Выступление на педагогическом совете «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей 3-4лет»
Подготовила воспитатель Бельских Н.Н.
МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №6»
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию 2020г.
Цель: познакомиться с условиями для сенсорного развития детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.
Задачи
- Продолжать развивать органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) .
- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.
- Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться) . Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по форме, величине, строению, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.
- Развивать умение классифицировать предметы по общим качествам (форме, величине, строению, цвету) и по характерным деталям.
- Обогащать представления о цветах и их оттенках.
- Учить называть цвета по предметному признаку (малиновый, лимонный и др.) .
- Закреплять знание эталонов (форма, цвет, материал и др.) .
Значение сенсорного воспитания
- является основой для интеллектуального развития,
- развивает наблюдательность, внимание,
- позитивно влияет на эстетическое чувство,
- является основой для развития воображения,
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,
- влияет на расширение словарного запаса ребенка,
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.
Рекомендации. Необходимо использовать образовательные технологии:
- игровые,
- личностно-ориентированные,
- здоровьесберегающие,
- информационные
В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.
дидактическая игра является
средством для сенсорного развития детей
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида :
- игры с предметами,
- настольно-печатные и
- словесные игры.
Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях :
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в дидактических и сюжетно-ролевых играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величине, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие происходит через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие-развитие сенсорного восприятия .
5. Физическое развитие -через развитие мелкой моторики обеих рук.
.
Игра — это наивысшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн
Этапы проекта
Этапы работы
1 этап - подготовительный
Вид деятельности
2 этап –
основной (практический)
- изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста ;
- изучение литературы по теме «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей раннего возраста»;
- изучение инновационных технологий и методик;
- подбор дидактических игр и упражнений, информационного материала для родителей. Создание картотеки дидактических игр;
- посещение интернет сайтов и публикаций по теме «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей раннего возраста» и др.
3 этап - заключительный
- составление плана мероприятий;
- непосредственно образовательная деятельность. проведение бесед, дидактических игр, игровых упражнений, подвижных игр;
- консультация для родителей;
- создание уголка с различными дидактическими играми;
- оформление презентации;
- подведение итогов проекта
- презентация работы на педагогическом совете;
- публикация на сайте
Работа с родителями
- Родительские собрания «Сенсорное воспитание: средства, формы, методы»; «Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр»;
- Выставка литературы, игр, пособий;
- Консультации и беседы о роли дидактических и развивающих игр для малышей
- Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
- Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
- План мероприятий реализации «Использование дидактических игр. Сенсорное развитие у детей 3-4 лет»
1. Анализ развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Мониторинг усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста на начало года (сентябрь)
Цель : Выявить знания детей в области сенсорных эталонов (посредством дидактического материала): величины, цвета, формы,
Задачи:
Провести диагностический опрос детей в восприятии величины, цвета, формы.
Зафиксировать полученные данные в таблицу.
Оборудование:
Набор геометрических плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник ), четырех основных цветов спектра (красный, желтый, зеленый, синий), трех разных величин (большой, средний, маленький).
Форма организации:
Групповая (по пять человек)
3 балла - критерий сформирован (высокий уровень).
2 балла-критерий сформирован с небольшими замечаниями (средний уровень).
1 балл-критерий слабо сформирован (низкий уровень).
Показатели на начало учебного года 2019-2020
№
Ф И
Определение величин
1
большой
2
Дима А.
3
Егор А.
средний
+
Филипп Б.
+
маленький
-
4
Уровень развития
+
+
-
5
Определение цвета
Полина Б.
+
-
6
+
С
Тимофей Г.
красный
-
Арина Г.
+
+
-
7
С
синий
-
-
+
-
зелёный
Полина З.
8
Н
+
-
+
9
+
Милана К.
-
-
+
белый
Н
черный
-
Иван К.
-
+
10
+
-
+
-
Н
11
+
+
-
Арина К.
-
+
+
Уровень развития
желтый
+
-
С
+
+
Определение формы предметов
Максим К.
+
+
12
+
-
С
-
+
+
+
В
круг
13
-
Дима К.
+
+
-
+
+
С
-
+
-
овал
+
Женя Л.
Н
-
+
+
+
+
+
-
С
+
14
Н
+
+
-
-
-
+
квадрат
С
Женя М.
+
15
+
-
+
+
+
-
+
-
Дима М.
+
прямоугольник
+
Н
16
+
+
+
+
Н
+
-
-
+
+
+
+
-
Уровень развития
+
С
-
+
треугольник
С
Ксения М.
17
+
-
+
+
-
Михаил М.
-
+
+
18
+
+
-
Средний
уровень развития
С
С
-
+
+
+
+
+
+
-
19
Екатерина М.
-
+
+
-
+
+
С
+
С
+
-
-
+
-
+
С
-
+
+
+
+
Иван О.
-
С
-
В
-
Н
20
+
+
+
Н
-
+
-
-
+
-
+
+
В
С
Н
Дарина С.
+
21
-
+
+
-
+
+
+
-
Н
+
Егор Т.
Н
+
22
В
-
-
+
+
+
+
+
С
+
+
-
-
-
Н
+
+
-
С
+
+
+
+
23
Артём Х.
