Выступление на педагогическом совете на тему: «Психологический комфорт ребенка во внеклассной деятельности».
«Казанская школа-интернат №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Воспитатель: Шакирова Д. Р.
Психологическая комфортность - это такое состояние, возникающие в процессе жизнедеятельности ребенка, которое указывает на состояние радости, удовольствия, удовлетворения, испытываемые школьниками находясь в учебном учреждении; это условия жизни, при которых любой человек чувствует себя спокойно, ему нет необходимости от кого-либо защищаться.
Большую часть времени ребенок проводит в школе. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Необходимо находить в каждом ребенке таланты, способствовать его самовыражению. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Ведь от того, насколько ребенку комфортно в школе, зависит качество образования и психологическое здоровье учащихся. В этом немаловажную роль играет предметно-развивающая среда. Предметно - развивающая среда очень важна для ребёнка с ОВЗ, так как она способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность ребёнку испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества. Всё имеет значение: цвет стен, мебели, рациональное распределение пространства на зоны, наличие места для самостоятельных игр, уединения ребёнка. Правильная организация среды помогает ребёнку найти занятие по душе, проверить свои силы, способности в той или иной деятельности, взаимодействовать с одноклассниками, развивать умение работать в паре, группе, при этом понимать и принимать мнение окружающих, оценивая их слова и поступки, что и является основополагающим в развивающем обучении. Доминантный вид деятельности в образовательном учреждении - учебная деятельность. Но, как известно, для детей с ОВЗ преобладающим видом деятельности является игровая деятельность. Многие дети очень длительно и проблематично перестраиваются на учебную деятельность, а в некоторых случаях, игровая деятельность остаётся у детей ведущей. Поэтому именно игровая зона будет им наиболее приемлема.
Наша классная комната содержит не только традиционное учебное, но и игровое пространство. Оснащение игровой зоны позволяет интересно организовать досуг во внеурочное время. Пол игровой зоны застелен ковром, поэтому дети могут играть сидя. Дети с удовольствием проводят там время, играют в настольные игры, развивающие познавательные процессы; читают журналы, детские книги, устраивают ролевые игры с мягкими игрушками. Наша развивающая среда соответствует интересам мальчиков и девочек. Игровой материал и игрушки соответствуют возрасту детей и требованиям СанПиНа. Все игрушки размещены таким образом, чтобы дети могли свободно ими играть и убирать на место. В игровой зоне имеется спортивный инвентарь: массажные коврики, кегли, обручи, скакалки, мячи. Библиотека детских книг образует читательский уголок. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами. Формировать читательские умения и развивать навыки чтения.
Зона «Очумелые ручки» представляет собой выставку детских поделок и рисунков. Работы можно выставлять на специальных полках, обновлять по мере необходимости Создание данной зоны помогает ребенку почувствовать свою значимость, повышает его самооценку. В классе есть телевизор, учащиеся любят смотреть мультфильмы, познавательные фильмы о природе. Внеурочная деятельность учащихся осуществляется в форме досуговой деятельности, воспитательских занятий , а также в форме кружков и секций во второй половине дня.
Одной из задач школы является коррекция нарушений речи у учащихся. Коррекционная работа ведется как на уроках, так и во внеурочное время. Коррекционная зона или зона развивающих игр занимает несколько полок. Здесь находятся дидактические игры, способствующие развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса.
Создавая психологический комфорт в группе продленного дня я стремлюсь, чтобы в адрес детей чаще звучали слова одобрения, похвала и поощрение, слова психологической поддержки. Стараюсь исключить из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на учеников, вызывают эмоциональный дискомфорт. В своей работе я использую отдельные развивающие игры, упражнения комфортного общения Для создания положительного эмоционального фона в группе продленного дня я провожу следующие упражнения:
Упражнение «Улыбнись»
Упражнение «Азбука хороших слов» (дети называют добрые, ласковые, вежливые слова на заданную букву)
На прогулке воспитанники любят участвовать в тренингах комфортного общения
«Скажи комплимент»
«Поменяйтесь местами те, кто» (родился зимой, у кого есть сестра, у кого серые глаза, кто летал на самолете).
«Доброе пожелание».
В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей -традиционно петь хороводную игру "Каравай". Дети говорят добрые пожелания.
У нас есть один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Я предлагает всем детям сесть вокруг меня чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Максим справился с заданиями правильно. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.
У детей этого большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.
Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня .