Педсовет
«Проблема снижения мотивации к учению и пути её решения»
Каждому из нас хорошо известно, что те изменения, которые сейчас происходят в образовании, направлены на обновление содержания обучения, постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, на развитие познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Анализ результатов обученности и воспитанности детей нашей школы позволяет сделать вывод, что педагогическому коллективу необходимо решать очень важную проблему снижения мотивации к учению. Она касается не только нашей школы, сегодня по результатам диагностики психологов, педагогов отмечается нежелание учиться детей в связи со многими причинами: высокая информативность жизни, что приводит к интеллектуальному и физическому переутомлению, огромное количество социальных проблем (в том числе нежелание родителей заниматься воспитанием). Возникает противоречие, которое требует разрешения: учитель в процессе обучения должен так построить управленческое воздействие, чтобы ребенок хотел учиться. Сегодня нам предстоит с позиций передового педагогического и собственного опыта попытаться решить поставленную проблему.
Посещая уроки учителей нашей школы, администрация, как правило, выделяет следующие положительные моменты:
соответствие материала по сложности и типу класса;
оптимальный темп урока;
общая эрудиция учителей;
культура и выразительность речи учителей;
сотрудничество с учащимися.
Но вместе с тем есть и негативные моменты:
недостаточная мотивировка учащихся;
стандартность форм работы на уроке;
недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке.
Негативные моменты ставят проблему, которую необходимо решить педагогическим коллективом.
На современном уровне психологической науки мы не вправе просто констатировать, что ученик не хочет учиться. Надо постараться выяснить, почему именно он не хочет учиться, что влияет на формирование школьной мотивации.
Наши ученики, какие они? Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологические состояния? Чем заполнено пространство их интересов? Чем заняты их мысли и чувства? Наши ученики очень разные, но есть одно общее, что несомненно их объединяет - они люди другого времени. И это мы должны учитывать. Многие педагогические приёмы прошлых лет требуют переосмысления, создания иных условий для их реализации.
Что нужно знать и уметь современному молодому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социальных условиях? Школа должна научить учиться, научить зарабатывать на жизнь, обустраивать собственную жизнь, научить общаться. Таким образом, выпускник современной школы, наш ученик должен обладать следующими качествами личности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях
- уметь самостоятельно приобретать необходимые ему знания
- умело применять их на практике для решения разнообразных проблем
- самостоятельно критически мыслить
- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща
-самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культуры, нравственности
Перечисленные качества не формируются сами собой. Нам необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые наши ученики осознавали бы необходимость воспитания у себя таких качеств.
2. Внутренние мотивы и внешние мотивы деятельность школьников.
В данном вопросе предлагаю обратиться к достижениям современной психологической и педагогической науки. Начну с понятий.
Мотивы – (от лат. moveo -двигаю) по одним источникам это побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности. По другим источникам это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определённых действий. В роли мотивов могут выступать потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Все мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения. Это – внутренние мотивы. Другие связаны – с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. Это – внешние мотивы.
Что же характеризует внутренние мотивы?
Внутренние мотивы:
Собственное развитие в процессе учения
Действие с другими и для других
Познание нового и неизвестного
Внутренние мотивы направлены на стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, действовать для других, стремлением проникнуть в суть явлений, рассуждать, преодолевать препятствия в ходе решения учебной задачи и соответственно от всего этого получать эмоциональное удовлетворение.
Внешние мотивы: это широкие социальные мотивы долга, ответственности перед родителями, обществом. Узколичные мотивы - учёба ради лидерства, престижа, стремление получать хорошие отметки.
Учеба как вынужденное поведение
Учеба как привычное функционирование
Учеба ради лидерства и престижа
Стремление оказаться в центре внимания
Отдельной группой психологи выделяют отрицательные мотивы: стремление избежать неприятностей, наказания, осуждения.
Обе эти категории мотивов необходимы для успешного осуществления не только учебной, но и любой другой деятельности.
Перед школой встаёт большая проблема формирования именно внутренней мотивации.
Когда речь заходит о демотивированности школьников, обычно имеют в виду снижение интереса к учебе, т.е. снижение ее внутренней мотивации. Данный негативный процесс начинается у многих школьников, как правило, с переходом из начальной в среднюю школу и особенно усиливается в подростковом возрасте.
Причины снижения внутренней мотивации у подростков:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Психологами установлено, что в 5-6 классах преобладает социальный мотив учения, т.е. мотив ответственности перед родителями, классом, учителем; в 7 классах и 8-х - социально- познавательный, т.е. ещё и желание узнать новое, проявить себя; в 8 классах – стремление проникнуть в суть явлений, получить развитие в ходе учения.