-
+
+
-
Н
-
+
С
Н
+
+
-
В
+
+
+
+
Таисия Ш.
+
-
+
С
+
-
+
+
-
С
24
Н
+
-
-
+
+
С
С
+
Мария Ш.
-
С
С
-
-
+
+
+
+
+
-
-
+
+
С
+
+
В
+
+
+
+
С
+
С
-
+
+
-
+
-
+
-
+
+
С
+
-
+
С
+
+
+
С
С
+
-
С
С
+
-
-
+
+
+
+
-
+
С
В
+
Н
+
В
С
+
+
-
+
+
+
+
-
-
+
С
Н
+
С
+
+
-
+
+
-
С
+
+
+
-
С
+
+
+
В
+
С
-
+
+
+
-
+
+
+
С
+
В
-
+
С
+
-
+
+
+
+
-
+
В
+
+
+
С
-
С
+
С
+
+
+
-
С
+
С
+
+
+
В
С
С
+
+
+
-
+
-
+
С
+
В
С
+
-
С
+
+
-
+
С
-
+
-
В
+
С
В
В
+
-
+
С
В
+
+
С
С
-
С
С
С
Показатели на конец учебного года 2019-2020
№
Ф И
Определение величин
1
большой
2
Дима А.
3
Егор А.
средний
+
Филипп Б.
+
маленький
-
4
Уровень развития
+
+
-
5
Определение цвета
Полина Б.
+
-
6
+
С
Тимофей Г.
красный
+
Арина Г.
+
+
-
7
С
синий
+
-
+
-
зелёный
Полина З.
8
С
+
-
+
9
+
Милана К.
+
+
+
белый
Н
черный
+
Иван К.
+
+
10
+
+
+
+
С
11
+
+
+
Арина К.
-
+
+
Уровень развития
желтый
+
+
В
+
+
Определение формы предметов
Максим К.
+
+
12
+
+
В
-
+
+
+
В
круг
13
-
Дима К.
+
+
+
+
+
В
-
+
-
овал
+
Женя Л.
С
+
+
+
+
+
+
+
В
+
14
С
+
+
-
+
+
+
квадрат
В
Женя М.
+
15
+
-
+
+
+
-
+
-
Дима М.
+
прямоугольник
+
С
16
+
+
+
+
С
+
-
-
+
+
+
+
-
Уровень развития
+
С
-
+
треугольник
С
Ксения М.
17
+
+
+
+
-
Михаил М.
-
+
+
18
+
+
-
Средний
уровень развития
С
В
+
+
+
+
+
+
+
-
19
Екатерина М.
-
+
+
+
+
+
В
+
В
+
-
-
+
+
+
С
-
+
+
+
+
Иван О.
-
В
+
В
+
С
20
+
+
+
С
-
+
+
-
+
-
+
+
В
С
С
Дарина С.
+
21
-
+
+
-
+
+
+
-
С
+
Егор Т.
С
+
22
В
-
-
+
+
+
+
+
С
+
+
-
-
-
Н
+
+
-
С
+
+
+
+
23
Артём Х.
-
+
+
-
Н
-
+
С
С
+
+
-
В
+
+
+
+
Таисия Ш.
+
+
+
С
+
-
+
+
-
С
24
С
+
-
-
+
+
С
В
+
Мария Ш.
+
С
С
+
+
+
+
+
+
+
-
-
+
+
С
+
+
В
+
+
+
+
В
+
С
+
+
+
-
+
+
+
+
+
+
С
+
-
+
С
+
+
+
В
В
+
-
С
В
+
+
-
+
+
+
+
-
+
С
В
+
Н
+
В
В
+
+
-
+
+
+
+
-
-
+
В
С
+
С
+
+
-
+
+
-
В
+
+
+
-
С
+
+
+
В
+
С
-
+
+
+
-
+
+
+
С
+
В
-
+
С
+
-
+
+
+
+
+
+
В
+
+
+
С
-
С
+
С
+
+
+
-
С
+
С
+
+
+
В
С
С
+
+
+
-
+
-
+
В
+
В
С
+
-
В
+
+
+
+
В
-
+
-
В
+
В
В
В
+
-
+
С
В
+
+
С
С
-
С
С
В
Показатели диагностики на начало и наконец 2019-2020года * Определение величин : большой, средний, маленький * Определение цвета : красный, синий, зелёный, белый, черный, желтый * Определение формы предметов : круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник Сравнивая итоговые показатели на начало и конец года, можно сказать о динамике продвижения в развитии детей.
Заключение Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых и участия родителей, оно нередко оказывается поверхностным, неполным. С помощью воспитателя и участия родителей сенсорное воспитание - последовательное, планомерное, осознанное. Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте с родителями, мы, педагоги можем достичь положительных результатов по формированию и развитию способностей ребенка . В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития . В результате специально организованных мною игр дети научились обследовать предметы, выделяя их признаки. Научились соотносить предметы по форме, цвету и величине. Устанавливать сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название и многое другое. По итогам проведенной диагностики, мною были решены все поставленные задачи и составлены рекомендации для родителей .