СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на педагогическом совете по теме: Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации программы кружка "История Донского края"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта духовно- нравственного воспитания школьников в кружковой работе по краеведению

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете по теме: Духовно-нравственное воспитание в рамках реализации программы кружка "История Донского края"»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ ПО ТЕМЕ:

«ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КРУЖКА ИСТОРИЯ ДОНСКОГО КРАЯ»

Подготовил: учитель истории , обществознания Гончаренко С. Г.

13.01. 2020 г.

Своё выступление я начну словами Л.Н.Толстого. Он писал: «Из всех, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добро» Это он писал о духовно-нравственном воспитании.

В настоящее время вопрос духовно- нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед общеобразовательной школой, семьёй ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина , способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Её решение связано с формированием устойчивых духовно- нравственных свойств и качеств личности школьника. Актуальность данной задачи очевидна, т.к во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано».

Частью духовного-нравственного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной жизненной позиции.

Одним из важных направлений в духовно-нравственном воспитании школьников является краеведение.

Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать школьное краеведение.  Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно – полезной и увлекательной работе.

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний и развития личностных качеств ребенка. Я считаю, что изучение родного края является одним из важнейших направлений в работе современной школы.

Реализовывается это направление у нас в школе через урочную и внеурочную деятельность. Во внеурочной деятельности реализация краеведческого направления осуществляется через кружок «История Донского края». Курс состоит из 2 разделов: История донского края и Шахтыведение

Главной целью моей работы по краеведению является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.  

Изучение краеведческого материала позволяет ученикам понимать, что история нашего края развивается во взаимодействии с историей страны.

Привлечение ярких эпизодов из истории родного края в тот или иной период позволяет сделать многие события отечественной истории более близкими и понятным для учащихся.

Особенно широко используется краеведческий материал при изучении тем по истории страны в годы Великой Отечественной войны.

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия детей в конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, туристско - краеведческом слёте.

Нужно отметить, что краеведение подразумевает не только знания о местном крае, но и пути познания, поиска и распространения этих знаний. Это не только способ сохранения и освоения исторического опыта, но и обретение личного опыта, возможность социализации подростка, вовлечение ребёнка в деятельность наравне с взрослыми. Другими словами, это способ сохранения и освоения исторического опыта. В этой связи краеведение является мощным воспитательным фактором, средством развития патриотизма, любви к своей «малой родине».

Занятие краеведением сближает историю страны с историей области, города, семьи. Знакомит ученика не с отвлеченными событиями, а с конкретными действиями, в которых принимали участие его предки. Это позволяет лучше осмыслить события, происходившие в стране, понять их истинный смысл, воспитывает чувство гордости, как за всю страну, так и за конкретный уголок, где живет ученик, способствует развитию творческих, поисково-исследовательских способностей.

Вывод: решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания через изучение истории родного края, мы способствуем личностному росту и духовному становлению учащихся.









На достижение этой цели направлена реализация следующих  задач:

- формирование компетентностного подхода в обучении;

- расширение и углубление общеисторических знаний учащихся через изучение краеведческого материала;

- развитие умений и навыков работы с разнообразными источниками знаний;

- воспитание любови к своему краю, малой родине, интереса к истории на доступном для учащихся материале.

В работе я использую разнообразные технологии:

  1. Разноуровневое обучение. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже  продвигаться в учении.

  2. Проектные методы обучения. Работая по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

  3. Исследовательские методы. Это дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что очень важно при формировании мировоззрения.

  4. Технологии использования в обучении игровых методов: ролевых, игровых и других видов обучающих игр. Они позволяют расширить кругозор учащихся, развивать познавательную активность, формировать определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности.

  5. Обучение в сотрудничестве.Основная идея технологии - учиться вместе (групповая работа учащихся, которые совместно работают над решением какой-либо проблемы или незнакомого вопроса).



   Творческие работы, поисково-исследовательские и презентационные проекты выполняются учениками как индивидуально, так и в творческих группах. Эти работы имеют огромную практическую значимость, представляются на уроках истории, тематических классных часах, конкурсах в школе,  крае.

При выполнении  краеведческого  задания, творческих работ, поисково-исследовательских и презентационных проектов  школьники учатся работать с информационными каталогами и медиаресурсами школы, получать информацию из сети Интернет, учатся указывать источники полученной ими информации, приобретают культуру работы с текстовыми и графическими документами, создают электронные хронологические таблицы, слайды, где наглядно демонстрируют исторические события,  выполняют работу с исторической картой.