Ребенок с СДВГ. Как воспитателю организовать с ним работу в группе
© Copyright Showeet.com – Free PowerPoint Templates
Выполнила
педагог – психолог
Филонова А.В.
Практически в каждой группе есть хотя бы один ребенок с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Но не все воспитатели сразу находят подход к такому воспитаннику, особенно когда диагноза еще нет. Первое время педагоги делают бесконечные замечания ребенку, в ответ воспитанник демонстрирует протестное поведение.
Потом педагоги пытаются ограничить его в активности: запрещают бегать, сажают на стул. Но и это не помогает. Тогда педагоги опускают руки, думают, что ребенок «ведет себя так назло» и неисправим.
Чтобы помочь педагогам, необходимо дать им рекомендации, как взаимодействовать с детьми с СДВГ и выстраивать с ними занятия.
Признаки и причины СДВГ у ребенка
- Синдром дефицита внимания с гиперактивностью - неврологическое поведенческое расстройство, которое начинается в детском возрасте. В появлении СДВГ не виноват ни ребенок, ни его родители, ни условия воспитания. Это врожденная особенность нервной системы, которая сама собой сглаживается в подростковом возрасте по мере перестройки и дозревания мозга.
- Сдвг может быть у любого ребенка. Среди факторов, которые могут привести к этому синдрому: любые сложная беременность и роды, ранние инфекционные заболевания и черепно-мозговые травмы, резус-конфликт матери и ребенка, слишком ранний (до 19) и поздний (после 35 у матери и после 39 у отца) возраст родителей.
- Появляется СДВГ рано - в первые 5 лет жизни. Ребенок с данным синдромом отличается от ровесников импульсивностью, часто травмируется, совершает необдуманные поступки. Такому ребенку не хватает предусмотрительности и сдержанности. Ему чаще других детей делают замечания взрослые. Особенно трудно таким детям на учебных и творческих занятиях, в спорте - недостаточно сформированная способность удерживать внимание на деле, и повышенная подвижность мешают довести дело до успешного финала.
- Чтобы установить, есть у ребенка синдром дефицита внимания или нет, требуется психологическое и неврологическое обследование. Однако и воспитатель может понять, что воспитанник страдает СДВГ. Многие признаки этого расстройства проявляются в его повседневном поведении:
Признаки в поведении ребёнка, которые указывают на вероятное наличие СДВГ
Чем больше таких признаков вы отмечаете в поведении ребенка, особенно если ему больше 5 лет, тем вероятнее, что у него СДВГ
Познавательная активность
Гиперактивность
- часто теряет свои вещи;
- быстро теряет ко всему интерес;
- постоянно меняет игры и занятия;
- не доводит дела до конца, не заканчивает начатое;
- не любит совместные игры
- с трудом дожидается своей очереди в игре;
- делает все, не обдумывая, «лезет, не разбирая дороги»
Речь
- много болтает;
- речь торопливая;
- говорит часто на вдохе
Внимание
- не может удержать внимание на одном деле дольше 5 минут;
- легко отвлекается во время выполнения дела на любые, даже незначительные стимулы:
- не может сконцентрировать внимание, даже когда увлекается заданием и пытается сосредоточиться
Двигательная расторможенность
- часто крутится на месте, крутит руками, совершает «лишние», то есть ненужные, не функциональные в текущей ситуации движения;
- неусидчив, постоянно меняет позу, когда сидит;
- двигается больше и суетливее, чем его ровесники;
- чем сильнее устал, тем меньше способен сосредоточиться и тем более двигательно расторможен
Основные правила поведения педагога с дошкольником с СДВГ
- Правило 1. Помнить, что синдром дефицита внимания и гиперактивность не связаны с особенностями воспитания, характером ребенка, его отношением к взрослому или ситуации: он не может иначе. Ребенок не виноват, что невнимателен, неусидчив и расторможен. Это особенность работы его нервной системы. Поэтому педагог не должен судить о поведении ребенка как о проявлении его «злой воли». (С правилом этим я поделилась в памятке)
- Правило 2. Давать гиперактивным детям задание подвигаться с утра. До детского сада или с самого утра в группе ребенку с СДВГ надо по 10-15 минут активно и свободно подвигаться. Зарядку эти дети обычно не любят, а свободную двигательную активность любят. Можно танцевать, висеть на шведской стенке, гонять мяч, изображать ниндзя. Движения должны быть свободными, такими, как захочет сам ребенок.
- Правило 3. Каждые 10-15 минут поручать ребенку с СДВГ сделать что-то, что потребует от него активно подвигаться. Например, принести карандаши, вымыть доску для рисования. Воспитатель должен разрешать ребенку побегать, отжаться, прокатиться кубарем по ковру. Можно даже попросить показать «трюки» для остальных. Так ребенок с СДВГ сбросит двигательное напряжение, станет более управляемым и внимательным. Если заставлять сидеть тихо и не суетиться, будет только хуже.
Основные правила поведения педагога с дошкольником с СДВГ
- Правило 4. Предлагать ребенку посидеть в уголке уединения, когда он сильно расторможен и активен. Чем меньше стимулов, тем легче успокоиться и снизить темп, поэтому ребёнку с СДВГ полезно делать паузы в релаксирующих условиях. При этом предложение побыть в уголке уединения никогда не должно выглядеть наказанием.