Однако вызывает тревогу то обстоятельство, что у подростков нередко снижается общий интерес к учению, к школе. Наибольшее падение интереса к учебным предметам приходится на 5 и 7 классы. Школа перестаёт быть для ученика центром его духовной жизни. Это возникает на почве своеобразного «мотивационного вакуума»: те мотивы, которые побуждали ребёнка к учению в начальных классах (интерес к пребыванию в школе, к первым результатам учебного труда, общий интерес к процессу учения как общественно значимой деятельности), уже удовлетворены, а новые мотивы, отвечающие условиям средней школы и возрастным особенностям подростка, не всегда сформированы.
Ряд обстоятельств может объяснить снижение интереса к учению у учащихся средней школы.
Подросток тяготеет к активной деятельности, делающей его в своих глазах взрослым, сопровождающейся положительными эмоциями самоуважения, которые столь необходимы для формирующейся личности.
Но такие виды деятельности бывают мало представлены в школе, способам их выполнения не всегда учат. Возможность утверждать себя подросток ищет – и находит - во внешних видах деятельности, которые становятся более привлекательными для него, чем школьные занятия.
2) Отношение подростка к учению, никогда не выступает в «чистом виде», оно всегда преломляется через его сложные отношения с взрослыми и сверстниками.
3) Бурно развивающееся стремление подростка к самостоятельности и взрослости особенно остро не удовлетворяется в тех случаях, если:
учителя средней школы используют преимущественно традиционные методы сообщающегося обучения;
когда преобладает традиционная структура урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание не дом);
когда универсальной формой изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;
изучение нового материала приходится нередко на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности учеников;
как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;
требования, предъявляемые учителем к ученику, не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.
4) Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им не интересно записывать под диктовку учителя или списывать с доски. Они не склонны, как ученики начальных классов, слушать подробные объяснения учителя, а ждут новых форм знакомства с новым материалом, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Подростки стремятся иметь свою точку зрения и высказывать её на уроке, любят, когда учитель апеллирует к их интеллектуальным возможностям, их привлекает более сложный учебный материал. Чем старше подросток, тем больше он тяготеет к осознанию своих учебных действий, к пониманию их последовательности, к планированию их и, в конечном счёте, к управлению ими.
Таким образом, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности: общая широкая активность детей этого возраста, готовность их включиться в разные виды деятельности, стремление к взрослым формам учения. Однако эти условия недостаточно используются, не всегда учителя умеют организовать формирование способов самостоятельной учебной работы и на этой основе - способов саморегуляции. У подростков вызывает неудовлетворенность то обстоятельство, что в школе он не пополняет опыт самостоятельной познавательной деятельности, что его не всегда учат тем приёмам, с необходимостью которых он чаще всего сталкивается на практике.
5) И ещё одна из причин снижения интереса к школе - подросток не всегда получает здесь возможность самоутверждения.
У старшего школьника широкие познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии, старшеклассник при постановке системы целей учится исходить из планов своего индивидуального самоопределения. Возрастает умение оценить реалистичность своих целей.
3. Условия развития учебной мотивации современного школьника:
1. Предоставление свободы выбора. Ученик, а также его родители (так как характер отношения родителей к школьному обучению непосредственно сказывается на мотивации их ребенка) должны иметь возможность выбора школы, учителя, программы обучения, видов занятий, форм контроля. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство самодетерминации, чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты.
2. Максимально возможное снятие внешнего контроля. Минимизация применения наград и наказаний за результаты обучения. Так как это ослабляет внутреннюю мотивацию.
3. Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений ученика. Результаты обучения должны соответствовать потребностям ребенка и быть значимыми для него.
4. Урок следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия и взаимного уважения.
5. Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер его отношения к ученику.
6. Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, является проблемное обучение.
7. Формирование обобщенных методов (способов) работы с базовыми знаниями.
8. Процесс обучения построен так, что ребенок усваивает знания и умения через их применение.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Между мотивами и целями существуют весьма сложные отношения. Наилучший путь движения - от мотива к цели, т.е. когда ученик уже имеет мотив, побуждающий его стремиться к заданной учителем цели.
4. Первичные управленческие знания и их связь с дидактикой.
Сегодня учитель приобретает иные роли и функции в учебном процессе, не менее значимые, чем в традиционной школе, но значительно более сложные. Одним из условий формирования самоопределяющейся личности является образовательное пространство, дающее возможность каждому ученику систематически вырабатывать способность к осознанному соотнесению хочу и могу. Построить такое пространство учебной деятельности должен учитель при активном участии своих учеников.
Какими должны быть мы учителя, чтобы создать все эти условия, обеспечить содержание учебного процесса, найти общий язык со своими учениками. Мы не просто должны. Мы обязаны стремиться не только к профессиональному совершенству, но и к человеческому. Конфуций сказал: « три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражания – самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький» У нас с вами выбора нет – надо идти по всем трем дорогам сразу. И движение по этим трём дорогам приводит к мысли о необходимости учителю управленческих знаний.
