Проблемы преемственности и адаптации обучающихся 5-го класса.
Подготовила: Косенкова Ю.В.,
учитель русского языка и чтения
Все наши замыслы превращаются в прах, если нет у ученика желания учиться. В.А.Сухомлинский
Адаптация – приспособление к окружающим условиям .
Адаптация
физиологическую
Факторы влияния на переход из начальной школы в основную:
- Смена социальной обстановки;
- Увеличение учебной нагрузки;
- Отличие систем и форм обучения;
- Различие требований со стороны учителей-предметников;
- Изменение стиля общения с детьми.
Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:
личные проблемы
физиологические изменения
Причины неуспеваемости при переходе в 5-й класс:
отсутствие способностей
отсутствие интереса
Сложности организационного и учебного характера
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
2. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
3. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
4. Наличие большей свободы и самостоятельности.
5.Личностный контакт с учителями.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
1. Необходимо согласовать требования всех учителей-предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса школьника:
- готовность к уроку (наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ; требования к ведению дневника.
3.Урок заканчивать со звонком, не задерживать детей на перемене.
4.Домашнее задание не оставлять на самый конец урока - его надо прокомментировать, дать инструкции по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ С ПЯТИКЛАССНИКАМИ
5.Учитель-предметник должен помнить, что урок в 5-м классе должен быть с частой сменой видов деятельности, включая физминутку.
6.Новые виды учебной деятельности должны сопровождаться четкими инструкциями.
7.Учащиеся должны знать свои права и обязанности, правила поведения в кабинетах, правила по технике безопасности, правила дежурных. 8.Задача учителя - знать затруднения учащихся в усвоении учебного материала, своевременно прийти на помощь.
9.Не забывайте: «Ученик и учитель - союзники. Обучение должно быть бесконфликтным».
Меры, способствующие быстрой, успешной адаптации детей и формированию коллектива :
Беседы на первых классных часах – «Проучились месяц, что произошло, как чувствуете?...»
Провести серию игр на классных часах:
« Я – пятиклассник», «Мы – пятый »
« Начинаем разговор » – планируем жизнь класса на год, полгода «Как мы будем жить?»
« Рассаживаемся за парты» - как будем сидеть
«Пирог нашего класса» - на сплочение
« Цветок нашего класса» - лучшие мои качества
«Букварь» - с чего начинается моё имя,
«Ищу друга» - знакомимся ближе , ищем единомышленников
« Я люблю, я не люблю» - всё обо мне
«Два барана» - на вежливость в общении и т.д.
Определить правила жизни класса «У нас принято – У нас не разрешается»
ГОУ СОШ №1376
Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. В.А.Сухомлинский
Мысль в подарок
« Учить и воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам...» Андре Моруа
Спасибо за внимание!
ГОУ СОШ №1007