- Правило 5 . Оформить в группе наглядные памятки с правилами выполнения ежедневных заданий. Например, алгоритм сборов на улицу в рисунках, правила поведения во время приема пищи. Воспитатель должен молча показывать на памятку ребёнку с СДВГ, если он не может сосредоточиться.
- Правило 6. Следить за тем, чтобы в группе было проветрено и была питьевая вода. Если ребенок расшумелся, носится, лучший способ в этой ситуации для воспитателя - предложить ему попить, попросить посмотреть в окно.
- Правило 7. Аккуратно располагать материалы и игрушки в группе. Хаос в помещении усиливает расторможенность и невнимательность детей. Поэтому воспитатель должен размещать игрушки, бумагу, канцелярские принадлежности так, чтобы дети сразу видели, где что находится, и могли легко их достать и убрать.
- Правило 8. Чередовать типы занятий с детьми не реже чем раз в 20 минут. Например, поговорили, поиграли, порисовали, подвигались, свободная игра.
Основные правила поведения педагога с дошкольником с СДВГ
- Правило 9. Каждые 15-20 минут делать паузу на 2-3 минуты. В это время воспитатель может дать ребенку подвигаться, попить воды, поговорить с другими детьми.
- Правило 10. Давать короткие понятные задания. Воспитатель должен говорить кратко, делить задание на части.
- Правило 11. Играть с ребенком в игры, которые требуют внимания и усидчивости. Начинать лучше с самых простых: «съедобное - несъедобное», «да - нет не говорить, черное - белое не надевать», «покажи все предметы... цвета», «сосчитай всех ворон, которых мы встретим», настольные игры. (В памятке описаны игры, которые нужно включать в работу с детьми с СДВГ)
- Правило 12. Давать ребенку возможность сбросить двигательное напряжение. Ежедневно он должен иметь возможность бегать, лазить, исследовать пространство. Ему нужна возможность двигаться спокойно. Воспитатель должен помнить: дети отдыхают иначе, чем взрослые. Если взрослым часто надо посидеть, то детям - подвигаться.
ПАМЯТКА для воспитателей «Нет и да в воспитании ребенка с СДВГ»
Нет
Не вините родителей и самого ребенка в том, что он невнимательный.
Ребенок ведет себя так не специально и не назло. В возникновении СДВГ и нарушениях внимания не виноваты ни родители, ни сам ребенок.
Не ужесточайте требования и наказания . Вы не решите проблему, если будете запрещать ребенку крутиться и требовать сосредоточиться.
У детей с СДВГ нет нарушений интеллекта . Не ищите признаки этих нарушений.
4
ПАМЯТКА для воспитателей «Нет и да в воспитании ребенка с СДВГ»
Да
Учитывайте повышенную потребность ребенка с СДВГ в движении и переключении внимания. Организуйте режим так, чтобы он мог не реже чем раз в полчаса сбросить двигательное напряжение. Дайте подвигаться, разрядиться.
Играйте в стоп-игры, игры с правилами, игры с копированием образца, подвижные игры, игры-поиски. Они помогут удержать внимание ребенка.
Опирайтесь на сильные стороны ребенка, умейте видеть его достоинства. У ребенка с СДВГ есть свои интересы, активность, высокая скорость, живость, непосредственность. Поощряйте его за достижения, хвалите, выражайте свою симпатию к воспитаннику.
ПАМЯТКА для воспитателей Игры, которые нужно включать в работу с детьми с СДВГ
Стоп-игры
Дайте задание выполнять
некие действия до сигнала «стоп».
Игры-поиски
Попросите ребенка найти предметы,
которые соответствуют определенному признаку.
Ребенок должен найти как можно больше
таких предметов либо перечислить их.
Игры с копированием образца
Используйте игры типа «зеркало» - «повтори мои
движения так, будто ты зеркало, я подниму вот
эту руку, а ты ...» «повторяй за мной и т.д.
Предлагайте скопировать простой рисунок
на листе в клеточку, дорисовать симметричную
половинку рисунка, продолжить «заборчик».
ПАМЯТКА для воспитателей Игры, которые нужно включать в работу с детьми с СДВГ
Игры для снятия двигательного напряжения
Гиперактивного ребенка бесполезно усаживать,
успокаивать. Надо дать возможность сбросить
напряжение, «разрядиться». Для этого подойдут
любые подвижные игры. Можно совместить
подвижную игру с игрой с правилом.
Игры с правилами
Ребенку с СДВГ можно предложить игры с правилами. Главное, чтобы они соответствовали его возрасту. Это простые игры-бродилки с коротким маршрутом (до 25-40 пунктов), игра «Да - нет не говорить, черное - белое не надевать» (в ответ на вопросы взрослого ребенок должен говорить любые слова, кроме «да», «нет», «черное», «белое»).
Или игра «Капитаны». Она не только формирует произвольность, но и дает двигательную разрядку: ребенок или группа детей должна выполнять только те задания взрослого, которые он начал со слова «капитаны» (капитаны, подпрыгните; капитаны, шаг вперед; капитаны, поднимите правую руку).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!