и наконец 2019-2020года * Определение величин : большой, средний, маленький * Определение цвета : красный, синий, зелёный, белый, черный, желтый * Определение формы предметов : круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник Сравнивая итоговые показатели на начало и конец года, можно сказать о динамике продвижения в развитии детей.

Заключение Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых и участия родителей, оно нередко оказывается поверхностным, неполным. С помощью воспитателя и участия родителей сенсорное воспитание - последовательное, планомерное, осознанное. Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте с родителями, мы, педагоги можем достичь положительных результатов по формированию и развитию способностей ребенка . В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития . В результате специально организованных мною игр дети научились обследовать предметы, выделяя их признаки. Научились соотносить предметы по форме, цвету и величине. Устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название и многое другое. По итогам проведенной диагностики, мною были решены все поставленные задачи и составлены рекомендации для родителей .