Специфичность нашей педагогической деятельности заключается в том, что она является неотъемлемой частью обучения, который состоит из преподавания и учения (ОБУЧЕНИЕ=ПРЕПОДАВАНИЕ+УЧЕНИЕ) процесс преподавания – это деятельность учителя. Процесс учения – это уже деятельность наших учеников, у которых свои мотивы, цели, средства, и которые стремятся к своим результатам, несовпадающим с нашими. В пространстве урока собраны индивидуумы, деятельность которых нужно привести к общему знаменателю. К той норме деятельности, которую знает и задает учитель.
Управление необходимо на любом этапе урока. Чем же необходимо управлять? Понимая из каких составляющих состоит деятельность, учитель должен управлять:
-целеполаганием учащихся,
-мотивацией их деятельности,
-формированием умений,
-созданием обратных связей учитель-ученик,
-потоками информации и коррекцией этих потоков,
-созданием проблемных ситуаций,
- комфортным самочувствием всех участников образовательного процесса.
Для профессионально работающего учителя очевидно, что все это должно находиться в поле зрения. Под его управляющим воздействием. Сложность нашей педагогической деятельности состоит в том, что мы управляем живыми людьми, способными внести непредвиденные для учителя коррективы в ход урока.
5. Рассмотрим условия эффективности обучения школьников в современных условиях.
дифференциация и индивидуализация заданий по степени сложности (учителя используют преимущественно традиционные методы сообщающего обучения, традиционная структура урока.)
привлечение внимания учащихся к целям обучения, к содержанию знаний, процессу учебной работы и ее результатам;
мотивационная направленность обучения (не учитываются мотивы, они разные в начальной школе и в основной и старшей школе);
контакт между учителем и учеником (не секрет – авторитарный стиль преобладает);
показ учащимся практической ценности сообщаемых им знаний, связь Этих знаний с их жизненным опытом, интересами, запросами;
осуществление межпредметных связей в обучении.
Давайте зафиксируем еще одну проблему для детальной проработки - в нашем коллективе реализуются условия эффективности обучения? Несомненно, но раз есть проблема пониженной мотивации – значит не в полной мере реализуются.
Дети, ученики живут сегодня, НУЖНО ОСОЗНАТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ, необходимость работать по-новому.
6. Урок - основная форма организации учебного процесса по- новому.
На уроке профессионализм и мастерство учителя оценивается не только через владение предметным содержанием, что является несомненным показателем квалификации учителя, а через умение организовать учебную деятельность учеников и управлять ею.
Критерии и показатели эффективности современного урока
№ | Критерии и показатели | «Школа мышления» инновационная школа | «Школа памяти» традиционная школа |
1. | Интерес и мотивация | Целенаправленно создается учителем | Не создается |
2. | Целеполагание урока | Цель урока согласуется в обсуждении с учениками | Цель урока задается учителем |
3. | Характер учебных заданий | Проблемный поисковый. Творческий | Репродуктивный по алгоритму |
4. | Время говорения уч-ся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителе | Сопоставимо | Много меньше |
5. | Активность ученика на уроке | Высказывание своей точки зрения, участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения | Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера |
6. | Преобладание стиля общения «учитель-ученик» | Диалогический | Монологический (со стороны учителя) |
7. | Форма пространства учебной деятельности | Урок-исследование, защита проекта, игровой урок урок-конференция и т.д. | Традиционный урок |
8. | Психологический климат урока | Положительное эмоциональное воздействие, комфортность | Напряженность, страх, смятение |
9. | Рефлексия урока | Присутствует | Отсутствует |
10. | Приёмы, методики, технологии преподавания | Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания | Типовые учебные планы и методики |
Попробуйте оценить эффективность своих уроков, исходя из данных критериев, к какой школе вы отнесли бы свой стиль работы?
Формы педагогического воздействия:
всегда сохранять уважительное отношение к личности «проблемного» ребенка, как правило, обделенного положительными эмоциями;
говорить как с взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, не противопоставлять свой или чей-то иной авторитет мнению ребенка в качестве абсолютного образца;
совместно разрабатывать правила и нормы жизнедеятельности, уметь прощать, но не закрывать глаза на несоблюдение договора;
создавать ситуацию успеха, скомпенсировать недостатки выявлением положительных сторон, организовывать переубеждение на его собственном опыте;
предъявлять требования, не вспоминая прошлые просчеты или негативный опыт, формировать отношение ответственности перед собой и коллективом за выполнение того или иного поручения, поощрять за выполнение;
вовлекать и включать во все мероприятия коллектива, подчеркивая роль «проблемного» ребенка в итоговом результате.
Установки и действия педагога:
создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
эмоциональная речь учителя;
использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
применение поощрения и порицания;
вера учителя в возможности ученика;
формирование адекватной самооценки учащихся.
Не секрет, что мы много знаем, но мало что применяем. Не знаю, почему - может недостаточна мотивация, может лень и нежелание перестраиваться, а может стоит попробовать?
8