Выступление на педагогическом совете
«Когнетивные технологии обучения как условие развития личности и повышения качества образования»
Подготовила Зюзя Н.А.
Когнитивность - способность к умственному восприятию и переработке внешней информации.
Развитие когнитивных способностей к обучению:
тренировка разных видов памяти для освоения учебной информации;
освоение способов умственных действий с информацией в процессе её использования.
Цель применения данной технологии на уроках – интеллектуальное развитие обучающихся в процессе усвоения систематического научного содержания предмета.
Под когнитивными педагогическими технологиями мы понимаем учебный процесс интеллектуального развития обучаемых, основанный на модульном представлении учебной информации. В рамках когнитивного подхода учащийся считается активным и сознательным участником процесса учения, а не объектом обучающей деятельности педагога, то есть реализуются субьект-субъектные отношения между учащимися и учителем, а процесс учения имеет личностно и социально обусловленный характер. Данный подход не только не противоречит педагогике сотрудничества и интерактивным методам обучения, которые так актуальны в современной педагогике, а наоборот, берет их на вооружение. Обучение - процесс формирования когнитивных схем, которые необходимо научиться воспринимать и перерабатывать для адекватного восприятия окружающего мира.
Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных схем, если же эти средства отсутствуют, то информация, либо воспринимается, либо частично искажается.
Педагогические принципы когнитивной технологии обучения определяют направление деятельности учителя.
- Вместо передачи знаний — обучение способам их осмысления (понимания) и переработки.
- Вместо передачи норм и правил — помощь в формировании ценностного отношения к явлениям и поступкам.
- Вместо контроля первичного усвоения — создание ситуаций для практического применения и творческого развития знания.
В основу современной системы освоения ценностей физической культуры закладываются инновационные подходы и новые педагогические технологии, которые сформировались в последнее время. Философско-культорологический подход к организации учебного процесса физического воспитания в общеобразовательной школе обусловливает необходимость формирования физической культуры личности ученика.
Однако традиционно процесс физического воспитания в школе сводится к физическому развитию и подготовке, формированию физических качеств, двигательных умений и навыков, акцентируется биологический, двигательный аспект. Необходимо ставить более широкие цели - воспитание посредством освоения всего ценностного потенциала физической культуры.
Содержание физкультурного воспитания включает в себя три основных направления: социально-психологическое, интеллектуальное и двигательное (физическое). Сущность социально-психологического воспитания сводится к формированию жизненной философии, убежденности, деятельностного отношения к освоению ценностей физической культуры. Содержание интеллектуального воспитания предполагает формирование у ребенка комплекса теоретических знаний, охватывающих социокультурные, психолого-педагогические, медико-биологические и другие аспекты, тесно связанные с физкультурным знанием. Физкультурное воспитание содержит решение двигательных задач - формирование физических качеств, умений и навыков управления движениями.
У себя на уроках я применяю следующие виды когнетивных технологий:
Вербально-лингвистический
- задания связанные с чтением интересной информации, дискуссионные формы.
Визуально-пространственный
- визуальное восприятие окружающей действительности, способность создавать и использовать воображаемые образы, а так же ориентацию в пространстве, совершенствование наблюдательных способностей, решения упражнений на образное восприятие и активное воображение.
Телесно-кинестетический
- физическая координация и ловкость, использование мелкой и крупной моторики, и самовыражение или обучение посредством двигательной, физической активности. Он может быть развит через конструирование, танец, различные виды спорта и подвижные игры, пантомиму, а также использование различных приспособлений и инструментов для решения проблем и обучения.
Музыкальный
- понимание и выражение себя посредством музыки и ритма, а также или композиторской, исполнительской и дирижерской деятельности. Он может быть развит посредством слушания музыки, включения в различные ритмические игры, пение, танец или игру.
Внутриличностный
-понимание собственного внутреннего мира мыслей, эмоций, чувств; и совершенствование собственных способностей контролировать их и работать с ними осознанно. Он может быть развит через выполнение самостоятельных проектов, творческую деятельность, различные способы рефлексии.
Межличностный
- понимание способов взаимодействия с другими людьми, умение работать сообща. Он может быть развит через участие в коллективных играх, групповых проектах, дискуссиях, в процессе межкультурного взаимодействия, в инсценировках и ролевых играх.
Когнитивные технологии способствуют развитию широкого кругозора. Обучаемые самостоятельно стремятся к поиску истины, критически воспринимают противоречивые идеи. Они способны к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределённости, приобретению новых знаний; обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию; стремиться к творческой самореализации. Знания и возможности, полученные при таком подходе, способствуют развитию высокого уровня интеллекта, формированию творческого потенциала, накоплению практического опыта, формированию необходимого в новых образовательных условиях методического мышления.