СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете «Методика нравственного воспитания средствами музыкального образования»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление на педагогическом совете «Методика нравственного воспитания средствами музыкального образования»

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете «Методика нравственного воспитания средствами музыкального образования»»

Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» в городе Димитровграде Ульяновской области»


музыкальный руководитель

ДОРОНИНА ЛАРИСА ВИКТОРОВНА


Выступление на педагогическом совете «Методика нравственного воспитания средствами музыкального образования»


Воспитание должно просветить сознание человека, чтобы перед глазами его лежала ясно дорога добра…

К.Д.Ушинский



Ушедший век показал, что одни лишь достижения науки и экономики не могут сделать нашу жизнь гармоничной и достойной человека. Достижения прогресса могут одновременно с пользой послужить и разрушению, насилию, соблазнам, подменяющим подлинные ценности бытия. Перед человечеством стремительно нарастают глобальные экономические, экологические и духовно-нравственные проблемы. Без духовности прекращается развитие общества, становятся бесполезными самые глубокие знания, самые новейшие технологии.

В современном обществе рушится нравственное и физическое здоровье русского народа. Отсутствие понятий о смысле жизни и духовных нравственных ценностях поднимает вопрос о выживании нашего народа и нашего государства. В условиях утраты обществом традиционного российского гражданского самосознания, распространения равнодушия, цинизма, агрессивности формируется комплекс ущербности и неполноценности нации.

«…Ребенок представляет собою зеркальное отображение окружающей его жизни и среды. Какова эта среда, какова атмосфера, которою он надышался, – таковы получатся и плоды воспитания, таковы выработаются в питомце интеллектуально-нравственные качества», - писал более ста лет назад, еще в 1899 году, педагог А.Кичигин.

В связи с идеологической переориентацией российского общества особо остро встает проблема утраты духовно-нравственных ориентиров молодым поколением россиян. Приобщение к истинным духовным ценностям должно осуществляться с детства, а нынешние подростки равнодушны к проблемам общества и своих близких. Потеря ощущения единства с природой, единства с жизнью народа, его историей становится тем негативным явлением, которое оказывает значительное влияние на формирование личности подростков.

В то же время социальная ситуация на современном этапе предъявляет особые требования к формированию личности. На передний план выходят такие личностные качества, как моральная ответственность, достоинство, духовность, самодисциплина, уважение к закону, культура жизненного самоопределения.

В связи с вышесказанным, мы видим возникающие противоречия:

- между низким уровнем духовности подрастающего поколения и потребностью государства в гражданах социально компетентных, с активной жизненной позицией;

- между формированием духовно-нравственного мира подростков и негативным влиянием на молодежь социальных явлений современной жизни (власть денег и криминала, жестокость, насилие, распространение асоциального поведения и т.п.).

Возникает проблема: формирование системы ценностей, обеспечивающей духовно-нравственное развитие личности.

Для решения данной проблемы необходимо более активно использовать средства дополнительного образования.

В Концепции модернизации Российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Дополнительное образование рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства.

Дополнительному образованию в современном общественно-педагогическом сознании отводится роль одного из ведущих средств личностного, физического и духовного воспитания детей. Главная цель системы дополнительного образования - создание условий для свободного выбора каждым ребенком той деятельности, которая удовлетворяет его познавательные, творческие интересы, и способствует его профессиональному самоопределению.

Учреждения дополнительного образования не остаются в стороне от инновационных процессов в системе образования. В условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения дополнительное образование должно более востребовано в плане воспитательного потенциала. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Именно в направлении воспитания молодого поколения потенциал дополнительного образования должен быть особенно востребован. Детские объединения системы дополнительного образования помогают детям осмыслить свои роль и место в жизни общества – в плане проявления активности, небезразличного отношения к окружающему, личной ответственности за результат своего труда. Все это позволяет воспитать и развить у подростков лучшие человеческие качества, сформировать социально-нравственные ценности: уважение к родителям, любовь к родине, миролюбие, ответственность перед близкими людьми и другие.

Наше учреждение, дом детского творчества, являясь учреждением дополнительного образования, участвует в инновационных процессах. Мы видим образовательную и воспитательную задачи в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно с взрослыми в созидательную самодеятельность. Педагогический коллектив активно участвует в формировании воспитательной системы дома детского творчества. Системообразующая деятельность в Доме детского творчества организуется одновременно на трех уровнях:

первичный коллектив – детское объединение;

воспитательное пространство Дома детского творчества;

воспитательное пространство поселка и района (территории).


Воспитательная деятельность через детское объединение.


Духовно-нравственное воспитание личности в условиях учреждения дополнительного образования является приоритетным направлением воспитательной работы в нашем учреждении. Организация учебно-воспитательного процесса направлена на раскрытие подлинных человеческих способностей и качеств, приобщение детей к высшим духовно-нравственным ценностям через занятия в детских объединениях.

Все программы, реализуемые в ДДТ, несут воспитательную нагрузку. Занимаясь в творческих объединениях декоративно-прикладного творчества, дети знакомятся с истоками народного творчества, творят прекрасное, красивое, а красота воспитывает нравственную чистоту, человечность, духовность. В нашем ДДТ есть объединения с многолетним опытом работы, со своими традициям, достижениями выпускников и воспитанников которых мы гордимся.

Учебный план Дома детского творчества позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности воспитанников, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни.

Все программы несут в себе функцию формирования творческого потенциала детей и воспитание духовно-нравственной личности через весь комплекс знаний, умений, навыков.

Общее содержание дополнительных образовательных программ представляет собой уровневую систему, позволяющую осуществлять постепенный переход от выявления интересов и способностей детей через общее развитие личности на основе дифференцированного подхода до творческой деятельности, специализированной или профилированной, и профессионального самоопределения.

Мы осознаем, что в современных условиях возникает необходимость не в дисциплинированном исполнителе, а в творческом человеке, способном к самообразованию и непрерывному личностному росту. Поэтому задачи помощи воспитанникам в личностном и профессиональном самоопределении являются базовыми в нашей воспитательной системе.