Выступление на педсовете. 29.12.2015
Слайд1.
КАК НАУЧИТЬ ПИСАТЬ, СОХРАНЯЯ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Методика обучения письму детей подвергалась реформе неоднократно. В методической науке середины 20-го столетия наблюдается противоречие между двумя направлениями: поэлементного, как отрывного и буквенно-целостного, как безотрывного. До реформы обучения первоначальному письму 1968 года ученики овладевали отрывным письмом на первых порах карандашом, а затем пером. С приемами безотрывного письма детей знакомили на более поздних этапах обучения. Основываясь на исследованиях Ф. Г. Голованова и Е. Н. Соколовой Министерство просвещения РСФСР провело реформу обучения первоначальному письму. Суть этой реформы заключалась в следующем:
Слайд 2.
- перо заменили шариковой ручкой и, как следствие, было введено безнажимное письмо;
- упростили начертание всех букв, тем самым обеспечили идентичность строчных и заглавных букв;
- ввели безотрывное письмо букв, предполагая повысить темп письма.
Интересен тот факт, что необходимость реформы обучения письму объясняется следующим образом: "Буквы и цифры школьного письма устарели. Они не соответствуют процессу обучения, требованиям жизни, эстетическим вкусам нашего времени. Очень сложен состав элементов букв, нерациональное соединение их в целые буквы, а букв в слова. Совершенно ненужными становятся в элементах букв нажимы и волосяные линии, в заглавных буквах - различные украшения и витиеватость форм." ( Голованов Ф. Г. )
Возможно, этот шрифт, которым пользовались в дореформенный период, и требовал небольшого упрощения, но отказ от нажима, волосяной линии и отрывного письма привел к тому, что исчезло каллиграфическое письмо, увеличилось количество дисграфических ошибок, увеличилось мышечное напряжение, что негативно сказалось на здоровье детей. О влиянии безотрывного письма шариковой ручкой подробно рассмотрено в исследованиях В. Ф. Базарного. Владимир Филиппович доказал, что безотрывное письмо шариковой ручкой наносит большой вред здоровью ребенка, слишком велико мышечное напряжение.
Многолетний опыт обучения детей письму привел нас к выводу: необходимо вернуться к отрывному импульсно-нажимному письму пером. При таком письме происходит смена мышечного напряжения – ведем перышко вниз – нажим, вверх – волосяная линия. Чернила на перышке закончились, отрываем руку, чтобы макнуть перышко в чернила. Но для обучения такому письму прописей не было, несмотря на их многообразие.
Нами были разработаны прописи для первоначального обучения отрывному нажимному каллиграфическому письму. Данные прописи составлены в соответствии с "Русской азбукой" Горецкого В. Г.
Учитывая физиологические особенности учащегося, большое место в наших прописях отводится подготовке руки ребенка. Для этого мы используем следующие виды работы:
Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
В букварный период сохраняется письмо карандашом и происходит постепенный переход к письму пером, учитывая сформированность навыка письма каждого ребенка в отдельности. В целом переход на письмо пером осуществляется к концу первого года обучения.
Слайд 8.
Для повышения интереса к процессу письма некоторые страницы прописей составлены по-разному для мальчиков и девочек. К примеру, в добукварный период девочкам предлагается дорисовать овощи на грядках, а мальчикам - столярные инструменты; штриховка пером транспорта для мальчиков, одежды - для девочек.
Слайд 9.
В букварный период тематика текстов некоторых уроков также различна.
Содержательная сторона прописей включает в себя (Слайд 10) упражнения на развитие логического мышления, (Слайд 11) орфографической зоркости, расширение словарного запаса, упражнения на предупреждение дисграфических ошибок.
Наш многолетний опыт работы по данным прописям дал положительный результат:
Слайд 12.
- у учащихся повысилась мотивация к обучению письму;
- заметно улучшилась каллиграфия;
- уменьшилось количество дисграфических ошибок.
Когда сформирован устойчивый навык письма пером (примерно к 3-ему классу), переходим к письму авторучкой, но обязательно при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!